23. Вклад э.Дюркгейма в развитие социологии
Французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858—1917) произвел новый социологический подход, который заключался в понимании общества как социальной реальности, которая состоит из совокупности социальных фактов. Изучение этих фактов, по его мнению, и является предметом социологии. Главное в теории общества Е. Дюркгейма — социологизм, который основывается на признании первичности социальной реальности, ее автономности, специфичности и подчиненности ей индивидов. Основными принципами «социологизма» является объективный научный подход к социальным явлениям и процессам, попытке объяснить социальное, исходя из его сущности. В связи с этим биологический и психологический подходы Дюркгейм отбрасывал. Теория «социологизма» тесно связана с социологическим методом Е. Дюркгейма, основными принципами которого были:
1) рассмотрение социальных фактов как таких, которые сущт объективно, независимо от человека;
2) выражение общественного сознания объективными, не зависимыми от субъекта показателями (поведение людей, деятельность организаций);
3) анализ причинной зависимости социальных явлений от их среды;
4) постоянное сравнение в ходе исследования объяснительных социальных фактов, а следовательно, превращение социологии на сравнительную науку. Таким образом, метод Дюркгейма конкретизирует одну из его идей о том, что социология должна иметь дело прежде всего с реальными социальными явлениями и процессами, а не с представлениями о них.
26. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
Социальная структура - это устойчивая связь элементов в социальной системе общества, означающая деление общества на отдельные общности, слои и группы, объединяемые на основе определенных признаков, придающих им неповторимое своеобразие и различаемых по их общественному положению, месту и роли в системе общественных отношений. Таким образом, важнейшими элементами социальной структуры* общества выступают, в первую очередь, социальные общности. Социальная общность - это реально
существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия. Отсюда следует, что:
а) это реальное социальное образование, которое можно эмпирически зафиксировать и проверить в любой момент;
б) это субъект социального взаимодействия, который содержит в себе источник самодвижения, развития социальных процессов и отношений. Социальные общности могут быть различных форм и видов. Во-первых, это социально-территориальные общности – совокупность людей, постоянно проживающих на определенной территории и осуществляющих совместную деятельность для удовлетворения своих экономических и социальных потребностей. Социально-территориальные общности обладают определенными признаками, главными из которых являются устойчивые экономические, социальные духовно-идеологические связи и отношения. Это позволяет выделить социально-территориальную общность как самостоятельную ему пространственной организации жизнедеятельности людей. К ним относится население города, деревни, поселка, села, отдельного района большого города. В качестве таких общностей выступают также наиболее сложные территориально-административные образования - район, область, край, штат, провинция и др. Исследуя социально-территориальные общности, социологи главное внимание уделяют изучению города (социология города) и деревни (социология деревни). Город - крупный населенный пункт, жители которого заняты несельскохозяйственным трудом. Деревня - это небольшой населенный пункт, жители которого заняты сельскохозяйственным трудом.
Во-вторых социально-этнические общности - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, связанных общностью языка, культуры, психологического склада и самосознания. Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса служила общность территории, поскольку она создавала необходимые условия для совместной деятельности людей. Однако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутствовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (рассеяния) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории. Об этом речь пойдет в отдельной главе.
В-третьих социально-демографические общности. Демографический элемент социальной структуры общества занимает важнейшее место в социальной жизни. Он включает половозрастную, семейную, генетическую и другие сферы общественной жизни. Особое значение имеет количество и качество населения, выражаемое через численность и темпы роста, численность и состав семьи, структуру населения по полу, возрасту, здоровью и т.д.Положение демографических общностей, условия их жизнедеятельности зависят от проводимой государством демографической политики.
- 1. Что представляет собой социология как наука? определение социологии.
- 3. Какое место занимает социология в системе других наук?
- 2. Что является объектом и предметом социологии?
- 4. Раскройте соотношение социологии и философии.
- 5. Каково соотношение социологии и политологии? покажите их единство и различия.
- 6. Покажите соотношение социологии и экономических наук
- 7. Покажите взаимосвязь социологии и истории. Чем они отличаются?
- 8. Раскройте взаимоотношение социологии и психологических наук.
- 9. Перечислите структурные элементы социологии как науки и дайте им краткую хар-ку.
- 10. Что представляют собой прикладная часть социологии (конкретно-социологические исследования)?
- 11. Назовите функции социологии
- 12. В чём заключается познавательная функция социологии?
- 13. В чем состоит методологическая функция социологии?
- 14. В чем заключается прогностическая функция социологии?
- 15. Раскройте управленческую функцию социологии.
- 16. Охарактеризуйте развитие протосоциологичекой мысли в период античности и средневековья
- 17. Охарактеризуйте развитие протосоциологичекой мысли в период возрождения и нового времени
- 18. Этапы развития социологии
- 19. Этапы развития социологии в ссср и снг
- 20.Становление и развитие социологии в украине
- 21. Суть марксистского учения об обществе
- 22. Вклад в развитие социологии о. Конта
- 23. Вклад э.Дюркгейма в развитие социологии
- 24. Вклад м. Вебера в развитие социологии
- 25. Раскройте понятие общества как системы
- 27.Социально-классовая структура общества
- 29. Социальная мобильность
- 36. Дайте характеристику народной форме культуры.
- 28. Теории соц. Стратификации
- 32. Маргинальность
- 30. Соц стратификация в современном украинском обществе.
- 31. Социальная мобильность в украине
- 37. Элитарная, народная, массовая фотрмы культуры
- 33. Культура в широком и узком смысле
- 38. Что такое доминирующая культура, субкультура и контркультура? (примеры)
- 80. Современная религиозная ситуация в украине
- 41. Понятия социального статуса и социальной роли.
- 42.Расскройте сущность и основные факторы социализации личности
- 50. Дайте характеристику аналитическому исследованию.
- 51. Назовите этапы осуществления прикладного социологического исследования
- 47. Сущность и виды конкретных соц. Исследований
- 48. Дайте характеристику разведывательному (пилотажному) исследованию.
- 49. Дайте характеристику описательному исследованию.
- 54. Методическая часть программы
- 56. Метод наблюдения
- 60. Социологическая анкета
- 57. Метод опроса
- 58. Процесс анализа
- 62. Дайте определение конфликту
- 63. Назовите виды социальных конфликтов
- 64. Причины возникновения конфликтов
- 61. Как оформляются результаты социологического исследования
- 65. Расскройте конструктивные последствия конфликтов
- 66. Расскройте диструктивные последствия конфликтов
- 67. Основные методы и способы разрешения социальных конфликтов
- 68. Экономическая сфера, ее место в системе социальных связей
- 72. Сущность управленческой деятельности в системе общественных отношений
- 73. Сущность и предмет социологии политики
- 75. Политическая социализация личности
- 76. Государство как инструмент осуществления политической власти в обществе
- 77. Религия как социальный инструмент
- 78. Структурные элементы религии. Формы религиозных организаций.
- 79. Социальные функции религии