45. Жак Деррида о конце модернизма
Если в начале ХХ в. «формулой культуры» было: классика + авангардизм = модернизм, то в начале ХХI в. она выглядит как: модернизм + новый авангардизм = постмодернизм. Постмодернизм есть то, что принято называть «концом истории». В более принципиальном контексте это конец природы и культуры, становление постчеловеческой цивилизации. То есть цивилизации целиком искусственной, технологической, информационной. Идущей на смену естественно-предметному миру, традиционному и модернистскому обществу.
Термин «постмодернизм» впервые был употреблен в книге Р. Ранвица «Кризис европейской культуры» (1917 г.). Однако, как «новое слово», данное понятие начало распространяться в 60–70-х гг.
Постмодернистское видение мира опирается на позиции герменевтики, т.е. мир – это текст. При этом само произведение рассматривается, как разворачивающееся действие. Познание мира множественно, миров столько, сколько есть людей. Познание мира – это чтение текстов. Истины нет, мы её сами конструируем.
По выражению Джеймисона, культура постмодерна - еще «более человеческая», чем прежняя, т.к. становится абсолютно искусственным явлением, порывает с природой, с реальностью, с объективными смыслами, с Богом, с Духом и становится текстом (языком), сознается именно как язык.
Основные методы:
Деконструкция. Термин введен Жаком Деррида и означает не разрушение, а принцип свободного и спонтанного комбинирования смыслов, который не зависит ни от субъекта, ни от объекта. Главная цель деконструкции – отрицание традиционного мира человеческого бытия. Отрицание всей до сих пор когда-либо бывшей в истории человечества философии. Замены присутствия отсутствием. Деконструкция имеет целью не прояснение фундаментального опыта бытия, но всеобъемлющую негацию понятия бытия как такового. На смену Бытию выдвигается Ничто.
Метод деконсткукции – самый главный метод в постмодернизме. Процесс разборки текста, стремление понять его в контексте. Мы принимаем во внимание множественность смыслов, не связанных с автором.
Симулякр. С помощью этого понятия в философии постмодернизма подчеркивается ситуация стирания границ между реальностью и искусственным миром. Язык подменяет реальность. Человек имеет дело не с реальностью, а гиперреальностью По сути, весь мир воспринимается современным человеком как поток информации (через печать, телевизор, интернет), которая становится привычной и не переживается по-настоящему, является просто системой знаков, текстом.
Отказавшись от бинарных композиций, мы пришли к смешению двух миров, воображаемого и реального. Наш мир – это не мир природы, не мир духа, а воображаемый, фантазийный. Допустимость, множественность, вседозволенность, тотальная толерантность. Нет морали, любая мораль подразумевает четкую систему ценностей.
Обобщение явлений и процессов, связанных с имитацией, подменой вещи чем-то другим, похожим на нее, ее аналогом, подделкой, копией, бутафорией, контрфактным продуктом, притом выдаваемых за саму эту вещь, за оригинал. Это квази, псевдо, «как бы», когда сохраняя внешнее существование, вещи теряют свою сущность и служат выражением чего-то другого. Не случайно, в современном языке так широко распространился оборот «как бы». Вино без алкоголя (как бы вино), кофе без кофеина (как бы кофе), бесчисленные ароматизаторы и «улучшатели вкуса», добавки к какой-либо химической массе, составу, делающие их «яблочнее яблока», «земляничнее земляники», «розовее розы» и т.п., но это не яблоки, не земляника и не розы. Искусственные цветы, которые ярче и красивее естественных, бетонная стена «под мрамор», пластмассовый стол «под дерево», соевая колбаса «под мясо», певцы с «фабрики», выражающие не себя, свое состояние и чувства, а замысел и проект продюсера. Чем меньше в них самостоятельности, личностных особенностей, тем лучше и легче реализовать волю режиссера. Это конструкт, концепт, воплощенный в реальности, но не как новый артефакт, а внедренный в нечто существующее, воспроизводящее функции, но меняющее его субстрат, субстанцию, лишающее его собственных импульсов существования и развития. Человек без души, без самости, функционер, марионетка, зомби, робот. Песни «под фанеру», речь с чужого текста, ложь как норма поведения и т.д. как в анекдоте, когда на вопрос об образе жизни отвечают: образ есть, а жизни нет.
Концепт. Концепция – категория гносеологии, стоящая в одном ряду с теорией, но, в отличие от последней, она не предполагает полноты воспроизведения или конструирования объекта. В ней выражается ведущий замысел, способ организации знания, очерчивающий его контуры. Даже из этимологии напрашивается вывод, что концепт есть некий элемент, составная часть концепции, ее отдельный узел. Но как-то тут «не горячо», банально. Непонятно, почему вдруг концепты привлекли всеобщее внимание и оттесняя саму концепцию, становятся чуть-ли не на ее место. Возникло своеобразное направление исследований – «концепт-философия».
