2.4 Концепция обеспечения безопасности
Обеспечение безопасности достигается проведением единой государственной политики как системы мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Безопасность можно обеспечить двумя путями:
устранением источников опасности, самой возможности каких-либо стихийных бедствий, аварий, потрясений и катаклизмов;
повышением защищенности от опасностей, способности надежно противостоять им.
Нa современном этапе государственная политика Российской Федерации в области обеспечения безопасности строится по следующим направлениям:
выявление опасностей, оценка риска и прогнозирование возможности развития опасных событий;
уменьшение риска и повышение эффективности защиты населения и территорий;
государственное регулирование в области снижения рисков и смягчения последствий техногенных аварий и стихийных бедствий;
развитие и совершенствование сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Формулирование государственной политики в области безопасности осуществляется на основе ряда концепций.
На основе рекомендаций Конференции ООН по окружающей среде и развитию, определяющих принципы согласованной политики устойчивого развития мирового сообщества и сохранения биосферы, в Российской Федерации были разработаны:
Основные положения государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (Указ Президента РФ от 4.02.1994 г. № 236);
Концепция перехода РФ к устойчивому развитию (Указ Президента РФ от 1.04.1996 г. № 440);
Концепция национальной безопасности РФ (Указ Президента РФ от 17.12.1997 г. № 1300);
• Государственная стратегия устойчивого развития РФ (в основном одобренная Правительством РФ в декабре 1997 г.).
Применительно к анализу уровня безопасности разработано несколько концепций безопасности, опирающихся на следующие принципы (или их сочетания):
• принцип безусловного приоритета безопасности и сохранения здоровья над любыми другими элементами условий и качества жизни членов общества;
• принцип приемлемых опасности и риска, в соответствии с которым устанавливаются нижний допустимый и верхний желаемый уровни безопасности, и в этом интервале приемлемый уровень безопасности и риска с учетом социально-экономических факторов;
• принцип минимальной опасности, в соответствии с которым уровень риска устанавливается настолько низким, насколько это реально достижимо;
• принцип последовательного приближения к абсолютной безопасности /15/.
Принятая в Российской Федерации концепция перехода на модель устойчивого развития предусматривает в долгосрочной перспективе сбалансированное решение задач социально-экономического развития и сохранения благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей нынешнего и будущего поколений.
В краткосрочной перспективе целью перехода к устойчивому развитию в нашей стране должно быть преодоление экономического и структурного кризиса. При этом подразумевается последовательное осуществление следующих целей:
• в процессе выхода из кризиса обеспечить стабилизацию социально-экономической и экологической ситуаций;
• добиться коренного улучшения состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления;
• ввести хозяйственную деятельность в пределы емкости экосистемы на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий;
• формирование экологического сознания и культуры безопасности.
Однако рассматриваемая концепция представляется недоработанной, так как игнорирует многие ключевые моменты. В ней уделено внимание экологическим вопросам, трудоустройству населения, но полностью игнорируется проблема защиты от природных и техногенных бедствий и катастроф, социальных опасностей. Конечно, экология и экономика очень важны. Но самое важное и дорогое – это люди. Их жизнь, здоровье и безопасность.
На основе концепции в Российской Федерации разработана стратегия устойчивого развития, ориентированная на обеспечение сбалансированного решения задач сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей. Стратегия включает концептуальные основы устойчивого развития, предложения по формированию внешней эколого-экономической политики России, предложения по определению долговременных приоритетов развития экономики и природопользования, а также социального, научно-технического и регионального развития с учетом того, что основные факторы, ограничивающие экономическую активность общества, лежат в области развития биосферы.
В «Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации» подчеркивается, что переход на стратегию устойчивого развития должен быть сопряжен с обеспечением безопасности в любой сфере деятельности общества и государства.
Концепция приемлемого риска является основой для рационального планирования мероприятий по обеспечению безопасности нынешнего поколения людей с учетом социальных и экономических факторов. Она лежит в основе концепции обеспечения техногенной безопасности в России. Эта общепризнанная концепция нашла отражение в четырех основных принципах сформулированных Объединенным Комитетом по управлению риском в рамках Государственной научно-технической программы.
