logo search
семинар по психологии

2. Причины и типы нарушений поведения у младших школьников

Педагоги-классики (Л. С. Выготский, П. П. Блонский, А. С. Ма­каренко, С.Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский) подчеркивали важ­ность воспитания у детей произвольного поведения. Реализуя про­извольное поведение, ребенок, во-первых, понимает, почему и для чего он выполняет те или иные действия, поступает так, а не иначе. Во-вторых, ребенок сам активно стремится соблюдать нор­мы и правила поведения, не ожидая приказаний, проявляя ини­циативу и творчество. В-третьих, ребенок умеет не только выби­рать правильное поведение, но и придерживаться его до конца, несмотря на трудности, а также в тех ситуациях, когда отсутству­ет контроль со стороны взрослых или других детей.

Если ребенок постоянно реализует произвольное поведение, значит, у него сформированы важные качества личности: выдер­жанность, внутренняя организованность, ответственность, готов­ность и привычка подчиниться собственным целям (самодисцип­лина) и общественным установкам (законам, нормам, принци­пам, правилам поведения).

Нередко как «произвольное» определяют поведение исключи­тельно послушных детей. Однако послушание ребенка, часто сле­пое следование правилам или указаниям взрослых, не может быть безоговорочно принято и одобрено. Слепое (непроизвольное) по­слушание лишено важных характеристик произвольного поведения — осмысленности, инициативности. Поэтому ребенок с та­ким «удобным» поведением тоже нуждается в коррекционной помощи, направленной на преодоление негативных личностных образований, определяющих подобное поведение.

Непроизвольное поведение (разнообразные отклонения в по­ведении) детей — по-прежнему одна из актуальных проблем со­временной педагогики, педагогической практики. Дети с откло­нениями в поведении систематически нарушают правила, не под­чиняются внутреннему распорядку и требованиям взрослых, гру­бы, мешают занятиям в классе или группе.

Причины отклонений в поведении детей разнообразны, одна­ко все они могут быть классифицированы в две группы.

В некоторых случаях нарушения поведения имеют первичную обусловленность, т. е. определяются особенностями индивидных, в том числе нейродинамических, свойств ребенка: нестабильно­стью психических процессов, психомоторной заторможенностью или, наоборот, психомоторной расторможенностью. Эти и другие нейродинамические расстройства обнаруживают себя преимуще­ственно в гипервозбудимом поведении с характерными для тако­го поведения эмоциональной неустойчивостью, легкостью пере­хода от повышенной активности к пассивности и, наоборот, от полного бездействия к неупорядоченной активности.

В других случаях нарушения поведении являются следствием неадекватного (защитного) реагирования ребенка на те или иные затруднения школьной жизни или на не удовлетворяющий ребен­ка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Пове­дение ребенка при этом отличается нерешительностью, пассив­ностью или негативизмом, упрямством, агрессией. Кажется, что дети с таким поведением не желают вести себя хорошо, специ­ально нарушают дисциплину. Однако это впечатление ошибочно. Ребенок действительно не в состоянии справиться со своими пе­реживаниями. Наличие отрицательных переживаний и аффектов неизбежно ведет к срывам поведения, является поводом для воз­никновения конфликтов со сверстниками и взрослыми.

Предупреждение нарушений в поведении детей, отнесенных в эту группу, довольно легко осуществимо в тех случаях, когда взрос­лые (учитель, воспитатель, родители) обращают внимание уже на первые такие проявления. Необходимо также, чтобы все, даже самые незначительные конфликты и недоразумения были разре­шены немедленно. Важность быстрого реагирования взрослого в этих случаях объясняется тем, что, раз возникнув, эти конфлик­ты и недоразумения сразу становятся причиной появления не­правильных отношений и отрицательных эмоций, которые углуб­ляются и развиваются уже сами по себе, хотя первоначальный повод мог быть и незначительным.

Нередко плохое поведение возникает не потому, что ребенок специально хотел нарушить дисциплину или его к этому что-то побуждало, а от безделья и скуки, в недостаточно насыщенной различными видами деятельности воспитательной среде. Наруше­ния в поведении также возможны из-за незнания правил поведе­ния.