(Заслуга постмодернистской философии в том, что в ней впервые нашла обобщение эта мощнейшая тенденция развития нашей цивилизации к «как бы жизни». Тенденция к потере идентичности человека, подлинности его бытия, реальности как таковой, ее замены знаками реального. На место оригинала становится копия. Парадокс? Только генетически, по происхождению. А на практике полученная из-под ксерокса бумага вполне может быть четче и лучше той, которую она воспроизводила. Картина великого художника, «облагороженная» компьютером, отступает на второй план перед своей копией. Ароматизированная и дополненная пищевыми химикатами колбаса вкуснее натурального мяса. Люди на экране красивее, чем в жизни, и встреча с оригиналом обычно приносит разочарование. Получается, что по бытию, его качеству повторение предшествует факту и это влияет на логику нашего мышления, на представление о соотношении причины и следствия. В конце концов мир возгоняется сначала в знаки (чего-то), а потом в ничего не означающие «пустые знаки», не-знаки. Драматизм ситуации в том, что качество получаемой реальности действительно выше, но это реальность иного. Качество собственно человеческого, не опосредованного техникой бытия – ниже, отчужденнее, вторичнее. Оно становится необязательным, «не настоящим».)
Поль Мишель Фуко – французский философ, теоретик культуры и истории. Родился в 1926 г. В 1950–1951 гг. был членом Французской коммунистической партии. Преподавал в университетах Парижа, Лилля, Венсенна, работал во французских культурных представительствах за рубежом. Создал первую во Франции кафедру психоанализа. Опубликовал около 30 книг, сыгравших ключевую роль в становлении и утверждении постмодернистского мышления. Умер в 1984 г. от СПИДа. В 1986 г. была создана Ассоциация «Центр Мишеля Фуко» для изучения и публикации его творческого наследия.
Философия Мишеля Фуко построена на следующем: Фуко постулирует для каждой исторической эпохи существование специфической эписистемы, то есть проблемного поля, достигнутого к данному времени уровня культурного знания, образующегося из дискурсов различных научных дисциплин. При всей разнородности этих дискурсов, в совокупности они, по утверждению Фуко, образуют более или менее единую систему знаний - эписистему. В свою очередь, она осуществляется в практике современников как строго определенный языковой код, свод предписаний и запретов. Эта языковая норма бессознательно определяет поведение, и следовательно, мышление как отдельных индивидов, так и больших сообществ.
Жиль Делез – французский философ, о котором М.Фуко сказал, что «когда-нибудь нынешний век будет известен как век Делеза». Родился в 1925 г. Философию изучал в Сорбонне, профессорствовал в университете Париж-VIII. В основе теоретической деятельности Ж. Делеза лежит, с одной стороны, обращение к истории классической философии, а с другой, использование принципов литературно-философского авангарда и леворадикальных политических течений 60-х годов. Внес решающий вклад в формирование новой постмодернистской парадигмы мировоззрения, его основных смыслов и понятий. В постмодернизме возник своего рода культ Делеза. Окончил жизнь самоубийством в 1995 г.
Позиция Жиля Делёза. По Делёзу, корректнее различать по примеру Платону образцы (идеи) и копии. Еще более глубокое различие между копией и симукляром - фантазмом. Образец, разъясняет Делёз, тождествен сущности одинакового, или качеству подобного. Копия - это подобие подобного. Симукляр - то, что не имеет никаких оснований в мире реальности, это копия никогда не существовавшего оригинала. В современном мире господствуют не образцы и копии, а симукляры, видимости. Погруженный в мир симукляров человек уже не переживает ни Бога, ни собственной субстанции, самоотождествленности.
Жак Деррида – французский философ, литературовед и культуролог. Родился в 1930 г. в Алжире. Преподавал в университетах Парижа. Один из инициаторов создания Международного философского колледжа (1983). Ездил по многим странам мира, 2 раза был в Москве, по популярности, пожалуй, самый известный из постмодернистских авторов. Объектом его ревизии становится не только история философии, но вся западно-европейская культурная традиция. Внес определяющий вклад в перерастание деконструктивистского этапа постмодернизма в грамматологию, фактически в трансмодернизм. Умер в 2004 г.
