logo search
!!!!!++готовые ответы к госам

2. Художественное творчество в зимних праздниках русского народного календаря.

С древних времен НХТ было синкретичным, т.е. слитым с различными сферами и формами народной жизни. Особенно ярко и самобытно были представлены художественно – творческие элементы в традиционных народных календарных праздниках и обрядах, связанных с циклом земледельческих работ. В этих праздниках, сопровождавшихся пением, игрой на народных музыкальных инструментах, танцами и другими видами художественной деятельности, воплощалось в художественной форме миропонимание и мироощущение народа.

Праздники народного календаря проходили в соответствии с традициями и обычаями, в них существовало множество обрядов и ритуалов. Обычай – это то что принято (обычно) делать в той или иной ситуации у того или иного народа. Обряд – это совокупность утвердившихся в народе условно-символических действий, выражающих определенный магический смысл, связанных с отмечаемыми событиями жизни; это своеобразный коллективный акт, который строго определяется традицией. Ритуал – порядок совершение обряда, последовательность условно-символических действий, выражающих основную идею праздника, внешнее проявление верований человека. Рождество – один из любимых праздников русского народа. С него начинались зимние святки (двухнедельный период от рождества до крещения). С утра рождественского дня в православной Руси было принято колядовать. Колядовали чаще всего дети и молодежь. Хозяева одаривали ряженных, приглашали их в дом, угощали. Сам Коляда – древнеславянский мифологический персонаж – упоминается в большинстве рождественских поздравительных народных песен. Святки отмечались с 25 декабря (7 января) до 6 января (19 января). Первые шесть дней назывались «святые вечера», вторые шесть – «страшные вечера». У древних славян на этот период приходились праздники, связанные с культом природы, поворотом солнца к весне и увеличением продолжительности светового дня. В середине святок, 31 декабря (13 января), отмечался Васильев вечер (его называли «щедрый вечер»). Снова дети и молодежь ходили по домам с поздравлениями и песнями-колядками. Одаривание при колядовании было не просто платой, а своеобразным магическим актом, обеспечив удачу семье в наступающем году. Завершает зимние святки христианский праздник – Крещение, один из 12 главных христианских праздников. В основе его лежит евангельское сказание о крещении Иисуса в реке Иордань Иоанном Крестителем. Накануне Крещения девушки гадали, при этом часто звучали так называемые подблюдные песни. На Руси празднование крещения сопровождали обряды, связанные с верой в животворную силу воды. Главное событие праздника – обряд великого освящения воды. Он проводится не только в православных храмах, но и в прорубях. В этот день на Руси внимательно следили за погодой. Если во время хождения по воду идет снег, то будущий год будет хлебородный. Масленица – древнеславянский праздник, знаменующий прощание с зимой и встречу весны, в котором сильно выражены черты аграрного и семейно- родового культов. Весь строй праздника, его сюжет и атрибуты призваны были помочь солнцу одержать верх над зимой – сезоном холода, мрака и временной смерти природы. Отсюда и особое значение солярных знаков в ходе праздника: образ солнца в виде катящегося горящего колеса, блинов, катание на лошадях по кругу. Масленица – самый веселый, разгульный праздник ожидавшийся всеми с большим нетерпением. Ее называли честной, широкой, веселой. Величали ее барыней, госпожой. В России принято было делать чучело Масленицы из соломы, наряжать его в женское платье и возить по улицам. Потом чучело ставили где-нибудь на видном месте: здесь в основном и проходили масленичные развлечения. Каждый день праздника имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения, обычаи. 1день – понедельник – назывался «встреча масленицы». Встречу Масленицы начинали с посещения родных. 2 день – вторник – назывался «заигрыши». На заигрыши приглашались девицы и молодицы друг к другу в гости на горах покататься, поесть блинов. 3 день – среда – носил название «лакомка». В этот день тещи приглашали своих зятьев на блины. «Широкий четверг» - это кульминация праздника, его «разгул», перелом. В этот день продолжались катание, по улицам, масленичные обряды и проходили кулачные бои. Пятница – «тещины вечерки», в этот день зятья угощали своих тещ блинами. Суббота – «золовкины посиделки», в этот день молодая невеста приглашала своих родных к себе. Последний день масленицы – воскресенье – называется «проводы», «целовник», «прощеное воскресенье», отмечается за 50 дней до Пасхи. Существовал еще один обрядовый обычай – сжигание чучела Масленицы. Магический смысл такого обряда имеет истоки в древних верованиях, огонь всегда очищал и оберегал. Огонь призывали растопить снега, приблизить весну.