Предупреждение и исправление такого поведения возможно, если целенаправленно формировать у ребенка познавательную ак­тивность, включая его в разнообразные виды деятельности, кон­кретизировать правила в соответствии с условиями данной шко­лы, класса, семьи и соблюдать единую систему требований к вы­полнению этих правил. Для усвоения детьми правил поведения большое значение имеют также требования, идущие не только от взрослых, но и от сверстников, от детского коллектива.

Типичные нарушения поведения — это гиперактивное поведе­ние (обусловленное, как уже было сказано, преимущественно ней-родинамическими особенностями ребенка), а также демонстра­тивное, протестное, агрессивное, инфантильное, конформное и сим­птоматическое поведение (в возникновении которых определяю­щими факторами являются условия обучения и развития, стиль взаимоотношений со взрослыми, особенности семейного воспи­тания).

Гиперактивное поведение

Пожалуй, гиперактивное поведение детей, как никакое дру­гое, вызывает нарекания и жалобы родителей, воспитателей, учи­телей.

Такие дети отличаются повышенной потребностью в движе­нии. При блокировке этой потребности правилами поведения, нормами школьного распорядка (т. е. в ситуациях, в которых тре­буется контролировать, произвольно регулировать свою двигатель­ную активность) у ребенка нарастает мышечное напряжение, ухуд­шается внимание, падает работоспособность, наступает утомле­ние. Возникающая вслед за этим эмоциональная разрядка являет­ся защитной физиологической реакцией организма на чрезмер­ное перенапряжение и выражается в неконтролируемом двига­тельном беспокойстве, расторможенности, квалифицируемых как дисциплинарные проступки4.

Основные признаки гиперактивного ребенка — двигательная активность, импульсивность, отвлекаемость, невнимательность. Ребенок совершает беспокойные движения кистями и стопами; сидя на стуле, корчится, извивается; легко отвлекается на посторонние стимулы; с трудом дожидается своей очереди во вре­мя игр, занятий, в других ситуациях; на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца; с трудом сохраняет вни­мание при выполнении заданий или во время игр; часто перехо­дит от одного незавершенного действия к другому; не может иг­рать спокойно, часто вмешивается в игры и занятия других де­тей.

Гиперактивный ребенок начинает выполнять задание, не дос­лушав инструкцию до конца, но через некоторое время оказыва­ется, что он не знает, что нужно делать. Тогда он либо продолжа­ет бесцельные действия, либо назойливо переспрашивает, что и как делать. Несколько раз в ходе выполнения задания он меняет цель, а в некоторых случаях может вовсе забыть о ней. Во время работы часто отвлекается; не использует предложенные средства, поэтому допускает много ошибок, которые не видит и не исправ­ляет.

Ребенок с гиперактивным поведением постоянно находится в движении независимо от того, чем он занимается. Каждый эле­мент движения у него быстрый и активный, но в целом много лишних, даже навязчивых движений. Нередко дети с гиперактив­ным поведением отличаются недостаточно четкой пространствен­ной координацией движений. Ребенок как бы «не вписывается» в пространство (задевает предметы, натыкается на углы, простен­ки). Несмотря на то что у многих таких детей яркая мимика, под­вижные глаза, быстрая речь, они часто оказываются как бы вне ситуации (урока, игры, общения), а спустя некоторое время сно­ва в нее «возвращаются». Результативность «брызжущей» активно­сти при гиперактивном поведении не всегда высока, часто нача­тое не доводится до конца, ребенок перескакивает с одного дела на другое.

Ребенок с гиперактивным поведением импульсивен, и невоз­можно предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и сам ребенок. Действует он, не задумываясь о последстви­ях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Такой ребенок легко переносит наказания, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе.

Дети с гиперактивным поведением трудно адаптируются к шко­ле, плохо входят в детский коллектив, часто имеют проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Дезадаптирующие особенно­сти поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сфор­мированных регуляторных механизмах психики, прежде всего са­моконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в ста­новлении произвольного поведения.

Демонстративное поведение

При демонстративном поведении происходит намеренное и осоз­нанное нарушение принятых норм, правил поведения. Внутренне и внешне такое поведение адресовано взрослым.