Один из центральных моментов концепции Жака Деррида - критика понятия центра, или первоначала, субстанции, сущности, как некого организующего начала классической логоцентрической философии. Мир культуры и сам человек рассматривается Деррида как бесконечный текст. Бесконечный слой интертекстуальных связей неизбежно ведет к принципиальной полисемантичности любого текста, его смысловой текучести, неопределенности. Отсюда Деррида выводит утверждение о принципиальной метафоричности, художественности всякого мышления, в том числе и философского. Деконструкция, по Деррида, является разблокированием процесса понимания, выяснением внутренней противоречивости текста, столкновения остаточных смыслов прошлого и современных смысловых стереотипов. Одно из важных понятий его философии - понятие следа. Оставляя следы друг на друге, различные тексты уничтожают причинно-следственную направленность, порождая смысловые движения. Смысловая неисчерпаемость любого текста, невозможность окончательного синтеза требует при его анализе включения игровой установки. Отсюда внимание Деррида к случайным смысловым совпадениям, которые тем не менее всегда что-то значат.
- 2.Социальное действие и проблема рациональности в социологии м.Вебера.
- 3. Идеальный тип как логическая конструкция в социологии м.Вебера.
- 5.Американский соц. Прагматизм и символический интеракционизм.
- 6. Философия прагматизма Джеймса и Дьюи.
- 10. Герберт Блумер: символы и коллективное поведение
- Круговая реакция
- 12. «Социальная драматургия» Ирвинга Гофмана
- 13. Чикагская школа: практически-прикладной характер деятельности.
- 1.А.Смолл, у.Томсон и Знаменский
- 2.Р.Парк,-гл.Проблема социологии- изучения контроля коллективного поведения.
- 3.У. Огборн-один из создателей социологии науки и социологии техники.
- 14. Исследование Уильяма Томаса и Флориана Знанецкого..
- 15: Город, семья и преступность в работах Эрнста Бёрджеса.
- Вопрос 16: Феноменологическая философия э. Гуссерля
- Вопрос 17: а.Шюц и социологизация феноменологии.
- 18: Питер Бергер и Томас Лукман о социальном конструировании реальности.
- 19: Франкфуртская школа
- 1)Изображение позднего капитализма и социализма как разновидности единого современного индустриального общества.
- 2)Отрицание революционной роли пролетариата.
- 4)Критика тоталитаризма и авторитарной личности.
- 20: М.Хоркхайнер и т.Адорно о «диалектике Просвещения»
- 21: Теория авторитарной личности
- 22. Этнометодология о методах организации и изучения повседневной деятельности.
- 23. Теория коммуникативного действия ю. Хабермаса. Типология действия и типы рациональности .
- 24. Социология знания к. Мангейма
- 25. Функционализм в британской социальной антропологии ( Малиновский, Рэдклиф-Браун)
- 1)Внешние факторы , не входящие в состав культуры, но определяющие ее: биологические потребности, географическая среда, человеческое окружение, расса, история.
- 2)Наиболее типичные ситуации в рамках цикла жизни человека.
- 3)Функциональные аспекты культуры :
- 27. Теория социальной системы т. Парсонса
- 28. Мертон и структурный функционализм.
- 32. Социологическая концепция Чарльза Райта Миллса
- 33. Конфликтный функционализм Льюиса Козер
- 2. Чем больше эимоций вызывает конфликт, тем он острее
- 4. Чем в большей мере группы конфликтуют из-за нереалистичных спорных вопросов (ложных интересов), тем острее конфликт
- 6. Чем больше конфликт в группе связан с наиболее существенными ценностями и проблемами, тем он острее
- 34. Ральф Дарендорф о сотрудничестве и конфликте в жизни общества.
- 35. Этапы развития конфликта. Виды социальных изменений и проблема регулирования конфликта (по р.Дарендорфу).
- 36. Социологические концепции Раймона Арона.
- 37. Дэниел Белл о «конце идеологий»
- 38. Характеристика постиндустриального общества Алена Турена
- 39. Теории постиндустриального общества и постмодернизм.
- 40. «Мир-системный анализ» в исторических и социологических исследованиях (ф. Бродель, и. Уоллерстайн)
- 41. Французский структурализм
- 42 Структурная антропология Клода Леви-Стросса.
- 43. «Генетический структурализм» Люсьена Гольдмана.
- 44. Постструктурализм Мишеля Фуко.
- 45. Жак Деррида о конце модернизма
- 46. «Общество риска» у. Бека. «Риск» и «доверие» в жизни общества.
- 47. «Шизоанализ» Жиля Делёза и Феликса Гваттари.
- 48. Симуляция и симулякр в жизни общества(Жан Бодрийяр)
- 49. Социология Пьера Бурдье.
- 50. Социологическая концепция э.Гидденса (по работе «9 тезисов о будущем социологии»)
- 52. Современное состояние социологии в России