Функционирование сппс учреждения образования с учетом особенностей социума
СППС — это посредник между государством и личностью. От того, в каком регионе, в какой местности находится учреждение образования, в котором функционирует СППС, от условий жизни и контингента, с которым будут работать педагог социальный и педагог-психолог, напрямую зависят содержание и методы этой работы. Разумеется, что социум столичного города и сельской местности будут предъявлять разные требования к работе СППС.
Специфика работы СППС учреждения образования сельского региона определяется той ролью, которую учреждение образования играет в жизни села, требованиями, предъявляемыми сельским сообществом, особым механизмом решения воспитательных и социальных проблем, основанным на традициях сельской общинной жизни.
СППС учреждения образования села призвана стать своеобразным центром единения разрозненных сил села в решении сложнейших задач социального воспитания, социального обустройства села, обеспечения преемственности крестьянских традиций, духовных заповедей сельского мира. Заботой о воспитании души должна быть продиктована необходимость проведения семейных вечеров и посиделок, участия в сельских праздниках труда и организации социально значимой деятельности и других мероприятий.
Очевидным является тот факт, что сельская семья должна получать в необходимом объеме квалифицированную социально-педагогическую и психологическую помощь, которая в большинстве случаев должна быть направлена не только на ребенка, испытывающего затруднения в социализации, и на проведение с ним коррекционной работы. Специфика сельской социальной среды, ее педагогические возможности должны учитываться при организации работы с семьей, оказании влияния на педагогические установки родителей и психологический микроклимат семьи.
Сегодня назрела необходимость создать в сельском социуме силами СППС действенную систему ранней профилактики семейного неблагополучия, выявления семей, испытывающих затруднения в воспитании детей, наладить механизм оперативного реагирования на возникающие проблемы и несостоятельность семьи.
Социально-педагогическая и психологическая работа на селе — один из самых сложных участков социальной и психолого-педагогической работы, требующий от специалиста не только качественной профессиональной подготовки и соответствующих личностных качеств, но и проникновенного знания особенностей жизни села, его характерных региональных традиций, укладов, культуры.
Особенности работы СППС в сельском социуме:
работа в условиях жесткого социального контроля, на виду у всей сельской общественности (оценка идет не только как специалиста в той или иной области знаний, но и как труженика, семьянина, просто человека, отсюда требования — высокие моральные качества, нравственные ориентиры, авторитет и уважение в социуме);
искусство общения с сельской аудиторией (сложные взаимоотношения на фоне кажущейся простоты отношений, отсюда требования — хорошо владеть умениями уважительно и доступно вести беседу, убеждать, не бояться вступить в спор, выступить публично с учетом просвещенности и эрудированности жителей, разнородности сельского сообщества, знания особенностей местной жизни, обладая широтой собственных познаний и интересов);
учет сезонности жизни села (посевная, уборочная и т.п. страда), готовность к выполнению своих профессиональных обязанностей в не-рабочее время (т.е. оказание профессиональной помощи в любое время и в любом месте — на работе, дома, в магазине, отсюда требования — в сельской местности нужны универсальные специалисты СППС, многопрофильные, способные совмещать в одном лице разные направления работы, например, социальный педагог — юрист, психолог — психотерапевт и т.д. ).
Работа СППС учреждения образования по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»
Реализация Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» предусматривает создание на местах региональной модели защиты детства.
Составляющими такой модели являются:
выявление и учет детей, находящихся в социально опасном положении;
реализация планов помощи детям, признанным находящимися в социально опасном положении, и улучшение функций семьи;
формирование механизмов межведомственного взаимодействия в работе по выведению семьи из социально опасного положения, профилактике вытеснения из нее ребенка, детской безнадзорности и правонарушений, жестокого обращения с ребенком;
признание детей нуждающимися в государственной защите по решению органа опеки и попечительства либо комиссии по делам несовершеннолетних;
утверждение руководителем местного исполнительного и распорядительного органа межведомственного плана защиты прав и законных интересов ребенка, признанного нуждающимся в государственной защите;
помещение ребенка на срок до шести месяцев на государственное обеспечение, реализация в течение этого срока плана защиты прав и законных интересов ребенка;
социальный патронат семьи, объединение всех имеющихся в регионе ресурсов по выведению семьи из социально опасного положения.
