logo search
Sotsiologia

33. Культура в широком и узком смысле

Культура — это способ усвоения реальной действительности на основании оценки и выявления ценностей разных идей, норм, ориентаций, средств, которые воплощены в разных видах действий в разных формах. Она помогает человеку отличить хорошо от плохого, умное от глупого, разрешенное от неразрешенного. прибыльное от убыточного и тому подобное. В поведении людей, в Их деятельности культура воплощается в предметно вещевых и знаково-символических формах. Она способна развиваться. Восприятие культуры происходит в процессе социализации личности, ее воспитания и учебы. С помощью книг, средств массовой информации, общения, наблюдения за поведением других, собственной деятельности человек накапливает собственный опыт, делает своим достижением культуру своей сими, нации, человечество в целом. В этом смысле развитие человечества означает развитие культуры. Однозначное толкование культуры невозможно, потому что она пронизывает все сферы жизнедеятельности общества, приобретая разные оттенки. Нет другого срока в социологии, который бы так часто употреблялся и был таким многозначительным, как культура. Еще в начале века Е. Тейлор определил культуру (цивилизацию) как комплекс знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком — членом общества. Понятие «культура» и «цивилизация» Е. Тейлор употребляет как синонимы. Однако последние ЗО—40 лет четко обнаружили «язвы» цивилизации— термоядерное оружие, экологические кризисы, Чернобыльская катастрофа, урбанизация с ее крайностями, наркомания и тому подобное. Все, что в цивилизации направлено против человека, ее жизнь, физического и морального здоровя, не может создавать культуру. К ней принадлежит лишь то, которое имеет умные принципы.

34. ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ

Культура включает в себя три вида элементов:

1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт. Мы все воспринимаем мир через формы, цвет и вкус предметов, но разные культуры организуют свой мир по-разному. Изучение слов определенного языка, таким образом, дает человеку средства для ориентировки в окружающем мире путем усвоения, накопления и организации своего" опыта.

2. Отношения. Культура в действительности не только описывает при помощи понятий то, из чего состоит мир, но и содержит определенные представления, как эти составные части связаны друг с другом в пространстве и времени, по значению (черное противоположив белому) и каузально (пожалел ребенка - испортил ребенка). Каждая культура характеризуется своими взглядами на взаимоотношения между понятиями как реального мира, так и мира сверхъестественного. Христианская теология, например, пытается объяснить создание мира божественным началом.

3. Ценности. Этот элемент культуры представляет собой разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных доктрин. И хотя разные культуры могут полагать ценностями разные вещи, каждое социальное устройство делает свой выбор - что считать ценностью, а что нет.

35. ДАЙТЕ ХАРАКТЕРИСТИКУ ЭЛИТАРНОЙ КУЛЬТУРЕ

К элитарной или высокой культуре принадлежит классическая музыка, высокоинтеллектуальная литература, утончено искусство, рассчитанные на высокообразованную часть общества. Создается она специалистами высокого класса для элиты.

Элитарная культура — субкультура привилегированных групп об-ва, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Апеллируя к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае круг тех и других почти совпадает), Э.к. сознательно и последовательно противостоит культуре большинства, или массовой культуре в широком смысле (во всех ее истор. и типологич. разновидностях — фольклору, народной культуре, офиц. культуре того или иного сословия или класса, гос-ва в целом, культурной индустрии технократич. об-ва 20 в. и т.п.). Более того, Э.к. нуждается в постоянном контексте массовой культуры, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, на разрушении сложившихся стереотипов и шаблонов масскульта (включая их пародирование, осмеяние, иронию, гротеск, полемику, критику, опровержение), на демонстративной самоизоляции в целом нац. культуры.