26. Гендерные исследования в социологии
Г.И. являются междисциплинарной предметной областью. Имеют место и в антропологии, и в психологии, в эстетике и под. Предмет гендеристики – гендер – социальный пол.(60-е гг.ХХв.), заменяет понятие – Sex. Энн Оукли – защитник термина. Она явл-сяавтором большинства сетевых статей о гендере. Акцент в гендеристике ставится на изучении различий между м. и ж., социальных отношений между полами. Эти различия могут восприниматься исследователями по-разному, в том числе и как неравенство, но все зависит от позиции исследователя.
Однако можно говорить о нескольких подходах или о нескольких этапах гендерных исследований в социологии. Чикагская школа-Джесси Бернард проводила исследования в 30-х гг.В 1947 г. - ее работа «Женский мир». Основная идея работы – проблема профессионального неравенства(«Розовые воротнички»)- женщины, как правило, по карьерной лестнице не поднимались выше среднего звена. Она считала, что ведение хозяйства, работа по дому – это то же труд, который как и любой другой должен оплачиваться. Ее работы задали тон дальнейшим исследованиям: напр, Ритцер - «Как на счет женщин?», в Московском Универ-те – Заславская, Силасте продолжили работу в этом направлении. Стоит отметить, что для этого направления характерно использование количественных методов в классическом вар-те.Главным объектом в этих исследованиях выступала женщина.
Что же касается современной гендеристики, то она тяготе к антропологии(Маргарет Мид- как родоначальница) и в основном отдает предпочтение качественным методам. Поднимает проблемы гендерной социализации, женской субъектности. Как социально-антропологическое направление использует в кач-ве методов глубинные интервью, наблюдение, анализ текстов.
Социологи ХХ ст. оставили свой вклад в гендерн.исследованиях. Т.Парсонс вместе с Шилзом проводил прикладные исследования(количеств.мет) для изучения гендерной социализации, которую связывали с культурными средами. Стал автором теории комплементарности ролей М. и Ж. «Система сама уравновешивает м. и ж. роли - это способствует стабильности системы».
Следующее направление о котором стоит вспомнить – гендерный конструктивизм(близок к классческому конструированию реальности)- ДжудитЛорбер «Парадоксы гендера»: Гендер – продукт постоянного социального конструирования, является одним из фундаментальных социальных институтов – институциональный подход к гендеру. Проявляется на 2 уровнях: индивидуальном – (воспитание и под.) и социальном – (религия, мораль, этническ.обычаи, практики, эстетич.стандарты и под.).
Еще одно направление на грани психологии и практической социологии исследует человеческую сексуальность. Его родоначальник – Альфред Кинси. Занимался изучением сексуальных практик человека (Отчеты Кинси).Он говорил, что к чел-кой особе следует относиться так же как и к любому биологическому виду. Исследования проходили в послевоенный период – 50-е гг. Исследование проходило в 2 этапа. На первом этапе было собрано 18 тыс. качественных интервью – исследовательский подвиг. В 70-е гг был создан Ин-т Кинси- занимается изучением сексуального и репродуктивного поведения. Позже создаются подобные институты и в др. странах – напр, Центр гендеристики в Амстердаме, подобный институт есть и в России- С.И.Голод – семейное и уличное насилие, проблемы криминальн. практик в молодежной среде. Такие Ин-ты позволят проследить интересные тенденции: напр, люди склонны преувеличивать – увеличивают возраст половой активности, ренессанс ин-та семьи, повышение возраста начала сексуальной жизни, повышение возраста вступления в брак.
Еще одно направление – Гендерная история. Яркая представительница – Симона де Бовуар («Второй пол»). Говорила, что, по сути, женщины не имеют своей истории. Призыв автора заключается в том, чтобы реконструировать женскую часть истории. Можно считать самым комплексным направлением. Мишель Фуко также интересовался этой проблематикой – «История сексуальности». Использовал дискурс-анализ (как метод характерен для европейских университетов). В рамках этого направления работают также Уфинский цент гендерных исследований(А. Усманова), Харьковский центр гендерных исслед-ний ( Галина Жеребкина «Женская история в искусстве»). Это направление имеет также связи с с современной критической философией (Фуко, Бодрийяр, Батай), которое оказывает влияние на гендерную историю.
- Блок 3. Специальные и отраслевые теории
- 1.Соц технология как способ обеспечения соц инженерии.
- 2.Социальные прогнозы и их особенности.
- 3. Соц. Диагностика. Диагностические ситуации в социологии.
- 4.Социология девиан. Поведения: предмет и осн. Категории.
- 5. Структура и проблемы совр. Институциональной системы природного и миграционногодвижения населения Украины.
- 6. Региональная политика Украины на фоне глобальных социальных процессов в современном мире.
- 7. Семья как объект си.
- 8. Социология молодежи. Социально-психологические особенности молодежного возраста.
- 9. Социология политики: предмет и основные категории.
- 10. Социология свободного времени
- 11. Функционирование политических институтов (специфика социологического подхода).
- 12. Категория «власть» в социально-политических теориях.
- 13.Социальные функции религии
- 14. Социология образования. Образование как канал профессиональной и соц. Мобильности населения.
- 15. Социализация личности. Её основные этапы.
- 16. Принципы и методы преподавания социологии в контексте междисциплинарных связей
- 17. Предмет и основные категории социологии культуры.
- 18. Основные социологические модели массовой коммуникации
- 3. Схема «взаимной обусловленности» Шрамма
- Модель Розенгрена
- 19. Социальные проблемы мотивации трудовой деятельности
- 20. Історія та еволюція парадигм соціального управління.
- 21.Современные теории социологической конфликтологии. Типы и виды конфликтов.
- 22.Соотношение социальных и экономических отношений. Проблема социальной детерминации.
- 23. Социальная направленность управления организацией
- 24. Соціальні механізми економіки.
- 25 . Современные концепции общественного мнения.
- 26. Гендерные исследования в социологии
- 27. Социология территориальных общностей
- 28. Место социальной антропологии в системе гуманитарного знания
- 29. Экономич. Социология как методология государственной социально-экономической политики
- 30. Стратегии стимулирования труда в условиях рыночных отношений.