Координацию этой работы призваны осуществлять исполкомы (областные, городские, районные и т.д.) и Комиссии по делам несовершеннолетних.
Существенная роль в обеспечении реализации Декрета принадлежит социально-педагогической и психологической службе учреждения образования. Именно она организует в учреждении образования работу по выявлению детей, нуждающихся в помощи и защите государства, на качественно ином уровне.
Примерное содержание этой работы заключается в следующем:
тщательное изучение и комплексная оценка положения детей в каждой семье (через всеобуч, преемственность и интеграцию в работе СППС других учреждений образования, рейды; во взаимодействии с общественностью, ИДН, поликлиниками, ЖЭСами и др.) с целью выявления детей, нуждающихся в помощи защите;
подготовка информации для признания детей находящимися в социально опасном положении (советом профилактики или педагогическим советом учреждения образования);
подготовка и реализация планов помощи несовершеннолетним, признанным находящимися в социально опасном положении, которые утверждаются руководителем учреждения образования. В работе с детьми и их семьями важно участие классных руководителей, специалистов СППС, работников ИДН, специалистов других ведомств, а также родителей;
подготовка ходатайств в КДН или исполком о необходимости признания детей нуждающимися в государственной защите, а также проектов планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
реализация соответствующих пунктов планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, признанных нуждающимися в государственной защите, и общий контроль их выполнения.
В решении многочисленных вопросов социальной реабилитации семьи и детей, находящихся в социально опасном положении, очень важно определить ответственность и конкретные функции учреждений и организаций региона. СПЦ — основное звено в реализации новой модели защиты детей в неблагополучных семьях. Чем согласованнее и эффективнее будет межведомственная работа с семьей, тем успешнее будут ее результаты.
В работе по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, необходимо руководствоваться: инструкцией о порядке выявления детей, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования от 05.05.2007 г. №30; Положением о порядке признания детей нуждающимися в государственной защите, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2006 г. № 1728 и приказом Министерства образования от 08.05.2007 г. №270 "О совершенствовании работы с детьми, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите".
- Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы
- Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования в системе функционирования учреждений образования
- Общие положения об организации работы социально- педагогической и психологической службы учреждения образования
- 1.2. Распределение рабочего времени педагога социального, педагога-психолога
- 1.3. Примерное содержание деятельности сппс учреждения образования
- Особенности функционирования сппс в различных учреждениях образования
- Учреждения, обеспечивающие получение дошкольного образования
- Учреждения, обеспечивающие получение общего среднего образования
- Учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического и среднего специального образования
- Учреждения, обеспечивающие получение высшего образования
- Интернатные учреждения
- Социально-педагогические учреждения
- Педагог социальный в составе сппс учреждения образования
- Педагог-психолог в составе сппс учреждения образования
- Другие специалисты в составе сппс учреждения образования
- Рабочее место специалистов сппс учреждения образования
- Планирование и документирование работы сппс учреждения образования
- Мониторинг и критерии оценки работы сппс учреждения образования
- Межинституциональные связи сппс учреждения образования
- Методические объединения специалистов сппс учреждения образования. Супервизия
- Функционирование сппс учреждения образования с учетом особенностей социума
- Правовые аспекты работы сппс учреждения образования
- Перечень нормативных документов
- Перечень документации педагога социального
- Перечень документации педагога-психолога
- Аналитический отчет о работе сппс за 200___ г.
- План работы сппс
- Журнал учета консультаций и рекомендаций для детей, родителей
- Журнал учета консультаций и рекомендаций для педагогов учреждений образования
- Социально – педагогическая характеристика ________________________ (наименование учреждения образования)
- Социально педагогическая характеристика____________________ класса (группы)
- Приложения к социально-педагогической характеристике класса (школы)
- Список детей из неполных семей
- Список детей (семей), находящихся в социально опасном положении
- Список учащихся (воспитанников, студентов), состоящих на учете в идн