Один из вариантов демонстративного поведения — детское кривляние. Можно выделить две его особенности. Во-первых, ре­бенок кривляется только в присутствии взрослых (учителей, вос­питателей, родителей) и только тогда, когда они обращают на него внимание. Во-вторых, когда взрослые показывают ребенку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не умень­шается, а даже усиливается. В итоге развертывается особый ком­муникативный акт, в котором ребенок на невербальном языке (при помощи действий) говорит взрослым: «Я делаю то, что вам не нравится». Сходное содержание иногда выражается непосред­ственно в словах, так, многие дети время от времени заявляют: «Я плохой».

Что же побуждает ребенка использовать демонстративное по­ведение как особый способ коммуникации?

Нередко это способ привлечь к себе внимание взрослых. Та­кой выбор дети совершают в тех случаях, когда родители обща­ются с ними мало или формально (ребенок не получает в про­цессе общения так необходимые ему любовь, ласку, тепло), а также если общаются исключительно в ситуациях, когда ребе­нок плохо ведет себя и его следует отругать, наказать. Не имея приемлемых форм контакта со взрослыми (совместные чтение и труд, игра, спортивные занятия), ребенок использует парадок­сальную, но единственно доступную ему форму — демонстра­тивную выходку, за которой незамедлительно следует наказание. «Общение» состоялось.

Но эта причина не единственная. Если бы все случаи кривляния объяснялись так, то это явление не должно было бы быть в семьях, где родители достаточно много общаются с детьми. Одна­ко известно, что и в таких семьях дети кривляются ничуть не мень­ше. В этом случае кривляние, самоочернение ребенка «Я плохой» являются способом выйти из-под власти взрослых, не подчиниться их нормам и не дать им возможности осудить (поскольку осужде­ние — самоосуждение — уже состоялось). Такое демонстративное поведение преимущественно распространено в семьях (группах, классах) с авторитарным стилем воспитания, авторитарными родителями, воспитателем, учителем, где дети постоянно под­вергаются осуждению.

Демонстративное поведение может также возникать при прямо противоположном желании ребенка — быть как можно лучше. В ожидании внимания со стороны окружающих взрослых ребенок

ориентирован на то, чтобы специально продемонстрировать свои достоинства, свою «доброкачественность».

Одним из вариантов демонстративного поведения являются кап­ризы — плач без особых поводов, необоснованные своевольные выходки с целью самоутвердиться, обратить на себя внимание, «взять верх» над взрослыми. Капризы сопровождаются внешними проявлениями раздраженности: двигательным возбуждением, ка­танием по полу, разбрасыванием игрушек и вещей.

Эпизодически капризы могут возникать в результате переутом­ления, перевозбуждения нервной системы ребенка сильными и разнообразными впечатлениями, а также как признак или след­ствие начавшегося заболевания.

От эпизодических капризов, обусловленных во многом возрас­тными особенностями младших школьников, следует отличать зак­репившиеся капризы, превратившиеся в привычную форму пове­дения. Основная причина таких капризов — неправильное воспи­тание (избалованность или чрезмерная строгость со стороны взрос­лых).

Протестное поведение

Формы протестного поведения детей — негативизм, стропти­вость, упрямство.

В определенном возрасте, как правило в два с половиной — три года (кризис трехлетнего возраста), подобные нежелательные изменения в поведении ребенка свидетельствуют о вполне нор­мальном, конструктивном формировании личности: о стремле­нии к самостоятельности, об исследовании границ самостоятель­ности. Если подобные проявления у ребенка носят исключитель­но негативный характер, это расценивается как недостаток пове­дения.

Негативизм — такое поведение ребенка, когда он не хочет что-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили; это реакция ребенка не на содержание действия, а на само предложе­ние, которое исходит от взрослых. Л. С. Выготский подчеркивал, что в негативизме, во-первых, на первый план выступает соци­альное отношение, отношение к другому человеку; во-вторых, ребенок уже не действует непосредственно под влиянием своего желания, а может действовать наперекор ему.

