§2. Технологии, ориентированные на гуманистические модели личности
Гуманистические психосоциальные технологии используют идеи, развиваемые в гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу), экзистенциональном подходе (В. Франкл) и гештальттрадициях (Ф. Перле), которые иногда называют экзистенционально-гуманистическим направлением. Основные положения основаны на понимании человека как целостной личности, взаимодействующей со своим окружением. Важным моментом, объединяющим эти теории, является декларация веры в человека как в высшее существо, способное воспринимать и конструировать мир, принимать решения и формировать жизненные стратегии, изменяться при наличии определенных позитивных условий. Основная сущность гуманистической психологии К. Роджерса - ориентация на личность, которая является контролирующим звеном в процессе принятия решений. Главное внимание уделено человеку, предназначение которого - жить и действовать. По глубокому убеждению К. Роджерса, человек - натура конструктивная, и если у него есть выбор, он всегда выбирает позитивный путь развития. Решающую роль в жизни и развитии человека имеет его представление о самом себе - Я-концепция, центральным звеном которой является понятие "самоценность". По мнению К. Роджерса, человек не может совершенно точно определить, каков он есть на самом деле, а оценивает себя с большей или меньшей степенью иллюзорности. Однако каждый человек обладает собственным жизненным опытом и выражает этот опыт с помощью слов (вербальный способ) и жестов (невербальный способ, экспрессия). Соответствие степени самоценности способам ее выражения (язык слов и язык тела) - необходимое условие возникновения позитивного состояния, т.е. конгруэнтности. Неконгруэнтность (рассогласование) этих составляющих вызывает негативные реакции. Человек начинает использовать стереотипные защитные формы поведения. Конгруэнтность устанавливается либо путем изменения поведения, либо путем модификации представлений о себе. Постулируется естественное стремление личности к разрешению внутреннего конфликта позитивным образом, ведущему к изменению самоценности, принятию себя как личности - это предпосылка к более полному и легкому восприятию других людей (и наоборот, принятие личности другими людьми в группе обычно повышает уровень ее собственной самоценности). Основная идея теории личности К. Роджерса в том, что каждый человек обладает внутренней собственной активностью, стремлением к росту, прогрессу, более полной реализации своих внутренних потенций. На этом основана его модель "личностного роста". По мнению К. Роджерса, три условия благоприятны для личностного роста и могут быть созданы самой личностью или с помощью специалиста: подлинность (искренность), безусловное принятие другого человека и способность к эмпатическому пониманию другого, сопереживание. Он считал, что возможности личностного роста неисчерпаемы, и каждый человек может попытаться достичь успеха в этом. Аналогичные идеи высказывал и А. Маслоу. Краеугольное основание его концепции - стремление личности к самоактуализации. Он считал, что для развитой личности характерны:
самоактуализация - переживание, сопровождающееся повышенным сознанием, вниманием и интересом; выбор из множества вариантов пути личностного роста независимо от сложности и непредсказуемости этого пути;
актуализация - признак реальной, а не потенциальной личности, т.е. ответственность за свои действия, "доверие" себе;
способность самоактуализироваться - уметь обнаружить, "снять" свою "психологическую защиту", развить свои способности. А. Маслоу полагал, что за помощью чаще всего обращаются люди, нереализовавшие потребность в самоактуализации. Только самоактуализировавшаяся личность, по его мнению, освобождается от фрустраций (или экзистенциального вакуума) и может чувствовать себя комфортно, действовать ясно, точно, эффективно. Экзистенциональная психология дает возможность в процессе консультирования научить людей планировать и развивать отношения с другими людьми, что обеспечивало бы им определенное существование. С этих позиций важное значение придается выбору действий и коммуникаций как внутри отдельных систем, так и между системами. Примером могут служить теоретические построения В. Франкла. Важнейшим стремлением личности В. Франкл считает обретение смысла своего существования. Если личность не может реализовать это стремление, то она испытывает фрустрацию. Каждый человек независимо от пола, возраста, социального статуса, профессии, религиозных убеждений и т.