logo search
Sotsiologia

23. Вклад э.Дюркгейма в развитие социологии

Французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858—1917) произвел новый социологический подход, который заключался в понимании общества как социальной реальности, которая состоит из совокупности социальных фактов. Изучение этих фактов, по его мнению, и является предметом социологии. Главное в теории общества Е. Дюркгейма — социологизм, который основывается на признании первичности социальной реальности, ее автономности, специфичности и подчиненности ей индивидов. Основными принципами «социологизма» является объективный научный подход к социальным явлениям и процессам, попытке объяснить социальное, исходя из его сущности. В связи с этим биологический и психологический подходы Дюркгейм отбрасывал. Теория «социологизма» тесно связана с социологическим методом Е. Дюркгейма, основными принципами которого были:

1) рассмотрение социальных фактов как таких, которые сущт объективно, независимо от человека;

2) выражение общественного сознания объективными, не зависимыми от субъекта показателями (поведение людей, деятельность организаций);

3) анализ причинной зависимости социальных явлений от их среды;

4) постоянное сравнение в ходе исследования объяснительных социальных фактов, а следовательно, превращение социологии на сравнительную науку. Таким образом, метод Дюркгейма конкретизирует одну из его идей о том, что социология должна иметь дело прежде всего с реальными социальными явлениями и процессами, а не с представлениями о них.

26. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Социальная структура - это устойчивая связь элементов в социальной системе общества, означающая деление общества на отдельные общности, слои и группы, объединяемые на основе определенных признаков, придающих им неповторимое своеобразие и различаемых по их общественному положению, месту и роли в системе общественных отношений. Таким образом, важнейшими элементами социальной структуры* общества выступают, в первую очередь, социальные общности. Социальная общность - это реально

существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия. Отсюда следует, что:

а) это реальное социальное образование, которое можно эмпирически зафиксировать и проверить в любой момент;

б) это субъект социального взаимодействия, который содержит в себе источник самодвижения, развития социальных процессов и отношений. Социальные общности могут быть различных форм и видов. Во-первых, это социально-территориальные общности – совокупность людей, постоянно проживающих на определенной территории и осуществляющих совместную деятельность для удовлетворения своих экономических и социальных потребностей. Социально-территориальные общности обладают определенными признаками, главными из которых являются устойчивые экономические, социальные духовно-идеологические связи и отношения. Это позволяет выделить социально-территориальную общность как самостоятельную ему пространственной организации жизнедеятельности людей. К ним относится население города, деревни, поселка, села, отдельного района большого города. В качестве таких общностей выступают также наиболее сложные территориально-административные образования - район, область, край, штат, провинция и др. Исследуя социально-территориальные общности, социологи главное внимание уделяют изучению города (социология города) и деревни (социология деревни). Город - крупный населенный пункт, жители которого заняты несельскохозяйственным трудом. Деревня - это небольшой населенный пункт, жители которого заняты сельскохозяйственным трудом.

Во-вторых социально-этнические общности - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, связанных общностью языка, культуры, психологического склада и самосознания. Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса служила общность территории, поскольку она создавала необходимые условия для совместной деятельности людей. Однако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутствовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (рассеяния) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории. Об этом речь пойдет в отдельной главе.

В-третьих социально-демографические общности. Демографический элемент социальной структуры общества занимает важнейшее место в социальной жизни. Он включает половозрастную, семейную, генетическую и другие сферы общественной жизни. Особое значение имеет количество и качество населения, выражаемое через численность и темпы роста, численность и состав семьи, структуру населения по полу, возрасту, здоровью и т.д.Положение демографических общностей, условия их жизнедеятельности зависят от проводимой государством демографической политики.