Типичные проявления детского негативизма — это беспричин­ные слезы, грубость, дерзость или замкнутость, отчужденность, обидчивость. «Пассивный» негативизм выражается в молчаливом отказе выполнять поручения, требования взрослых. При «актив­ном» негативизме дети производят действия, противоположные требуемым, стремятся во что бы то ни стало настоять на своем. В обоих случаях дети становятся неуправляемыми: ни угрозы, ни просьбы на них не действуют. Они стойко отказываются делать то, что еще недавно выполняли беспрекословно. Причина такого по­ведения нередко заключается в том, что у ребенка накапливается эмоционально отрицательное отношение к требованиям взрос­лых, препятствующим удовлетворению детской потребности в са­мостоятельности. Таким образом, негативизм — это часто резуль­тат неправильного воспитания, следствие протеста ребенка про­тив насилия, совершаемого над ним.

Ошибочно смешивать негативизм с проявлением настойчиво­сти. Настойчивое стремление ребенка к достижению цели в про­тивоположность негативизму — явление положительное. Это важ­нейшая характеристика произвольного поведения. При негативизме мотивом поведения ребенка является исключительно желание на­стоять на своем, а настойчивость определяется подлинной заин­тересованностью в достижении цели.

Очевидно, что с появлением негативизма нарушается контакт между ребенком и взрослым, в результате чего воспитание стано­вится невозможным. Из-за того что взрослые постоянно препят­ствуют исполнению собственных решений и желаний ребенка, неизбежно происходит постепенное ослабление самих этих жела­ний, а следовательно, и ослабление стремления к самостоятель­ности.

Негативизм в известной мере интегрирует все остальные фор­мы протестного поведения, в том числе и упрямство.

«Упрямство — такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал... Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением»5.

Причины упрямства разнообразны. Упрямство может возникнуть как следствие неразрешимого конфликта взрослых, например ро­дителей, их противостояния друг другу без уступок, компромиссов и каких-либо перемен. В результате ребенок настолько пропитыва­ется атмосферой упрямства, что начинает вести себя аналогичным образом, не усматривая в этом ничего плохого. Для большинства взрослых, жалующихся на упрямство детей, характерны индиви­дуалистическая направленность интересов, фиксация на одной точке зрения; такие взрослые «заземлены», им не хватает воображения и гибкости. В этом случае упрямство детей существует только вместе с потребностью взрослых во что бы то ни стало добиться беспрекос­ловного послушания. Интересна и такая закономерность: чем выше интеллект взрослых, тем реже дети определяются как упрямые, поскольку такие взрослые, проявляя творчество, находят больше вариантов для решения спорных вопросов.

Часто упрямство определяется как «дух противоречия». Такое упрямство, как правило, сопровождается чувством вины и пере­живаниями по поводу своего поведения, но, несмотря на это, оно возникает снова и снова, так как носит болезненный харак­тер. Причина подобного упрямства — длительно действующий эмо­циональный конфликт, стресс, который не может быть разрешен ребенком самостоятельно.

В некоторых случаях упрямство обусловлено общей перевозбу­димостью, когда ребенок не может быть последовательным в вос­приятии чрезмерно большого количества советов и ограничений со стороны взрослых6.

Негативно, патологично бессознательное, слепое, бессмыслен­ное упрямство. Упрямство позитивно, нормально, если ребенком движет осознанное желание выразить собственное мнение, ра­зумный протест против ущемления его прав, жизненно важных потребностей. Подобное упрямство, или, другими словами, «борьба за личную независимость», в основном присуще активным, энер­гичным от природы детям, обладающим повышенным чувством собственного достоинства. Способность вести себя независимо от обстоятельств и даже вопреки им, руководствуясь собственными целями, — важная личностная черта наряду с другой, противопо­ложной ей, — стремлением подчиняться обстоятельствам, прави­лам, действовать по образцу.

С негативизмом и упрямством тесно связана и такая форма про­тестного поведения, как строптивость. Строптивость отличает от негативизма и упрямства то, что она безлична, т. е. направлена не столько против конкретного руководящего взрослого, сколько против норм воспитания, против навязываемого ребенку образа жизни.