д. ответствен за реализацию своего уникального смысла жизни, которому нельзя научить, но который всегда можно осознать. В концепции личности В. Франкла доминирует положение о том, что для человека гораздо важнее не то, что с ним случилось, а его отношение к этому. Психологическую работу с людьми автор назвал логотерапией (терапией при помощи смысла), понимая ее как способ анализа ситуаций и метод консультирования. Основная задача логотерапии - помочь человеку обрести смысл и цель жизни, что поможет ему преодолеть сомнения и отчаяние, понять, как человек конструирует свой мир. Особое место занимает формирование представлений личности о своем будущем как механизме, определяющем поведение, основе становления жизненных стратегий. Составляющими логотерапии являются свобода воли, осмысленность жизни. Теория и методы, разработанные В. Франклом, широко используются в психологическом консультировании, психотерапии и начинают активно применяться в социальной работе, социологии. К современным психологическим теориям гуманистического направления следует отнести и гештальттрадиции, основанные на своеобразном понимании личности и ее опыта. Основоположником этого направления считается Ф. Перле, придававший большое значение чувствам клиента и осознанию его опыта. Целостная личность (гештальт) согласно взглядам Ф. Перлса состоит из множества частей, что делает ее неповторимой, и по мере своего развития испытывает ряд переживаний, разрушающих ее единство. А сложность окружающего мира обусловливает трудности его понимания. Многовариантность мира еще более разъединяет части личности и препятствует их объединению. Гештальтпсихологии справедливо полагают, что жизненная ситуация - это и есть гештальт, поэтому фрагментарная работа с отдельными частями личности бессмысленна. Только личность сама может выстроить новый, более эффективный гештальт своей жизни. Важнейшее место отводится целеполаганию, которое и определяет структуру гештальта. Гуманистическое начало в гештальттеории проявляется в констатации положения о том, что изменения в личности происходят только в том случае, когда она становится сама собой, а не тогда, когда она пытается кем-то быть. Решения "быть лучше", просьбы, требования других людей, как правило, не могут вызвать активных внутренних изменений. В русле гештальттрадиций было создано множество интересных технологий, которые могут быть использованы в рамках как этого, так и других подходов. По сравнению с другими моделями гуманистического направления гештальтпсихология имеет наиболее мощные технологии, провоцирующие изменения психики личности. Пример современных гуманистических концепций -система позитивной психотерапии, которая складывается из трех аспектов: позитивный подход, содержательный анализ конфликтов, пятиступенчатый процесс психотерапии. Таким образом, гуманистические теории, которые могут применяться в социальной работе, весьма разнообразны. Общим для всех этих теорий является отсутствие заранее жестко заданной схемы понимания клиента, группы, общества, окружающей среды, причин, порождающих проблемы, и их истоков. Следовательно, нет необходимости ставить диагноз и определять прогноз развития ситуации клиента; нет необходимости давать клиенту советы по решению проблем, которые обычно основаны на субъективных представлениях специалиста и не всегда адекватны реальности. Гуманистическое направление постулирует недирективный путь взаимодействия с клиентом в социальной практике, соблюдение норм личностной экологии. В социальной практике применяется множество социально-психологических теорий. Среди них видное место принадлежит теориям, основанным на явлениях коммуникации. Ролевые теории учитывают социальную функцию личности; специфический способ поведения людей в зависимости от их социального статуса или позиции в обществе; совокупность норм и ожиданий, опосредствующих активность личности. Определение социальной роли впервые было дано в 1936 г. Р. Линтоном, а в дальнейшем развито Д. Мидом в рамках интеракционализма. Социальные роли проявляются в ситуациях социального взаимодействия, основанных на воспроизведении определенных социальных стереотипов. Отдельная социальная роль отображает лишь единичный аспект поведения. Целостное поведение людей складывается из совокупности множества социальных ролей. Социальная роль тесно связана с социальными ожиданиями и включает в себя представляемую роль (система ожиданий индивида и определенных групп); субъективную роль (экспектации, т.