Первый принцип – оправданность деятельности по управлению риском, которая должна согласовываться со стратегической целью управления риском, формулируемой как стремление к обеспечению материальных и духовных благ при обязательном условии: практическая деятельность не может быть оправдана, если выгода от этой деятельности в целом не превышает вызываемого ею ущерба.
Второй принцип – оптимизация защиты по критерию среднестатистической ожидаемой продолжительности предстоящей жизни в обществе. Оптимальным считается вариант сбалансированных затрат на продление жизни за счет снижения уровня риска и выгоды, получаемой от хозяйственной деятельности.
Третий принцип управления риском состоит в том, что должен учитываться весь спектр существующих опасностей и вся информация о принимаемых решениях по управлению риском должна быть доступна широким слоям населения.
Четвертый принцип, касающийся экологических ограничений, заключается в учете требований о непревышении предельно-допустимых экологических нагрузок на экосистемы и, по существу, состоит в том, что обеспечение безопасности человека, живущего сегодня, достигалось бы путем реализации таких решений, которые бы не подвергали риску способность природы обеспечить безопасность и потребности человека будущего поколения.
В соответствии с изложенными выше принципами может быть сформулирована общая методология анализа риска, направленная на оценку уровня опасности для населения и окружающей среды /15/.
Применение концепции приемлемого риска к управлению безопасностью различных видов профессиональной деятельности рассмотрено ниже.
Уровни приемлемого риска должны быть установлены в стране законодательно. Для нормирования воздействий от предприятий ядерного топливного цикла, например, рекомендуются следующие значения риска в расчете на человека в год: персонал предприятий – 110-5, население в санитарно-защитной зоне – 110-6; остальное население региона – 110-7; население за пределами данного региона с учетом трансграничных и глобальных эффектов – 110-8.
Предложены также социально-приемлемые для общества в целом и индивидуумов критерии безопасности объектов спецтехники:
для общества – математическое ожидание ущерба не более 1% общественных затрат на создание, эксплуатацию и уничтожение объектов спецтехники;
для индивидуума из населения – вероятность смерти или тяжелой травмы не выше бытовой или от случайных поражающих факторов;
для индивидуума из персонала – не вьше, чем для наименее опасных профессий.
Однако в рамках концепции приемлемого риска рост уровня жизни всех членов общества может быть существенно ограничен, так как при ее реализации не учитываются выгоды (общественная полезность) прогрессивных технологий, которые на первых порах могут быть сопряжены с повышенным риском для тех, кто их реализует. Это приводит к их отторжению общественностью главным образом потому, что рискуют одни, а пользу от этого получают другие. Однако новые технологии осваиваются человечеством в конечном счете как средство для выживания, дальнейшего повышения уровня жизни членов общества. Поэтому в качестве регулятора безопасности членов общества наряду с концепцией приемлемого риска должна использоваться концепция оправданного риска. В соответствии с этой концепцией приемлем тот риск, который общественно оправдан. При этом непосредственно рискующие члены общества, приемлемая безопасность которых на данном этапе развития науки и техники не может быть обеспечена на приемлемом уровне, получают социально-экономические компенсации от общества.
Область применения концепций и степень их общности (рис. 2.4) различаются. Соотношение по уровню принятия решений в рамках каждой концепции следующее:
концепция устойчивого развития – мир в целом и реализующие ее страны;
концепция приемлемого риска – государство и государственные органы;
концепция оправданного риска – отдельный человек и в некоторой степени государственные органы (в части компенсации риска).
- Раздел 1 техносфера и безопасность
- Глава 1 устойчивое развитие и безопасность
- 1.1 Концепция устойчивого развития. Основные черты, основополагающие принципы и цели устойчивого развития
- 1.2 Иерархия целей устойчивого развития и роль подцели обеспечения безопасности
- Глава 2. Техносфера и безопасноть
- 2.1 Безопасность. Многоаспектность понятия безопасность
- 2.2 Критерии безопасности жизнедеятельности
- 2.3 В XXI век с новым уровнем техногенной безопасности
- 2.4 Концепция обеспечения безопасности
- 2.5 Системы безопасности
- 2.6 Безопасность (охрана) труда.
- 2.7 Принципы, методы и средства обеспечения безопасности производственной деятельности
- 2.8 Основные опасности химических производств