logo search
Борисенко Ю

2.7. Структура отцовства

Таким образом, в результате теоретического анализа психоло­гического концепта отцовства можно построить функциональную модель феномена отцовства (рис. 1) по принципу общего научного пентабазиса, предложенного для анализа психических феноменов В.А. Ганзеном.

Роль пространственной характеристики феномена выполняют рассмотренные выше биологические, социокультурные и личные предпосылки определенного способа выполнения отцовских функ­ций, информационной — осведомленность и ассимиляция социаль­ной роли, статуса, функций, куда входит и инструментальный аспект, временной — процесс становления отцовства в филогенезе, его место в жизненном цикле конкретного мужчины, энергетической - активность, интернализация роли и личностное развитие.

Пространство

биологические, социокультурные, личные способы выполнения отцовских функций

ОТЦОВСТВО

Время

Становление отцовства (история, жизненный цикл)

Информация

осведомленность,

инструментальный аспект роли отца

Энергия

Активность, интернационализация роли, личностное развитие

Таким образом, данная модель выполняет описательную функ­цию — характеризует и упорядочивает все возможные функции и аспекты приложения и реализации этих функций изучаемого феноме­на как в социуме, так и в жизни конкретного индивида, что позволяет изучать любой отдельный аспект феномена отцовства во взаимосвязи с другими его характеристиками.

Хотя существует множество количественных и качественных эмпирических исследований отцовства (в основном — узких на­правлений), однако до сих пор нет теоретической модели отцовства. Исследователи главным образом используют понятия общественных наук в этой специфической эмпирической области исследования, но научное осмысление начинается с построения концептуальных моде­лей, которые могут быть использованы для дальнейших исследований, а также в практической деятельности. По мнению Магsiglio (1995), вы­деляются: а) теория жизненного пути (которая исследует, как мужской опыт отцовства изменяется в связи с различными периодами жизни); б) социальная описательная теория (которая подчеркивает, что отцы усваивают культурные образцы роли); в) теория социальной идентич­ности (которая сосредоточивается на том, как мужчины воспринимают идентичность отца относительно их других социальных ролей). Snarey (1993) использовал теорию Эриксона в контексте того, как отцовство повышает генеративность взрослых мужчин. Другие ученые применя­ли понятия экономических теорий для описания решения отца вно­сить свой вклад в жизнь ребенка или уйти из семьи (Вескег, 1991).

Самая часто используемая концептуальная модель отцовства — че-тырехфакторная модель вовлеченности отца Lamb и Pleck`a, которая слишком узка, по сравнению с теориями развития, такими, как теория Эриксона или теория социальной идентичности (Lamb и др., 1985). Однако эти факторы могут рассматриваться как дополняющие друг друга, причем основываясь на друг друге и в интерактивном режиме, они порождают сами себя — например, мотивация необходима для развития навыков Ihinger Tallman (Ihinger Tallman, 1995) предложил восьмифакторную модель взаимосвязи между идентичностью отца и фактической вовлеченностью его в семью после развода: социальные стереотипы, восприятие отцом воспитания матери, эмоциональная стабильность отца, эмоциональная стабильность матери, пол ребенка, отношения родителей между собой, экономическая безопасность отца и поддержка от окружающих.

Для упорядочивания теоретического и эмпирического материа­ла нами были разработаны две модели отцовства - функциональная (описанная выше) и структурная, которые обобщают все феномены, факторы, влияющие на развитие отцовства, особенности и важнейшие аспекты отцовства.

В результатах теоретического анализа работ Ш. Барта (Barth S., 1999), В.Э. Фтенакиса (Fthenakis W.E., 1985), ГГ. Филипповой (2002) нами была разработана структурная модель отцовства. По нашему предположению, в структуру отцовства входят следующие компо­ненты (рис. 2): потребностно-эмоциональный, включающий биоло­гические, социальные аспекты мотивации, потребность в контакте, эмоциональные реакции, переживания; операциональный — осве­домленность и умения, операции по уходу за ребенком и общение с ним; и ценностно-смысловой — отношение отца к ребенку, включая экзистенциальные переживания. Кроме того, в данную структуру включается интегральный сквозной компонент — оценочный, в кото­рый входят: 1) самооценка, как элемент Я-концепции, принятие или непринятие роли отца и рациональная и эмоциональная оценка себя, как отца, и своего ребенка; 2) социальная оценка окружающих, базирующаяся на принятых в данном конкретном обществе социальных стереотипах и предписаниях по выполнению роли, требованиях, которые необходимо соблюдать для соответствия статусу. Социальная оценка является базой для формирования собственной оценки, т.к. через со­циальные стереотипы формирует образы Я-идеального. Оценочный компонент является интегральным, т.к. пронизывает и влияет на все остальные компоненты структуры.

Ценностно-

смысловой блок

Отношение к ребёнку. Экзистенциальные переживания

О

Ц

Е

Н

К

А

Самооценка

Социальная оценка

Операциональный блок

Знания.

Умения общаться и ухаживать за ребёнком

Потребностно-эмоциональный блок

Биологические и социальные мотивации.

Эмоциональное отношение к ребёнку

Рис. 2. Структурная модель отцовства

Компоненты модели выделены в соответствии с принципом психо­логической макроструктуры личности по Б.Г. Ананьеву, соответственно, структурная модель отцовства подчиняется двум принципам построения структуры личности по Б.Г. Ананьеву: субординационному и коорди­национному. То есть, более сложные компоненты оказывают непосред­ственное влияние на низлежащие уровни структуры, однако при этом все компоненты имеют достаточную автономию (Ананьев Б.Г, 2002).

Обе модели феномена отцовства дополняют друг друга. Функ­циональная модель рассматривает различные аспекты приложения изучаемого феномена, структурная модель выделяет и соотносит друг с другом основные компоненты данного феномена. Структурная мо­дель была апробирована нами в эмпирическом исследовании и легла в основу исследования специфики влияния отцовства на оптимизацию развития личности.

В заключение следует отметить, что эклектичность и на первый взгляд трудная интерпретируемость доступных нам результатов психо­логических исследований отцовства может быть частично преодолена общей интерпретацией данных исследований в соответствии с раз­работанной нами функциональной моделью отцовства. Анализ про­веденных исследований позволяет отметить, что изучение проблемы отцовства в отечественной психологии находится на начальном этапе, современные исследования отцовства в основном рассматривают либо отцовство применительно к развитию ребенка, включая и исследова­ния историко-культурных особенностей семьи, либо социологические аспекты данного феномена без выработки каких-либо психологиче­ских моделей структуры изучаемого явления, либо его влияния на раз­витие личности самого родителя.

Использование разработанной нами структурной модели отцов­ства позволяет системно подойти к решению не только фундаменталь­ных общепсихологических проблем, но и обеспечить новый уровень в исследовании ряда прикладных психологических задач, ответить на актуальные вопросы, остро стоящие перед психологической наукой, исследующей личность в современных условиях.