10. Социология свободного времени
Свободное время – время, свободное от непреложных занятий. Подразделяется на внерабочее время (когда мы не работаем, но выполняем другие непреложные занятие – приготовление еды, уход за ребенком, уборка квартиры и т.д.) и досуговое время (время для собственного физического и интеллектуального развития).
Социология изучает поведение индивидов, групп в свободное время, а также способы удовлетворения потребностей в отдыхе, развлечениях, творческом общении и соответственно – эффективность деятельности учреждений, организующих досуговую деятельность населения.
Проблема изучения состоит в осознании фактора времени, которое становится символом общественного богатства не только тогда, когда оно отдается производству, но и в другом измерении – когда оно развертывается во вне-производственной деятельности. Сама возможность личностного осмысления времени и возможность выбора занятий были обусловлены не только ростом техники, индустрии в сфере досуга, но и отходом от религиозных догм, характером духовного времени. В христианстве вся жизнь должна складываться из труда и подтверждать постоянное служение Господу. А праздники и воскресения должны быть отданы Богу. Главным и самым тяжелым грехом в христианстве считалась бесполезная трата времени.
Позднее в трактате Б. Франклина рационализация всего образа жизни оформилась в краткую фразу «время-деньги».
НТР вызвала рост производительности труда, а величина рабочего и внерабочего времени уравнивалась уже в течение недели и досуг, таким образом, становился ценностью наравне с ценностями труда.
Возникновение социологии досуга связывается с:
1. Работой Т. Веблена «Теория праздного класса» (обратил внимание на явление престижного потребления как на символ статуса потребителей);
2. Каплан «Досуг в Америке», Смит «Досуг и общество в Британии», Паркер «Социология досуга», Дюмазедье «Эмпирическая социология досуга» (институционализация социологии досуга, 60-70 гг. 20 в.). Отечественные исследователи – ГРУШИН, Гордон, Клопова, Патрушева, Донченко, Сохань, Тихонович.
3. 70-80-е гг. – понятие «цивилизация досуга», досуг среди разных социальных слоев, исследования образа жизни.
Объективные показатели и индикаторы досугового времени: условия жизненной обстановки, техническая оснащенность быта (количество телевизоров и т.д.), а также бюджеты времени (данные о продолжительности различных затрат времени у разных социальных групп за определенный период)… ПОДРОБНЕЕ В КНИГЕ
Субъективные показатели и индикаторы:
- частота и устойчивость конкретных видов занятий «на этой неделе», «в этом месяце» и т.д.
- удовлетворенность работой различных учреждений (библиотеки, театры …)
- причины неудовлетворенности их работой
- анализ наиболее понравившихся книг, фильмом и т.д.
- знание основных направлений развития в видах досуга.
Существуют различные исследования, связанные с этой проблемой, в частности – сколько времени считать свободным, каково количество бюджетного времени и .т.д.
Вадзинская и Здравомыслов изучали свободное время с таких позиций. Они разделили 24 вида деятельности людей на следующие типы:
физическое совершенствование личности
художественно-эстетические занятия
семейное и внесемейное общение
творческие виды деятельности, связанные с духовным производством (киносъемки, фотографирование)
хобби (кулинария, собаководство, автомобиле-любительство)
пассивный отдых
Проблемы исследований: не изучены либо слабо изучены личное общение людей и их творчество, праздники и народная культура.
- Блок 3. Специальные и отраслевые теории
- 1.Соц технология как способ обеспечения соц инженерии.
- 2.Социальные прогнозы и их особенности.
- 3. Соц. Диагностика. Диагностические ситуации в социологии.
- 4.Социология девиан. Поведения: предмет и осн. Категории.
- 5. Структура и проблемы совр. Институциональной системы природного и миграционногодвижения населения Украины.
- 6. Региональная политика Украины на фоне глобальных социальных процессов в современном мире.
- 7. Семья как объект си.
- 8. Социология молодежи. Социально-психологические особенности молодежного возраста.
- 9. Социология политики: предмет и основные категории.
- 10. Социология свободного времени
- 11. Функционирование политических институтов (специфика социологического подхода).
- 12. Категория «власть» в социально-политических теориях.
- 13.Социальные функции религии
- 14. Социология образования. Образование как канал профессиональной и соц. Мобильности населения.
- 15. Социализация личности. Её основные этапы.
- 16. Принципы и методы преподавания социологии в контексте междисциплинарных связей
- 17. Предмет и основные категории социологии культуры.
- 18. Основные социологические модели массовой коммуникации
- 3. Схема «взаимной обусловленности» Шрамма
- Модель Розенгрена
- 19. Социальные проблемы мотивации трудовой деятельности
- 20. Історія та еволюція парадигм соціального управління.
- 21.Современные теории социологической конфликтологии. Типы и виды конфликтов.
- 22.Соотношение социальных и экономических отношений. Проблема социальной детерминации.
- 23. Социальная направленность управления организацией
- 24. Соціальні механізми економіки.
- 25 . Современные концепции общественного мнения.
- 26. Гендерные исследования в социологии
- 27. Социология территориальных общностей
- 28. Место социальной антропологии в системе гуманитарного знания
- 29. Экономич. Социология как методология государственной социально-экономической политики
- 30. Стратегии стимулирования труда в условиях рыночных отношений.