28. Теории соц. Стратификации
Социальная стратификация - центральная тема социологии. Она описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий.
Термин «стратификация» пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница доходов: бедняки занимают низшую ступеньку, зажиточные группы населения - среднюю, а богатые - верхнюю.
Богатые из высшего класса имеют более высокий уровень образования и больший объем власти. Бедные из низшего класса обладают незначительными властью, доходами и уровнем образования. Таким образом, к доходу как главному критерию стратификации добавляются престиж профессии (занятия), объем власти и уровень образования.
Доход - количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Доходом называют сумму денег, полученную в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли. Доходы чаще всего тратятся на поддержание жизни, но если они очень высоки, то накапливаются и превращаются в богатство.
Богатство - накопленные доходы, т. е. количество наличных или овеществленных денег. Во втором случае они называются движимым (автомобиль, яхта, ценные бумаги и т. п.) и недвижимым (дом, произведения искусства, сокровища) имуществом. Обычно богатство передается по наследству. Наследство могут получать как работающие, так и неработающие, а доход - только работающие. Кроме них доход есть у пенсионеров и безработных, но его нет у нищих. Богатые могут работать и не работать. В том и в другом случае они являются собственниками, поскольку обладают богатством. Главное достояние высшего класса не доход, а накопленное имущество. Доля зарплаты невелика. У среднего и низшего классов главным источником существования выступает доход, так как у первого если и есть богатство, то оно незначительно, а у второго его нет вовсе. Богатство позволяет не трудиться, а его отсутствие вынуждает работать ради зарплаты.
Суть власти - в способности навязывать свою волю вопреки желанию других людей. В сложном обществе власть институциализирована, т.е. охраняется законами и традицией, окружена привилегиями и широким доступом к социальным благам, позволяет принимать жизненно важные для общества решения, в том числе законы, как правило, выгодные высшему классу. Во всех обществах люди, обладающие тем или иным видом власти - политической, экономической или религиозной, - составляют институциализированную элиту. Она определяет внутреннюю и внешнюю политику государства, направляя ее в выгодное для себя русло, чего лишены другие классы.
Престиж - уважение, которым в общественном мнении пользуются та или иная профессия, должность, род занятия. Профессия юриста престижнее профессии сталевара или сантехника. Должность президента коммерческого банка престижнее должности кассира. Все профессии, занятия и должности, существующие в данном обществе, можно расположить сверху вниз на лестнице профессионального престижа. Мы определяем профессиональный престиж интуитивно, приблизительно. Но в некоторых странах, прежде всего в США, социологи измеряют его при помощи специальных методов. Они изучают общественное мнение, сравнивают различные профессии, анализируют статистику и в итоге получают точную шкалу престижа. Первое такое исследование американские социологи провели в 1947 г. С тех пор они регулярно измеряют данное явление и следят за тем, как со временем изменяется престиж основных профессий в обществе. Иными словами, они строят динамическую картину.
Доход, власть, престиж и образование определяют совокупный социально-экономический статус, т. е. положение и место человека в обществе. В таком случае статус выступает обобщенным показателем стратификации.
- 1. Что представляет собой социология как наука? определение социологии.
- 3. Какое место занимает социология в системе других наук?
- 2. Что является объектом и предметом социологии?
- 4. Раскройте соотношение социологии и философии.
- 5. Каково соотношение социологии и политологии? покажите их единство и различия.
- 6. Покажите соотношение социологии и экономических наук
- 7. Покажите взаимосвязь социологии и истории. Чем они отличаются?
- 8. Раскройте взаимоотношение социологии и психологических наук.
- 9. Перечислите структурные элементы социологии как науки и дайте им краткую хар-ку.
- 10. Что представляют собой прикладная часть социологии (конкретно-социологические исследования)?
- 11. Назовите функции социологии
- 12. В чём заключается познавательная функция социологии?
- 13. В чем состоит методологическая функция социологии?
- 14. В чем заключается прогностическая функция социологии?
- 15. Раскройте управленческую функцию социологии.
- 16. Охарактеризуйте развитие протосоциологичекой мысли в период античности и средневековья
- 17. Охарактеризуйте развитие протосоциологичекой мысли в период возрождения и нового времени
- 18. Этапы развития социологии
- 19. Этапы развития социологии в ссср и снг
- 20.Становление и развитие социологии в украине
- 21. Суть марксистского учения об обществе
- 22. Вклад в развитие социологии о. Конта
- 23. Вклад э.Дюркгейма в развитие социологии
- 24. Вклад м. Вебера в развитие социологии
- 25. Раскройте понятие общества как системы
- 27.Социально-классовая структура общества
- 29. Социальная мобильность
- 36. Дайте характеристику народной форме культуры.
- 28. Теории соц. Стратификации
- 32. Маргинальность
- 30. Соц стратификация в современном украинском обществе.
- 31. Социальная мобильность в украине
- 37. Элитарная, народная, массовая фотрмы культуры
- 33. Культура в широком и узком смысле
- 38. Что такое доминирующая культура, субкультура и контркультура? (примеры)
- 80. Современная религиозная ситуация в украине
- 41. Понятия социального статуса и социальной роли.
- 42.Расскройте сущность и основные факторы социализации личности
- 50. Дайте характеристику аналитическому исследованию.
- 51. Назовите этапы осуществления прикладного социологического исследования
- 47. Сущность и виды конкретных соц. Исследований
- 48. Дайте характеристику разведывательному (пилотажному) исследованию.
- 49. Дайте характеристику описательному исследованию.
- 54. Методическая часть программы
- 56. Метод наблюдения
- 60. Социологическая анкета
- 57. Метод опроса
- 58. Процесс анализа
- 62. Дайте определение конфликту
- 63. Назовите виды социальных конфликтов
- 64. Причины возникновения конфликтов
- 61. Как оформляются результаты социологического исследования
- 65. Расскройте конструктивные последствия конфликтов
- 66. Расскройте диструктивные последствия конфликтов
- 67. Основные методы и способы разрешения социальных конфликтов
- 68. Экономическая сфера, ее место в системе социальных связей
- 72. Сущность управленческой деятельности в системе общественных отношений
- 73. Сущность и предмет социологии политики
- 75. Политическая социализация личности
- 76. Государство как инструмент осуществления политической власти в обществе
- 77. Религия как социальный инструмент
- 78. Структурные элементы религии. Формы религиозных организаций.
- 79. Социальные функции религии