logo search
Холостова-Технологии СР

§2. Технологии, ориентированные на гуманистические модели личности

Гуманистические психосоциальные технологии используют идеи, развиваемые в гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу), экзистенциональном подходе (В. Франкл) и гештальттрадициях (Ф. Перле), которые иногда называют экзистенционально-гуманистическим направлением. Основные положения основаны на понимании человека как целостной личности, взаимодействующей со своим окружением. Важным моментом, объединяющим эти теории, является декларация веры в человека как в высшее существо, способное воспринимать и конструировать мир, принимать решения и формировать жизненные стратегии, изменяться при наличии определенных позитивных условий. Основная сущность гуманистической психологии К. Роджерса - ориентация на личность, которая является контролирующим звеном в процессе принятия решений. Главное внимание уделено человеку, предназначение которого - жить и действовать. По глубокому убеждению К. Роджерса, человек - натура конструктивная, и если у него есть выбор, он всегда выбирает позитивный путь развития. Решающую роль в жизни и развитии человека имеет его представление о самом себе - Я-концепция, центральным звеном которой является понятие "самоценность". По мнению К. Роджерса, человек не может совершенно точно определить, каков он есть на самом деле, а оценивает себя с большей или меньшей степенью иллюзорности. Однако каждый человек обладает собственным жизненным опытом и выражает этот опыт с помощью слов (вербальный способ) и жестов (невербальный способ, экспрессия). Соответствие степени самоценности способам ее выражения (язык слов и язык тела) - необходимое условие возникновения позитивного состояния, т.е. конгруэнтности. Неконгруэнтность (рассогласование) этих составляющих вызывает негативные реакции. Человек начинает использовать стереотипные защитные формы поведения. Конгруэнтность устанавливается либо путем изменения поведения, либо путем модификации представлений о себе. Постулируется естественное стремление личности к разрешению внутреннего конфликта позитивным образом, ведущему к изменению самоценности, принятию себя как личности - это предпосылка к более полному и легкому восприятию других людей (и наоборот, принятие личности другими людьми в группе обычно повышает уровень ее собственной самоценности). Основная идея теории личности К. Роджерса в том, что каждый человек обладает внутренней собственной активностью, стремлением к росту, прогрессу, более полной реализации своих внутренних потенций. На этом основана его модель "личностного роста". По мнению К. Роджерса, три условия благоприятны для личностного роста и могут быть созданы самой личностью или с помощью специалиста: подлинность (искренность), безусловное принятие другого человека и способность к эмпатическому пониманию другого, сопереживание. Он считал, что возможности личностного роста неисчерпаемы, и каждый человек может попытаться достичь успеха в этом. Аналогичные идеи высказывал и А. Маслоу. Краеугольное основание его концепции - стремление личности к самоактуализации. Он считал, что для развитой личности характерны:

Литература

  1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - Брест, 1993.

  2. Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. - М., 1995.

  3. Баркер Р. Словарь социальной работы. - М., 1994.

  4. Григорьев С.И., Демина Л.Д., Растов Ю.Е. Жизненные силы человека. - Барнаул, 1996.

  5. Демина Л.Д. Введение в психологические проблемы социальной практики. - Барнаул, 1994.

  6. Демина Л.Д. Личность: проблемы психологического консультирования. - Барнаул, 1993.

  7. Словарь-справочник по социальной работе. - М.: Юристъ, 1997.

  8. Теория и методология социальной работы. - М., 1994.

  9. Управленческое консультирование. Т.1. - М., 1992.