Таким образом, происхождение протестного поведения разно­образно. Разобраться в причинах негативизма, упрямства, строп­тивости — значит подобрать ключ к ребенку, к его созидательной и творческой активности.

Агрессивное поведение

Агрессивным называют целенаправленное разрушительное по­ведение. Реализуя агрессивное поведение, ребенок противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе, наносит вред «объек­там нападения» (одушевленным и неодушевленным), причиняет физический ущерб людям и вызывает у них психологический дис­комфорт (отрицательные переживания, состояние психической напряженности, подавленность, страх).

Агрессивные действия ребенка могут выступать в качестве сред­ства достижения значимой для него цели; как способ психологи­ческой разрядки, замещения блокированной, неудовлетворенной потребности; как самоцель, удовлетворяющая потребность в са­мореализации и самоутверждении7.

Агрессивное поведение может быть непосредственным, т. е. пря­мо направленным на раздражающий объект или смещенным, когда ребенок по каким-либо причинам не может направить агрессию на источник раздражения и ищет более безопасный объект для разрядки. (Например, ребенок направляет агрессивные действия не на обидевшего его старшего брата, а на кошку — брата не бьет, но мучает кошку.) Поскольку устремленная вовне агрес­сивность порицается, у ребенка может выработаться механизм направления агрессии на самого себя (так называемая аутоагрессия — самоунижение, самообвинение).

Физическая агрессия выражается в драках с другими детьми, в разрушении вещей и предметов. Ребенок рвет книги, разбрасыва­ет и ломает игрушки, швыряет их в детей и взрослых, ломает нужные вещи, поджигает. Такое поведение, как правило, бывает спровоцировано каким-то драматическим событием или потреб­ностью во внимании взрослых, других детей.

Агрессивность не обязательно проявляется в физических дей­ствиях. Некоторые дети склонны к вербальной агрессии (оскорб­ляют, дразнят, ругаются), за которой часто скрывается неудов­летворенная потребность в том, чтобы почувствовать себя силь­ным, или желание отыграться за собственные обиды.

В возникновении агрессивного поведения важную роль играют проблемы, которые появляются у детей вследствие обучения. Дидактогения (невротические расстройства, возникающие в процессе обучения) — одна из причин детских суицидов.

Существенная детерминанта агрессивного поведения детей — воздействие средств массовой информации, в первую очередь кино и телевидения. Систематический просмотр боевиков, фильмов-ужасов, других кинопроизведений со сценами жестокости, наси­лия, мести приводит к тому, что: агрессивные акты с телеэкра­нов дети переносят в реальную жизнь; снижается эмоциональная чувствительность к насилию и повышается вероятность формиро­вания враждебности, подозрительности, зависти, тревожности — чувств, провоцирующих агрессивное поведение.

Наконец, агрессивное поведение может возникать под влия­нием неблагоприятных внешних условий: авторитарного стиля вос­питания, деформации системы ценностей в семейных отношениях и т. д. Как и при протестном поведении, эмоциональная холод­ность или чрезмерная строгость родителей часто приводят к на­коплению внутреннего психического напряжения у детей. Это на­пряжение может разряжаться посредством агрессивного поведе­ния.

Еще одна причина агрессивного поведения — дисгармонич­ные взаимоотношения родителей (ссоры и драки между ними), агрессивное поведение родителей по отношению к другим людям. Жестокие несправедливые наказания — нередко модель агрессив­ного поведения ребенка.

Об агрессивности ребенка свидетельствует частота агрессив­ных проявлений, а также интенсивность и неадекватность реак­ций по отношению к раздражителям. Интенсивность и неадек­ватность агрессивных реакций во многом зависят от предыдуще­го опыта, от культурных норм и стандартов, от реактивности нервной системы, а также от восприятия и характера интерпре­тации различных раздражителей, способных вызвать агрессию. Дети, прибегающие к агрессивному поведению, как правило, им­пульсивны, раздражительны, вспыльчивы; характерными черта­ми их эмоционально-волевой сферы являются тревожность, эмо­циональная неустойчивость, слабая способность к самоконтро­лю, конфликтность, враждебность.

