33. Культура в широком и узком смысле
Культура — это способ усвоения реальной действительности на основании оценки и выявления ценностей разных идей, норм, ориентаций, средств, которые воплощены в разных видах действий в разных формах. Она помогает человеку отличить хорошо от плохого, умное от глупого, разрешенное от неразрешенного. прибыльное от убыточного и тому подобное. В поведении людей, в Их деятельности культура воплощается в предметно вещевых и знаково-символических формах. Она способна развиваться. Восприятие культуры происходит в процессе социализации личности, ее воспитания и учебы. С помощью книг, средств массовой информации, общения, наблюдения за поведением других, собственной деятельности человек накапливает собственный опыт, делает своим достижением культуру своей сими, нации, человечество в целом. В этом смысле развитие человечества означает развитие культуры. Однозначное толкование культуры невозможно, потому что она пронизывает все сферы жизнедеятельности общества, приобретая разные оттенки. Нет другого срока в социологии, который бы так часто употреблялся и был таким многозначительным, как культура. Еще в начале века Е. Тейлор определил культуру (цивилизацию) как комплекс знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком — членом общества. Понятие «культура» и «цивилизация» Е. Тейлор употребляет как синонимы. Однако последние ЗО—40 лет четко обнаружили «язвы» цивилизации— термоядерное оружие, экологические кризисы, Чернобыльская катастрофа, урбанизация с ее крайностями, наркомания и тому подобное. Все, что в цивилизации направлено против человека, ее жизнь, физического и морального здоровя, не может создавать культуру. К ней принадлежит лишь то, которое имеет умные принципы.
34. ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ
Культура включает в себя три вида элементов:
1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт. Мы все воспринимаем мир через формы, цвет и вкус предметов, но разные культуры организуют свой мир по-разному. Изучение слов определенного языка, таким образом, дает человеку средства для ориентировки в окружающем мире путем усвоения, накопления и организации своего" опыта.
2. Отношения. Культура в действительности не только описывает при помощи понятий то, из чего состоит мир, но и содержит определенные представления, как эти составные части связаны друг с другом в пространстве и времени, по значению (черное противоположив белому) и каузально (пожалел ребенка - испортил ребенка). Каждая культура характеризуется своими взглядами на взаимоотношения между понятиями как реального мира, так и мира сверхъестественного. Христианская теология, например, пытается объяснить создание мира божественным началом.
3. Ценности. Этот элемент культуры представляет собой разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных доктрин. И хотя разные культуры могут полагать ценностями разные вещи, каждое социальное устройство делает свой выбор - что считать ценностью, а что нет.
35. ДАЙТЕ ХАРАКТЕРИСТИКУ ЭЛИТАРНОЙ КУЛЬТУРЕ
К элитарной или высокой культуре принадлежит классическая музыка, высокоинтеллектуальная литература, утончено искусство, рассчитанные на высокообразованную часть общества. Создается она специалистами высокого класса для элиты.
Элитарная культура — субкультура привилегированных групп об-ва, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Апеллируя к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае круг тех и других почти совпадает), Э.к. сознательно и последовательно противостоит культуре большинства, или массовой культуре в широком смысле (во всех ее истор. и типологич. разновидностях — фольклору, народной культуре, офиц. культуре того или иного сословия или класса, гос-ва в целом, культурной индустрии технократич. об-ва 20 в. и т.п.). Более того, Э.к. нуждается в постоянном контексте массовой культуры, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, на разрушении сложившихся стереотипов и шаблонов масскульта (включая их пародирование, осмеяние, иронию, гротеск, полемику, критику, опровержение), на демонстративной самоизоляции в целом нац. культуры.
- 1. Что представляет собой социология как наука? определение социологии.
- 3. Какое место занимает социология в системе других наук?
- 2. Что является объектом и предметом социологии?
- 4. Раскройте соотношение социологии и философии.
- 5. Каково соотношение социологии и политологии? покажите их единство и различия.
- 6. Покажите соотношение социологии и экономических наук
- 7. Покажите взаимосвязь социологии и истории. Чем они отличаются?
- 8. Раскройте взаимоотношение социологии и психологических наук.
- 9. Перечислите структурные элементы социологии как науки и дайте им краткую хар-ку.
- 10. Что представляют собой прикладная часть социологии (конкретно-социологические исследования)?
- 11. Назовите функции социологии
- 12. В чём заключается познавательная функция социологии?
- 13. В чем состоит методологическая функция социологии?
- 14. В чем заключается прогностическая функция социологии?
- 15. Раскройте управленческую функцию социологии.
- 16. Охарактеризуйте развитие протосоциологичекой мысли в период античности и средневековья
- 17. Охарактеризуйте развитие протосоциологичекой мысли в период возрождения и нового времени
- 18. Этапы развития социологии
- 19. Этапы развития социологии в ссср и снг
- 20.Становление и развитие социологии в украине
- 21. Суть марксистского учения об обществе
- 22. Вклад в развитие социологии о. Конта
- 23. Вклад э.Дюркгейма в развитие социологии
- 24. Вклад м. Вебера в развитие социологии
- 25. Раскройте понятие общества как системы
- 27.Социально-классовая структура общества
- 29. Социальная мобильность
- 36. Дайте характеристику народной форме культуры.
- 28. Теории соц. Стратификации
- 32. Маргинальность
- 30. Соц стратификация в современном украинском обществе.
- 31. Социальная мобильность в украине
- 37. Элитарная, народная, массовая фотрмы культуры
- 33. Культура в широком и узком смысле
- 38. Что такое доминирующая культура, субкультура и контркультура? (примеры)
- 80. Современная религиозная ситуация в украине
- 41. Понятия социального статуса и социальной роли.
- 42.Расскройте сущность и основные факторы социализации личности
- 50. Дайте характеристику аналитическому исследованию.
- 51. Назовите этапы осуществления прикладного социологического исследования
- 47. Сущность и виды конкретных соц. Исследований
- 48. Дайте характеристику разведывательному (пилотажному) исследованию.
- 49. Дайте характеристику описательному исследованию.
- 54. Методическая часть программы
- 56. Метод наблюдения
- 60. Социологическая анкета
- 57. Метод опроса
- 58. Процесс анализа
- 62. Дайте определение конфликту
- 63. Назовите виды социальных конфликтов
- 64. Причины возникновения конфликтов
- 61. Как оформляются результаты социологического исследования
- 65. Расскройте конструктивные последствия конфликтов
- 66. Расскройте диструктивные последствия конфликтов
- 67. Основные методы и способы разрешения социальных конфликтов
- 68. Экономическая сфера, ее место в системе социальных связей
- 72. Сущность управленческой деятельности в системе общественных отношений
- 73. Сущность и предмет социологии политики
- 75. Политическая социализация личности
- 76. Государство как инструмент осуществления политической власти в обществе
- 77. Религия как социальный инструмент
- 78. Структурные элементы религии. Формы религиозных организаций.
- 79. Социальные функции религии