е. представления о способах взаимоотношения с людьми); играемую роль (поведенческая реализация представляемой роли). Участнику интеракции важно представить себе, чего ждут от него другие партнеры. Действия отдельных индивидов взаимно "подгоняются" друг к другу, каждый может принимать роли других, формировать Я-образ, приспосабливаться к приписываемым ему намерениям и экспектациям. С понятием социальной роли связаны понятия "ролевые конфликты", "ролевая напряженность", "ролевой набор", "ролевая адаптация" и пр. Социальная роль всегда имеет личностную окраску в зависимости от опыта, индивидуальности человека, его желания соответствовать ожиданиям окружающих и т.д. Диапазон социальных ролей обусловлен многообразием социальных групп, общностей, видов активности и др. Специфика социальной роли определяется местом индивида в системе общественных отношений. С этой точки зрения различают роли профессиональные, социально-демографические, управленческие и др. Кроме того, выделяют роли межличностные, т.е. определяемые местом индивида в системе межличностного взаимодействия. Существуют роли активные и латентные, институциализированные (официальные, конвенциональные) и стихийные, приписанные (аскриптивные) и достигаемые личной активностью (достижительные). Принятие и исполнение человеком определенной роли - сложный процесс, включающий и коммуникацию. Разнообразные подходы к пониманию сущности социальных ролей имеют ряд общих моментов: 1) роль как образец поведения и установок, социально заданный с большей или меньшей степенью определенности; 2) роль как стратегия поведения, направленная на овладение ситуацией определенного типа; 3) роль как система ожиданий по отношению к людям, имеющим определенный статус; 4) роль как действие, выполнение определенных требований человеком, "назначенным" на эту роль. Использование ролевой модели в социальной практике индивидуальной работы обычно предусматривает повышение адаптивности отдельных людей друг к другу, группам, с которыми они взаимодействуют, обществу, в котором живут. Эта модель эффективна при профилактике и устранении различных конфликтов, неадекватности интерпретаций полученной социальной информации и др. Важно учитывать специфику выполнения заданных социальных ролей каждым индивидом, его включенность в сюжеты социально-ролевых игр. Социальные роли являются основой различных технологических приемов: социодрамы, психодрамы, трансактного анализа, различных сюжетно-ролевых игр. Одна из важнейших задач и психологии, и социальной практики - опора на механизмы, регулирующие поведение людей как участников социальных процессов, предполагающие наличие между ними вербальных и невербальных контактов, передачу, восприятие и интерпретацию информации. В коммуникативных теориях первостепенное значение придается аспектам отношений и интеракциям. Любая коммуникативная теория подчеркивает, что направленный характер интеракции основан на знаковых системах, восприятии интеракции партнерами, воздействии общающихся друг на друга. Это необходимые характеристики акта коммуникации. Другой компонент коммуникативных теорий - положение о том, что источником информации является лицо или группа лиц, располагающие и кодирующие информацию в определенную знаковую систему (коммуникатор). В коммуникационную сеть входит и получатель информации (реципиент), который дешифрует ее в соответствии со своими индивидуальными особенностями. Большие различия в запасе и характере информации общающихся являются нередко причиной различного рода недоразумений, обид и конфликтов, возникающих между ними, в частности между социальным работником и клиентом. В таких ситуациях они говорят как бы "на разных языках". От того, как люди отражают и интерпретируют информацию, оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер и результаты их взаимодействия. Особенности коммуникативных процессов проявляются в установлении отношений между людьми - симметричных или доминирующих. Симметричные отношения характерны для равных партнеров, взаимно заинтересованных в общении; доминирующие отношения предполагают преобладание в общении одного партнера (или группы) над другим, отчего последний нередко испытывает зависимость или униженность (пример - отношения типа "начальник - подчиненный"). Коммуникативные теории описывают и определенные тенденции общения, зависящие от способа трансляции сообщения. При вербальной коммуникации действуют преимущественно законы психолингвистики (о которых подробно говорится в работах А.А. Леонтьева и А.