Очевидно, что агрессия как форма поведения находится в пря­мой зависимости от всего комплекса личностных качеств ребен­ка, детерминирующих, направляющих и обеспечивающих реали­зацию агрессивного поведения.

Агрессивность затрудняет приспособляемость детей к услови­ям жизни в обществе, в коллективе; общение со сверстниками и взрослыми. Агрессивное поведение ребенка вызывает, как прави­ло, соответствующую реакцию окружающих, а это, в свою оче­редь, ведет к усилению агрессивности, т. е. возникает ситуация порочного круга.

Ребенку с агрессивным поведением необходимо специальное внимание, так как порой оказывается, что он даже не догадыва­ется о том, какими добрыми и прекрасными могут быть челове­ческие отношения.

Инфантильное поведение

Об инфантильном поведении говорят в том случае, когда в поведении ребенка сохраняются черты, присущие более раннему возрасту. Например, у инфантильного младшего школьника ведущей деятельностью все еще остается игра. Нередко во время урока такой ребенок, отключаясь от учебного процесса, незаметно для \ себя начинает играть (катает по парте машинку, расставляет сол­датиков, мастерит и запускает самолетики). Подобные инфантильные проявления ребенка расцениваются учителем как нарушение дисциплины.

Ребенок, которому свойственно инфантильное поведение, при нормальном и даже ускоренном физическом и умственном разви­тии характеризуется незрелостью интегративных личностных об­разований. Это выражается в том, что в отличие от сверстников он неспособен самостоятельно принять решение, выполнить ка­кое-либо действие, испытывает чувство незащищенности, требу­ет повышенного внимания к собственной персоне и постоянной заботы других о себе; у него понижена самокритичность.

Инфантильное поведение, инфантильность как черта личнос­ти, если не оказать ребенку своевременную помощь, может при­вести к нежелательным социальным последствиям. Ребенок с ин­фантильным поведением нередко попадает под влияние сверст­ников или старших детей с асоциальными установками, бездум­но присоединяется к противоправным действиям и поступкам.

Инфантильный ребенок предрасположен к карикатурным ре­акциям, которые высмеиваются сверстниками, вызывают у них ироническое отношение, что причиняет ребенку душевную боль.

Конформное поведение

Рассмотренные типы нарушений поведения справедливо вы­зывают у взрослых серьезное беспокойство. Однако также важно не оставить без внимания и детей сверхдисциплинированных. Они готовы беспрекословно слушаться взрослых и сверстников, слепо следовать за ними вопреки своим представлениям, здравому смыслу. Поведение этих детей — конформное (от лат. conformis — подоб­ный), оно полностью подчинено внешним условиям, требовани­ям других людей.

Конформное поведение, как и некоторые другие нарушения поведения, во многом обусловлено неправильным, в частности авторитарным или гиперопекающим, стилем воспитания. Дети, лишенные свободы выбора, самостоятельности, инициативы, на­выков творчества (потому что приходится действовать по указа­нию, инструкции взрослого, потому что взрослые всегда и все делают за ребенка), приобретают некоторые негативные личност­ные особенности. В частности, им присуща тенденция менять са­мооценку и ценностные ориентации, свои интересы и мотивы под влиянием другого, значимого для них человека или группы, в которую они включены.

Психологической основой конформности являются высокая внушаемость, непроизвольное подражание, «заражение». Однако будет ошибкой определять как конформное естественное подра­жание дошкольника взрослым при усвоении правил поведения, оценки значимых событий, при овладении практическими навыками. Типичное и естественное стремление младшего школьника «быть как все» в условиях учебной деятельности также не является конформным.

Причин для такого поведения и стремления несколько. Во-пер­вых, дети овладевают обязательными для учебной деятельности умениями и знаниями. Учитель контролирует весь класс и побуж­дает всех следовать предлагаемому образцу. Во-вторых, дети узна­ют о правилах поведения в классе и школе, которые предъявля­ются всем вместе и каждому в отдельности. В-третьих, во многих ситуациях (особенно незнакомых) ребенок не может самостоя­тельно выбрать поведение и в этом случае ориентируется на пове­дение других детей.