logo search
Sotsiologia

57. Метод опроса

Опрос и другие методы сбора социологической информации. Опрос — самый распространенный в социологии метод сбора первичной вербальной информации, которая основывается на обращении к группе людей с вопросами, направленными на раскрытие содержания проблемы, которая исследуется. С помощью опроса получают как подийну (фактическую) информацию, так и сведения о мыслях, оценках и потребностях опрашиваемых. Оно основано на непосредственном (интервю) или опосредствованном (анкетирование) социально-пси-хологичний взаимодействии исследователя с респондентом. Источником информации являются устные или письменные высказывания респондентов о состоянии общественного мнения и общественного сознания, обективних явлений и процессов не только в теперешнем, но и в прошлом и будущем времени. Правильно организованный опрос дает возможность получить информацию практически обо всех проблемах. Исследователь должен организовать общение так, чтобы пробудить у респондента любопытство к теме опроса, стимулировать его к активному участию в исследовании, обеспечить искренность ответов. В процессе опроса исследователь с помощью специальных высказываний и вопросов может моделировать разные экспериментальные ситуации, чтобы получить информацию непосредственно от самого человека о ее реальные и гипотетические поступки, планы и намерения на будущее ([•акти конкретной деятельности, ее мотивы, результаты, субективний состояние, чувство, наклоны, суждения: зясувати ее мысль по разным вопросам коллективной деятельности, в первую очередь относительно того, которое не нашло отображения в официальных документах, в результатах наблюдения и других методах исследования. Да. опрос дает возможность расшифровать мотивы освобождения по собственному желанию и обнаружить настоящие его причины, зясувати мотивы пассивного отношения к труду и меру удовлетворения членов коллектива социально психологическим климатом, который сложился, отношениями с руководителем, стилем деятельности коллектива и тому подобное. Другими словами, во время опроса обективний материал, собранный с помощью других методов исследования (наблюдение. изучение документации), дополняется сведениями о субективне восприятии предмета исследования членами коллектива. Опрос оказывает позитивное психологическое влияние на членов коллектива. Они видят, что их мыслью интересуется администрация, общественность. Зясування мнения членов коллектива и проработки на этом основании мероприятий по социальному развитию коллектива — одна из форм участия работников в управлении делами коллектива. Специфика метода опроса заключается в том, что источником информации является словесное сообщение респондента, его суждения. Исследователь вмешивается в процесс формулировки сообщения, направляет его в соответствующее русло. В звязку с этим возникает необходимость обеспечить надежность и достоверность получаемой исследователем информации. Надежность информации оказывается в стойкости, независимость ее от действия случайных факторов, достоверность — в ее адекватности реальной действительности. Эти качества информации обеспечиваются преимущественно постоянством условий сбора ее и искренностью ответов респондентов, их осведомленностью о сущности исследуемого обекта, о том. что интересует исследователя. Надежность информации, которую собирают опросом, зависит от планирования ее содержания и характера, от техники опроса, уровня компетентности респондента. На достоверность получаемой исследователем информации влияют личные качества респондента — защитные механизмы психики, уровень образования и культуры, свойства памяти, его установки относительно организации, которая проводит опрос; отношение к теме исследования, к самому исследователю. Методика и техника опроса дает возможность в значительной мере нейтрализовать негативное влияние этих факторов. Достоверность ответа респондента во многом зависит от умения исследователя начать опрос, от его профессионализма.