Р. Лурия), связанные с формированием высказывания (экспрессивная речь) и его восприятием реципиентом (импрессивная речь). Невербальная коммуникация осуществляется с помощью мимики, пантомимики, жестов, позы, походки, напряжения мышц и всех тех атрибутов, которые объединяются в понятие "экспрессия". Невербальная коммуникация может сопровождать вербальную, но может быть и самостоятельным способом коммуникаций. Поскольку невербальная коммуникация осуществляется, как правило, спонтанно, бессознательно, современная психология оценивает ее как более достоверную по сравнению с вербальной. Любая теория, рассматривающая процесс коммуникации, исходит из положения о том, что человек практически всегда находится в состоянии общения с себе подобными. Даже молчание является процессом коммуникации, поскольку оно может быть оценено каждым по-разному. Различают несколько видов коммуникации: внутриличностная (человек наедине с собой обдумывает поступки, строит планы, прогнозирует успехи или неудачи); межличностная (общение между двумя людьми и более); групповая межличностная (общение в социальной группе); межгрупповая (взаимодействие различных социальных групп). Все виды общения функционируют в соответствии с присущими каждому из них специфическими законами, которые являются предметом изучения общей и социальной психологии. Значение социально-психологических теорий для социальной практики трудно переоценить, так как почти все проблемы, возникающие у людей, сопровождаются нарушением процесса общения. Психологические коммуникативные теории могут стать хорошей базой для формирования различных теорий и технологий, обосновывающих деятельность в области социальной сферы, коррекции процессов общения. Нейролингвистическое программирование (НЛП) - своеобразная теория и технология влияния на людей, рассмотренная в работах Д. Гриндера, Р. Бендлера, В. Сатир, М. Эриксона. Предметом НЛП являются языки, используемые для взаимодействия, как отражение внутренних программ, заданных на уровне нейронных связей, и основанные на анализе различных способов получения информации о мире и реагирования на них отдельных людей. Одно из центральных понятий НЛП - репрезентативно-информационная система, т.е. система представления опыта, связанного с модальностями психики. Одна из них более развита и чаще всего используется конкретной личностью. Репрезентативная система формирует основной способ, с помощью которого человек осуществляет поиск информации ("визуалы", "аудиалы", "кинестетики"). Использование индивидом ведущих информационных (ведущих модальностей) и вспомогательных систем (субмодальностей), формирование поведенческих паттернов и внутренних стратегий проявляются в вербальном и невербальном языке, что можно достаточно точно описать и спрогнозировать у партнера по общению путем калибровки, т.е. описания внешних и внутренних признаков его состояния. Самопредъявление, или самопрезентация как особый аспект коммуникаций - важное условие эффективности индивидуальной работы с людьми. Специалист в любой сфере социального взаимодействия должен уметь правильно (адекватно ситуации) подать себя и "прочесть" истинные переживания партнера, скрытые за маской самопрезентации. Человек в состоянии контролировать невербальные и вербальные аспекты своего поведения и манипулировать ими в соответствии с задачами. Однако распознать намеренность поведения индивида проще, чем манипулировать своим поведением, поэтому наблюдатель, скорее всего, имеет преимущество перед манипулирующим, и это обусловливает асимметрию коммуникативного процесса. В современной литературе самопредъявление рассматривается как управление впечатлением о себе с помощью бесчисленных стратегий поведения, предусматривающих предъявление своего внешнего образа другим людям. Самопредъявление может быть скорректировано, развито специальными методами. Выбор адекватных методов зависит от того, какой аспект самопредъявления нарушен - либо на уровне личностных конструктов (высокая тревожность, неустойчивость Я-концепция, чрезмерная мотивация самопредъявления), либо на уровне социальных умений. В первом случае используются методы тренинговых групп, рационально-эмотивный тренинг. Во втором случае можно добиться успеха с помощью специального обучения, тренинга социальных умений, сочетающего групповые и индивидуальные методы. Важное значение для эффективного самопредъявления имеют чувственный образ (формируется при первом впечатлении о партнере), адекватное использование вербальных и невербальных средств коммуникации, внешний облик, окружающая обстановка, пространственная и временная среда общения.
Литература
Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - Брест, 1993.
Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. - М., 1995.
Баркер Р. Словарь социальной работы. - М., 1994.
