logo search
Холостова-Технологии СР

§2. Технологизация социальной работы

Комплексность проблем социальной работы, сложность объектов и субъектов социальных преобразований, необходимость при ограниченном объеме социальных ресурсов получить максимально значимый и эффективный результат - все это настоятельно требует технологизации социальной работы, а специфика этого вида деятельности предопределяет характер тех технологий, которыми оперирует социальная работа. Следует предположить, что в социальной работе не существует изолированных технологий; всякое действие, направленное на получение желаемого результата, может производиться только при наличии согласованного ансамбля технологий, причем, учитывая междисциплинарный характер социальной работы, в этом едином ансамбле будут использоваться и технологии смежных наук и областей практической социальной деятельности (психологические, медицинские, социально-правовые, технологии осуществления связей с общественностью), и специфические технологии, принадлежащие собственно социальной работе (социальная диагностика, надзор и контроль, адаптация и реабилитация и т.д.). Технологизация социальной работы позволяет рационально разделить ее виды на отдельные относительно единообразные процедуры и операции, действия и результаты которых скооперированы и синхронизированы. Таким образом, социальная проблема разделяется на несколько более простых подпроблем, каждая из которых может быть решена более или менее стандартными методами. Как уже упоминалось, социальные технологии определяются как совокупность средств и методов воздействия на социальные процессы и системы с целью их упорядочения и оптимизации. Технологии социальной работы можно условно разделить на три группы: технологии диагностики (на основе изучения социальных проектов и вероятных прогнозов их развития); технологии конструирования и проектирования развития тех или иных социальных объектов; технологии реализации социальных проектов, программ, введения социальных инноваций. Помимо такого сквозного деления можно выделить типы технологий, цель которых - возвращение индивидам способности к социальному функционированию (технологии социальной реабилитации и адаптации). Каждая из этих технологий может применяться в работе с определенной категорией клиентов (семьи, военнослужащие, дезадаптированные дети и подростки и т.д.). Наконец, можно выделить технологии деятельности в специфических обстоятельствах (в условиях межнационального конфликта, предстоящего развода супругов и т.д.). Нетрудно заметить, что единая типология технологий социальной работы принципиально невозможна, так как любой принцип классификации выбирается произвольно, в соответствии с целями социального работника. Он имеет значение для научного исследования, для учебных целей; в реальной же действительности обращение к тому или иному виду технологии зависит от сути социальной проблемы. Говоря о функциях технологий социальной работы, в первую очередь можно выделить следующие из них:

аналитика-прогнозная: выявление и учет на подведомственной территории групп, семей и отдельных граждан, относящихся к категории социального риска, определение нуждаемости в различных видах и формах социальной поддержки, мониторинг динамики социальных процессов, прогноз изменения существующих параметров;

диагностическая: анализ существующих актуальных и потенциальных социальных проблем, установление их причин, исследование проблемного поля социальной ситуации конкретных индивидуальных и групповых клиентов;

системно-моделирующая: определение характера, объема, форм и методов социальной помощи людям и группам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, концептуальное обоснование системы оказания такой помощи, в первую очередь системы социального обслуживания на различных уровнях;

проектно-организаторская: разработка, ресурсное обоснование, реализация и оценка социальных проектов, направленных на разрешение того или иного социального затруднения, помощь определенной категории клиентов;

активационная: содействие активации потенциала собственных возможностей индивида, семьи или социальной группы, побуждение клиентов к самостоятельному разрешению своих проблем, выходу из трудной жизненной ситуации, организация развития самопомощи и взаимопомощи;

инструментально-практическая: оказание различных видов помощи в ситуациях жизненных затруднений, консультации и тренинги для улучшения взаимоотношений между людьми, оказание содействия в оформлении документов и других необходимых действий для осуществления клиентами своих социальных прав, опека и попечительство по отношению к детям, лишившимся родительского попечения, или к нуждающимся в этом совершеннолетним лицам и т.д.;

распорядительно-управленческая: менеджмент органов социального управления, координация деятельности государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке гражданам, участие в работе по формированию социальной политики, подбор и воспитание кадров;

эвристическая: приращение социального знания, углубление понимания социальных проблем, улучшение образовательной и общекультурной подготовки самих социальных работников, повышение их квалификации.

Разумеется, эти функции реализуются целиком только в совокупности, во всей системе технологий социальной работы; в каждом же конкретном случае может использоваться тот или иной их набор.

Литература

  1. Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. - М-Белгород, 1993.

  1. Иванов В.А. Социальные технологии в современном мире. - М.-Н.Новгород, 1996, с. 4.

  2. Иванов В.Н., Лесников Г.П., Зайченко В.Л. Проблемы информатизации и технологизации социального пространства. - М., 1994.

  3. Марков М. Технология и эффективность социального управления. -М., 1983, с. 48.

  4. Российская энциклопедия социальной работы /Под ред. A.M. Панова, Е.И.Холостовой. - М., 1997.

  5. Справочное пособие по социальной работе /Отв. ред. A.M. Панов, Е.И. Холостова. - М., 1997.

  6. Социальная работа и социальные технологии: Материалы методологического семинара /Ред.-сост. Т.В. Шеляг. - М.: Институт социальной работы Ассоциации работников социальных служб, 1995.

  7. Толковый словарь по социальным технологиям /Под ред. В.А. Иванова, Г.Д. Никредина, В.И. Патрушева, И.М. Слепенкова. - М., 1995.

  8. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера (управленческая гуманиторология). - М., 1992.