54. Методическая часть программы
Программа — это документ, что в нем всесторонне обосновываются методологические подходы и методические мероприятия социологического исследования. Она содержит две части — методологическую и методическую (процедурную). Первая посвящена предмету исследования, вторую — его методам. Разработка методологической части программы включает формулировку и обоснование проблемы, определения обекта, предмета и цели, постановку заданий исследования, логический анализ основных понятий, предыдущий системный анализ обекта и формулировка гипотез исследования. Во время разработки методической части определяют исследуемую совокупность, обосновывают системы выборки единиц обследования, определяют основные процедуры сбора и анализа выходных данных. Непосредственным поводом для проведения социологического исследования реальна проблемная ситуация. Проблема в переводе из греческой значит «препятствование».
Проблема в самом простом ее понимании — это вопрос, на который нужно ответить, но знаний для ответа недостает. Для этого и проводятся исследования. Проблема тем отличается от задания, что для розвязання последнего знания есть, следует их только использовать. чтобы ответить на поставленный вопрос. Но если выдвигается проблема, то знание нужно найти, получить то ли между фактами, или между фактами и способами объяснения.
Цель исследования — это ожидаемый конечный результат, который определяет общую направленность исследования. Общая цель социологического исследования — получение информации для выработки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих решений, способных повысить жизнеспособность социальной организации (изменить стиль поведения ["и членов, способствовать преодолению социальной апатии, оптимизировать производственную адаптацию молодежи и тому подобное). Следовательно, социологическое исследование ориентировано на выявление резервов усиления действенности работ из управления социально-экономическими процессами в сфере трудовой деятельности человека.
Обект исследования — это определена социальная действительность, социальный процесс или социальные условия, которые содержат социальные противоречия И порождают проблемную ситуацию, на которую направлен процесс познания. Например у социологии труда обектом исследования есть социальные явления, процессы сферы трудовой деятельности и условия, за которых они происходят. Предмет социологического исследования — это свойства обекта, которые наиболее рельефно отображают скрытые в нем противоречия, ту проблему, которая исследуется. Следовательно, в предмете отображается взаемозвязок проблемы и обекта исследования.
Тот же обект может содержать несколько разных предметов исследования, содержание каждого из них будет зависеть от того, какую именно сторону обекта он отображает, с какой целью и для решения какой проблемы он выбран. Обект и предмет социологического исследования могут совпадать, если исследователь ставит перед собой задание познать всю совокупность закономерностей функционирования и развития социального обекта. Если же исследователь ограничивается изучением отдельных характеристик обекта, то предметом исследования становятся те стороны обекта, которые содержат эти характеристики. В процессе предыдущего анализа обекта и выделения найзна-чущиших с точки зрения решения проблемы факторов формируют рабочие гипотезы (грецк. — предположение). Гипотеза — это обосновано предположение относительно объяснения любых фактов, явлений, процессов, причин, факторов и тенденций их развития, которое нуждается в эмпирическом подтверждении или опровержении.
Разработка гипотез — центральный момент социологического исследования, Они могут быть научными, то есть основываться на известных теориях, или простыми предположениями, которые основываются на повседневном жизненном опыте и играют роль своеобразной подсказки для основания действительно научных гипотез.
- 1. Что представляет собой социология как наука? определение социологии.
- 3. Какое место занимает социология в системе других наук?
- 2. Что является объектом и предметом социологии?
- 4. Раскройте соотношение социологии и философии.
- 5. Каково соотношение социологии и политологии? покажите их единство и различия.
- 6. Покажите соотношение социологии и экономических наук
- 7. Покажите взаимосвязь социологии и истории. Чем они отличаются?
- 8. Раскройте взаимоотношение социологии и психологических наук.
- 9. Перечислите структурные элементы социологии как науки и дайте им краткую хар-ку.
- 10. Что представляют собой прикладная часть социологии (конкретно-социологические исследования)?
- 11. Назовите функции социологии
- 12. В чём заключается познавательная функция социологии?
- 13. В чем состоит методологическая функция социологии?
- 14. В чем заключается прогностическая функция социологии?
- 15. Раскройте управленческую функцию социологии.
- 16. Охарактеризуйте развитие протосоциологичекой мысли в период античности и средневековья
- 17. Охарактеризуйте развитие протосоциологичекой мысли в период возрождения и нового времени
- 18. Этапы развития социологии
- 19. Этапы развития социологии в ссср и снг
- 20.Становление и развитие социологии в украине
- 21. Суть марксистского учения об обществе
- 22. Вклад в развитие социологии о. Конта
- 23. Вклад э.Дюркгейма в развитие социологии
- 24. Вклад м. Вебера в развитие социологии
- 25. Раскройте понятие общества как системы
- 27.Социально-классовая структура общества
- 29. Социальная мобильность
- 36. Дайте характеристику народной форме культуры.
- 28. Теории соц. Стратификации
- 32. Маргинальность
- 30. Соц стратификация в современном украинском обществе.
- 31. Социальная мобильность в украине
- 37. Элитарная, народная, массовая фотрмы культуры
- 33. Культура в широком и узком смысле
- 38. Что такое доминирующая культура, субкультура и контркультура? (примеры)
- 80. Современная религиозная ситуация в украине
- 41. Понятия социального статуса и социальной роли.
- 42.Расскройте сущность и основные факторы социализации личности
- 50. Дайте характеристику аналитическому исследованию.
- 51. Назовите этапы осуществления прикладного социологического исследования
- 47. Сущность и виды конкретных соц. Исследований
- 48. Дайте характеристику разведывательному (пилотажному) исследованию.
- 49. Дайте характеристику описательному исследованию.
- 54. Методическая часть программы
- 56. Метод наблюдения
- 60. Социологическая анкета
- 57. Метод опроса
- 58. Процесс анализа
- 62. Дайте определение конфликту
- 63. Назовите виды социальных конфликтов
- 64. Причины возникновения конфликтов
- 61. Как оформляются результаты социологического исследования
- 65. Расскройте конструктивные последствия конфликтов
- 66. Расскройте диструктивные последствия конфликтов
- 67. Основные методы и способы разрешения социальных конфликтов
- 68. Экономическая сфера, ее место в системе социальных связей
- 72. Сущность управленческой деятельности в системе общественных отношений
- 73. Сущность и предмет социологии политики
- 75. Политическая социализация личности
- 76. Государство как инструмент осуществления политической власти в обществе
- 77. Религия как социальный инструмент
- 78. Структурные элементы религии. Формы религиозных организаций.
- 79. Социальные функции религии