logo search
Блок 3

3. Соц. Диагностика. Диагностические ситуации в социологии.

А. И. Пригожин определил соц диагностику как форму соц технологии В отличие от традиционного соц исследования в ней присутствует конструктивное начало. Ее задача не только в выявлении, классификации, группировки проблем, но и в определении основных направлений развития организации, предусматривает выявление специфических проблем конкретной организации, особенностей их проявления в условиях этой организации.

Ситуации:

Существу¬ет несколько разновидностей отношений социолога с диагностической ситуацией, если рассматривать при¬кладную социологическую деятельность как деятель¬ность по диагностике социальных проблем в отличии социологических исследований в рамках профессиональ¬ной научной деятельности. 1. Социолог оценивает состояние социального объекта и выявляет причины появления неблагоприят¬ных симптомов, но выработку отношения к этим дан¬ным с учетом и других источников информации, фор¬мирование управленческого решения осуществляют другие специалисты. По сути дела, в этой ситуации данные социолога используются другими специалиста¬ми для постановки несоциологического диагноза (напри¬мер, экономического диагноза, когда социолог прово¬дит исследование, связанное с изучением отношения работников к тем или иным формам экономического стимулирования). Социолог выносит суждение о специ¬фических социальных особенностях процессов в груп¬пах, организации или об индивидуальных особенностях личностей, но постановку диагноза и принятие решения осуществляют другие специалисты. Поэтому и ответ¬ственность за окончательное заключение или диагноз и принимаемые на его основе решения несет не социолог. В этой ситуации социолог в большей мере ориенти¬рован на стратегическую информацию об изучаемых процессах и явлениях. Диагностическая информация призвана обеспечивать более или менее долгосрочный прогноз, а также соотнесение обследуемого явления с другими объектами. Диагностическая процедура, как правило, предполагает стандартизацию процедур. В этой ситуации наибольшее распространение получают объективные опросники и опросники с закрытыми вопросами, которые могут быть основаны как на социологических категориях, так и на категориях заказчика. Эта диагностическая ситуация предъявляет особые требо¬вания к формулировке и форме представления данных. Прежде всего, речь идет о возможности понимания и пра¬вильной интерпретации социологической информации другими специалистами.

2. Чаще всего данные социальной диагностики ис¬пользуются самим социологом для постановки опреде¬ленного диагноза, но в дальнейшем он, как правило, ли¬шен возможности прямого их использования. Это наи¬более типичная ситуация в профессиональной деятель¬ности социолога. Форма его участия в воздействии на объект ограничивается рекомендациями по решению проблемы, которыми могут воспользоваться, а могут и проигнорировать. В этой ситуации важнее сам факт наличия у заказчика нужной ему информации об изуча¬емом явлении. Нередко начинающие социологи особен¬но щепетильны по отношению к реализации их предло¬жений, недооценивая возможностей лица, принимающе¬го решения в отношении способов воздействия на ис¬следуемый объект.

Назначение диагностических данных, заключений и рекомендаций в этой ситуации состоит в содействии в постановке целей, в объяснении и демонстрации возмож¬ных направлений коррекции явления. Как и в предыду¬щей ситуации, диагностическая информация призвана обеспечивать более или менее долгосрочный прогноз, а также соотнесение обследуемого явления с другими объектами. Предполагается стандартизация как самой диагностической процедуры, так и оформления диагно¬стической информации с тем, чтобы обеспечить срав¬нимость данных, облегчить их понимание.

3. Рез-тыисслед-я испол-я социологом как для постановки диагноза, так для поиска и осу¬ществления коррекции социального объекта, напри¬мер в деловой игре, тренинге. В этой ситуации инфор¬мация зачастую рассчитана на регулирование тактики практической работы самого социолога, соотнесение с нормой в этом случае" имеет меньшее значение, поэто¬му чаще используются идеографические техники, про¬ективные и диалогические методы: интервью, биогра¬фические методы, метод фокус-групп и др.

4. Нередко диагностическая процедура использует¬ся для помощи заказчику в рефлексии, коррекции и развитии самого себя или своей организации. Социолог при этом несет ответственность за корректность данных, за этические аспекты диагноза и частично за то, как этот диагноз будет использован клиентом. Социолог призван и этой ситуации оказать помощь в достижении заказчи¬ком, клиентом тех или иных целей и расширить его воз¬можности в поиске путей их достижения. При этом важ¬но, чтобы клиент получил информацию не только о су¬ществующих социологических законах и закономернос¬тях, но и научился правильно интерпретировать получен¬ные результаты. Особенностью этой ситуации является то, что от социолога требуется умение популярно изло¬жить сложную социологическую информацию с учетом личной продвинутое™ клиента и его опыта работы с со¬циологами. Иными словами, главное требование - это легкость перевода получаемых с помощью диагности¬ческих процедур данных на язык самого обследуемого.

В двух последних ситуациях нередко диагностичес¬кий блок является частью определенной социальной тех¬нологии, предусматривающей не только диагностику, но организацию воздействия и коррекции на соци¬альный объект.

Различие всех четырех ситуаций лежит в соотноше¬нии процесса диагностики, формулирования диагноза и принятия по нему активных коррекционных действий. Отсюда, возвращаясь к тому, с чего мы начинали об¬суждение этой темы, можно отметить, что подготовка управленческих решений не обязательный атрибут со¬циологической деятельности. Безусловно, в отличие от социолога, занятого научной деятельностью, практик-социолог подключается к процессу подготовки управ¬ленческих решений, но из этого не следует его готов¬ность к подготовке адекватных вариантов решения по всем диагностируемым проблемам. Одна из причин ча¬стой критики социологов в поверхностных и слишком общих рекомендациях косвенно связана с попыткой ре¬ализовать как атрибутивное качество исследования за¬вершать его рекомендациями.

Все это привносит свои требования как к организа¬ции процесса сбора материала и к выбору диагностических средств, так и к способам подачи и оформлении результатов. Отсюда такое многообразие диагностических технологий, основанных, например, на методике ГОЛ. Зачастую их отличия связаны с нацеленностью на одну или несколько возможных диагностических ситуаций.