logo search
!!!!!++готовые ответы к госам

Культурно-досуговая среда. Функции культурно-досуговой среды в учреждениях культуры.

Культурно-досуговая среда - это пространственное окружение, вводящее человека в мир культурно-эстетических и художественных ценностей и отношений, обеспечивающих культурно-формирующие условия его развития. Основными свойствами КДС являются эмоциональная окрашенность, возможность привнести в нее душевные переживания. КДС представляет собой самостоятельную, самоценную КД систему, имеющую собственную базу, цели, задачи, форму существования и деятельности. По предметному и пространственным признакам КДС наполняется содержанием предметных искусств: художественного дизайна, рекреационного дизайна.

К пространственным видам искусства КДС можно отнести: искусство интерьера, выставочное искусство, музейное искусство, искусство ансамбля и др. Относительно самостоятельное или промежуточное положение занимают прикладные и декоративные виды искусств, которые в свою очередь включают подвиды: искусство праздников, карнавальное искусство, искусство фейерверков, искусство проведения спортивных праздников и др. К гибридным образованиям могут быть отнесены пластические искусства: декоративное, прикладное, пластическое искусство, ремесла, народные промыслы, художественные промыслы, орнаментальное искусство и др. Рассматривая СКД как самоценное образование, следует соотносить ее с КДУ, включающими учреждения культуры и искусства - Дома культуры, клубы, центры досуга, молодежные центры, парки культуры и отдыха, театры, концертные залы, крупные культурные комплексы и т.д. КДС данных культурных объектов непре­рывно взаимодействует с человеком, не только формируясь под его воздействием, но и влияя на формирование его культуры и поведения. Следовательно, КДС -это предметно-пространственное окружение человека, способствующее формированию и развитию его культуры и поведения. Духовное потребление культурно-досуговой среды составляет особую ценность художественного познания. Оно включает в себя непосредственную психологическую реакцию человека: компен­саторную (снятие напряжения, эмоциональную разгрузку, зарядку), гедонистическую (получение положительных эмоций, наслаждения) и катарсическую (очище­ние, возвышение). Без человека, без людей, без ситуации деятельности КДС представляет собой «мертвое» предметно-художественное пространство. Именно поэтому коммуникативная функция искусства должна рассматриваться как самостоятельный и важный аспект художественной деятельности в КДС и дизайнер­ском ее конструировании.

Коммуникативная функция КДС определяется ее социальной природой и включает в себя передачу информации, общение, обозначение и осмысление. КДС является фактором активного формирования воздействия на человека, она формирует эмоциональное отношение и к среде обитания, и к дея­тельности человека. КДС формирует свой особый язык. Его отличительная черта - сочетание особенностей художественного языка с языком рациональной ин­формации. В первом случае язык служит для воплощения художественного содержания, в другом - для передачи практического сообщения. Восприятие КДС происходит последовательно: от отдельных впечатлений, освоения их в памяти, мысленного представления к формированию интегрированного образа как систе­мы единичных фрагментов, связанных ассоциативной цепью. Они суммируются, образуя синтетический сплав. Образ КДС складывается уже при первом знаком­стве с учреждением культуры. При этом происходит процесс перехода от первоначального ощущения к знанию и привычке. КДС учреждений культуры можно типологизировать.

С учетом потребностей населения создаются узкоспециализированные объекты: дискотеки, ноч­ные клубы и т.д. Выбор в каждом отдельном случае целесообразно делать исходя из существующей сети учреждений культуры, но при этом в пользу сбалансиро­ванности системы культурной среды населенного места. Модель культурной среды выступает не только как упорядоченность, но и в качестве образного представ­ления культурного пространства КДУ. КДУ и его культурная среда представляет собой художественно-эстетический объект, композиционную структуру. Принципы создания композиционной структуры КДС КДУ заключаются:

- в выяв­лении духовного содержания,

- сущности проектируемой КДС,

- учете особенностей учреждений культуры,

- его функционально-культурных задач,

- поиске художест­венного образа объекта культуры,

- его структуры и формы выражения