logo
Блок 3

10. Социология свободного времени

Свободное время – время, свободное от непреложных занятий. Подразделяется на внерабочее время (когда мы не работаем, но выполняем другие непреложные занятие – приготовление еды, уход за ребенком, уборка квартиры и т.д.) и досуговое время (время для собственного физического и интеллектуального развития).

Социология изучает поведение индивидов, групп в свободное время, а также способы удовлетворения потребностей в отдыхе, развлечениях, творческом общении и соответственно – эффективность деятельности учреждений, организующих досуговую деятельность населения.

Проблема изучения состоит в осознании фактора времени, которое становится символом общественного богатства не только тогда, когда оно отдается производству, но и в другом измерении – когда оно развертывается во вне-производственной деятельности. Сама возможность личностного осмысления времени и возможность выбора занятий были обусловлены не только ростом техники, индустрии в сфере досуга, но и отходом от религиозных догм, характером духовного времени. В христианстве вся жизнь должна складываться из труда и подтверждать постоянное служение Господу. А праздники и воскресения должны быть отданы Богу. Главным и самым тяжелым грехом в христианстве считалась бесполезная трата времени.

Позднее в трактате Б. Франклина рационализация всего образа жизни оформилась в краткую фразу «время-деньги».

НТР вызвала рост производительности труда, а величина рабочего и внерабочего времени уравнивалась уже в течение недели и досуг, таким образом, становился ценностью наравне с ценностями труда.

Возникновение социологии досуга связывается с:

1. Работой Т. Веблена «Теория праздного класса» (обратил внимание на явление престижного потребления как на символ статуса потребителей);

2. Каплан «Досуг в Америке», Смит «Досуг и общество в Британии», Паркер «Социология досуга», Дюмазедье «Эмпирическая социология досуга» (институционализация социологии досуга, 60-70 гг. 20 в.). Отечественные исследователи – ГРУШИН, Гордон, Клопова, Патрушева, Донченко, Сохань, Тихонович.

3. 70-80-е гг. – понятие «цивилизация досуга», досуг среди разных социальных слоев, исследования образа жизни.

Объективные показатели и индикаторы досугового времени: условия жизненной обстановки, техническая оснащенность быта (количество телевизоров и т.д.), а также бюджеты времени (данные о продолжительности различных затрат времени у разных социальных групп за определенный период)… ПОДРОБНЕЕ В КНИГЕ

Субъективные показатели и индикаторы:

- частота и устойчивость конкретных видов занятий «на этой неделе», «в этом месяце» и т.д.

- удовлетворенность работой различных учреждений (библиотеки, театры …)

- причины неудовлетворенности их работой

- анализ наиболее понравившихся книг, фильмом и т.д.

- знание основных направлений развития в видах досуга.

Существуют различные исследования, связанные с этой проблемой, в частности – сколько времени считать свободным, каково количество бюджетного времени и .т.д.

Вадзинская и Здравомыслов изучали свободное время с таких позиций. Они разделили 24 вида деятельности людей на следующие типы:

Проблемы исследований: не изучены либо слабо изучены личное общение людей и их творчество, праздники и народная культура.