Григорьев С.И., Демина Л.Д., Растов Ю.Е. Жизненные силы человека. - Барнаул, 1996.
Демина Л.Д. Введение в психологические проблемы социальной практики. - Барнаул, 1994.
Демина Л.Д. Личность: проблемы психологического консультирования. - Барнаул, 1993.
Словарь-справочник по социальной работе. - М.: Юристъ, 1997.
Теория и методология социальной работы. - М., 1994.
Управленческое консультирование. Т.1. - М., 1992.
- 2. Технологии экономической поддержки населения в современных условиях
- §2. Содержание и задача курса "Технологии социальной работы"
- Глава 2. Типологии социальных технологий
- §1. Сущность социальных технологий
- §2. Классификация социальных технологий
- §3. Специфика и классификация технологий в социальной работе
- Глава 3. Социально-технологическая специфика социальной работы
- §1. Сущность социальной работы в России
- §2. Технологизация социальной работы
- Глава 4. Модели практики социальной работы: технологическая специфика
- §1. Технологический потенциал социолого-ориентированных моделей практики социальной работы
- §2. Технологическая специфика психолого-ориентированных и комплексных моделей социальной работы
- Раздел II. Общие технологии социальной работы
- Глава 5. Социальная диагностика в технологиях социальной работы
- §1. Общие проблемы и принципы социальной диагностики
- §2. Технологии социальной диагностики в работе с клиентом
- Глава 6. Технология социальной экспертизы
- §1. Понятие социальной экспертизы
- §2. Организационные модели социальной экспертизы
- Глава 7. Технологии социального предвидения
- §1. Социальные инновации: особенности, структуры, типы
- §2. Технологии социального прогнозирования
- §3. Моделирование социальных отношений и структур
- Глава 8. Метод групповой работы
- §1. Понятие и назначение метода
- §2. Организация и этапы содержательной работы
- Глава 9. Коммуникативные навыки в социальной работе
- §1. Содержательные характеристики социальной коммуникации
- §2. Компетентность общения в коммуникативных профессиях
- Глава 10. Технологии связи с общественностью
- §1. Содержание технологий связи с общественностью
- Раздел III. Междисциплинарные технологии и методики социальной работы
- Глава 11. Организационно-управленческие технологии в социальной работе
- § 1. Технологии группового решения проблем в социальном управлении
- §2. Технология программно-целевого проектирования
- Глава 12. Социально-экономические методы технологии поддержки населения
- §1. Содержание и сущность социально-экономических методов социальной работы
- 2. Технологии экономической поддержки населения в современных условиях
- Глава 13. Социологические технологии в социальной работе
- §1. Роль социологического знания в социальной работе
- §2. Социология личности в социальной работе
- Глава 14. Социально-педагогические методы в социальной работе
- §1. Социально-педагогическая компетентность специалиста по социальной работе
- §2. Педагогические методы и технологии
- Глава 15. Психологические технологии в социальной работе
- §1. Психоаналитические и психодинамические модели личности как критерии выбора социальных технологий
- §2. Технологии, ориентированные на гуманистические модели личности
- Глава 16. Технологии медико-социальной работы
- §1. Основы медико-социальной работы
- §2. Медико-социальная работа в наркологии
- §3. Медико-социальная работа в онкологии
- §4. Медико-социальная работа в планировании семьи
- Раздел IV. Конкретные технологии социальной работы
- Глава 17. Технологии социальной работы с семьей
- §2. Технологии социальной работы с семьей
- Глава 18. Технологии социальной работы с женщинами
- §1. Специфика социальных проблем женщин
- §2. Технологии социальной работы с женщинами
- Глава 19. Социальная работа с пожилыми людьми
- §1. Пожилые люди как социальная общность
- §2. Современные технологии социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми
- Глава 20. Технологии социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками
- §1. Система работы с дезадаптированными детьми и подростками
- §2. Психологические механизмы работы с дезадаптированными детьми и подростками
- Глава 22. Технологии социальной работы с молодежью
- §1. Проблемы молодежи и государственная молодежная политика