24. Соціальні механізми економіки.
Социальный механизм развития экономики – это предмет экономической социологии, под которым понимается устойчивая система экономического поведения социальных групп, а также взаимодействий этих групп друг с другом и с государством по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг; система, регулируемая, с одной стороны, социальными институтами данного общества, а с другой - социально-экономическим положением и сознанием самих этих групп. Сущность социального механизма развития экономики проявляется в выполняемой им функции передачи "импульсов развития" из области социальных отношений в экономическую сферу и обратно и создании таким образом условий для эффективного использования человеческого фактора. Передача импульсов осуществляется через живую активность (деятельность, поведение) групп, функционирующих в системе экономических отношений и в то же время являющихся субъектами социальных отношений, занимающих то или иное положение в социальной структуре общества. Это значит, что формой, способом функционирования социального механизма развития экономики являются активность субъектов, их деятельность и поведение в экономической и социальной сферах общества. Эта активность в свою очередь детерминируется не только объективными регуляторами, но и состоянием социально-экономического сознания субъектов - их потребностями, ориентациями, интересами.
Выявление социальных механизмов экономических процессов - фундаментальная черта исследований, проводимых в экономической социологии, и ориентированных не только на изучение сложных систем, но и на совершенствование управления ими. При всем различии трактовок социальных механизмов, выделяются общие черты, составляющие существо их структуры и позволяющие моделировать эти механизмы:
во-первых, основное назначение социального механизма - осуществлять функцию регулирования социальных процессов в соответствии с общественными потребностями;
во-вторых, в нем необходимо выделять 1%EE%F6%E8%E0%EB%FC%ED%FB%E5+%E3%F0%F3%EF%EF%FB"социальные группы, выступающие субъектами, и группы, выступающие объектами какой-либо деятельности: взаимодействие между ними и составляет специфику функционирования того или иного механизма;
в-третьих, данное взаимодействие осуществляется в рамках соответствующих социальных институтов, задающих нормативную основу взаимодействия;
в-четвертых, необходимо учитывать вхождение в состав социальных механизмов явлений разной природы: материальных и духовных, относящихся к общественному бытию и к общественному сознанию;
в-пятых, нужно принимать во внимание, что в социальных механизмах содержатся как управляемые, легко поддающиеся воздействию, так и слабо или вовсе не управляемые элементы, имеющие традиции и развивающиеся эволюционным путем;
в-шестых, системный характер социальных механизмов проявляется в наличии у них не только внутренних связей, но и внешних функциональных связей с обществом, определяющих в своей совокупности характер влияния на общественные процессы.
- Блок 3. Специальные и отраслевые теории
- 1.Соц технология как способ обеспечения соц инженерии.
- 2.Социальные прогнозы и их особенности.
- 3. Соц. Диагностика. Диагностические ситуации в социологии.
- 4.Социология девиан. Поведения: предмет и осн. Категории.
- 5. Структура и проблемы совр. Институциональной системы природного и миграционногодвижения населения Украины.
- 6. Региональная политика Украины на фоне глобальных социальных процессов в современном мире.
- 7. Семья как объект си.
- 8. Социология молодежи. Социально-психологические особенности молодежного возраста.
- 9. Социология политики: предмет и основные категории.
- 10. Социология свободного времени
- 11. Функционирование политических институтов (специфика социологического подхода).
- 12. Категория «власть» в социально-политических теориях.
- 13.Социальные функции религии
- 14. Социология образования. Образование как канал профессиональной и соц. Мобильности населения.
- 15. Социализация личности. Её основные этапы.
- 16. Принципы и методы преподавания социологии в контексте междисциплинарных связей
- 17. Предмет и основные категории социологии культуры.
- 18. Основные социологические модели массовой коммуникации
- 3. Схема «взаимной обусловленности» Шрамма
- Модель Розенгрена
- 19. Социальные проблемы мотивации трудовой деятельности
- 20. Історія та еволюція парадигм соціального управління.
- 21.Современные теории социологической конфликтологии. Типы и виды конфликтов.
- 22.Соотношение социальных и экономических отношений. Проблема социальной детерминации.
- 23. Социальная направленность управления организацией
- 24. Соціальні механізми економіки.
- 25 . Современные концепции общественного мнения.
- 26. Гендерные исследования в социологии
- 27. Социология территориальных общностей
- 28. Место социальной антропологии в системе гуманитарного знания
- 29. Экономич. Социология как методология государственной социально-экономической политики
- 30. Стратегии стимулирования труда в условиях рыночных отношений.