30. Стратегии стимулирования труда в условиях рыночных отношений.
Мотивация труда – долговременный, ключевой предмет социологических исследований труда. Мотивацией труда в широком, а точнее в весьма условном смысле принято называть субъективное отношение работника к труду, его заинтересованность/незаинтересованность в процессе и результате труда, направленность работника на трудовую деятельность, его побуждение к труду, обуславливающие степень вовлеченности в трудовой процесс. В таком широком понимании термин «мотивация» предполагает различные смыслы, которые приписывают ему те или иные исследователи. Проблемы мотивации труда изучались такими зарубежными социологами, как Герцберг и Мэйо, и отечевеннымиГансова, Попова и Суименко.
Одной из самых известных зарубежных теорий мотивации труда личности является теория мотивации Герцберга. Суть – было проведено исследование из нескольких тысяч интервью в разных странах и на разных предприятиях, в которых он просил описать ситуации полного удовлетворения/неудовлетворения трудом. Таким образом были выделены позитивные и негативные факторы (мотиваторы).
Позитивные: зарплата, продвижение по службе, интерес к работе, творческий характер работы, атмосфера в коллективе.
Негативные: низкая зарплата, неудовлетворенный стиль руководства, монотонная работа.
Одной из самых известных отечественных теорий мотивации труда, является теория Поповой И.М. Суть – в 60-70 в СССР и в начале 90-х в России основным мотивирующим фактором является зарплата.
Мотивация – определенное побуждение человека к действию, которое вызвано внутренними или внешними факторами. Мотив – внутреннее побуждение к действию то, что непосредственно предшествует действию, это конечный пункт в механизме мотивации. Мотиватор – это определенное основание или предпосылка мотива или мотивации, материальный стимул. Мотивация обусловлена:
1. Идейно-виспитательными факторами (убеждения, нормы) – нормативная мотивация.
2. Факторами власти – принудительная мотивация.
3. Стимулирующая, которая носит опосредованный характерр и влияет на человека через изменения обстоятельств в сторону их улучшения (косвенный способы воздействия).
Механизм мотивации (внутренняя структура) – потребности, интересы, установки, ценности, мотив.
Потребность – все,что свидетельствует о состоянии нужды.
Стимул – все, что удовлетворяет потребность, характеризует среду жизнедеятельности индивида.
Потребность реализуется в форме определенных притязаний, и экспектаций (ожиданий) Притязания характеризуют уровень проявления потребности; экспектации характеризуют определенную потребность применительно к конкретной ситуации. Одним из элементов механизма мотивации является когнитивный фактор или рационально-оценочный компонент, который имеет место в процессе мотивации в новой, непривычной для человека ситуации. Он заключается
1. В осмыслении информации относительно стимула,
2. Соотнесения этой информации с ценностными ориентациями личности
3. Соотнесенеи этой информации с конкретной ситуацией.
Важнейшим видом стимулирования является материальное, призванным играть ведущую роль в повышении трудовой активности работников. Этот вид состоит из материально-денежного и материально-неденежного стимулирования, последнее содержит часть социальных стимулов.Вторым немаловажным является духовное стимулирование, которое содержит в себе социальные, моральные, эстетические, социально-политические и информационные стимулы. В психологическом подходе моральное стимулирование является самой развитой и широко применяющейся подсистемой духовного стимулирования труда. Согласно одной из расширенной трактовки моральные стимулы отождествляются со всей совокупностью этических и нравственных мотивов поведения человека. Однако к области морального стимулирования относится только часть этических категорий, а именно те, которые отражают оценку человека и его поведения окружающими и им самим.
Установка – готовность, предрасположенность субъекта к определенной активности и действиям по отношению к какому-либо объекту. Установка как этап развертывания мотива характеризует готовность или предрасположенность индивида к определенному восприятию ситуации и к определенному действию в данной ситуации. Понятие установки использовано Ядовым для создания диспозиционной системы личности как саморегулятора личностного поведения. Ценности – материальные идеи, институты, в отношении которых индивиды занимают позиции оценки, приписывают им значимую роль в жизни, стремятся обладать ими или ощущают как необходимость; форма общественного отношения, выражающая направленность жизнедеятельности. Ценностные ориентации - характеристика стремлений и средств достижения глобальных целей; установка к действию. Интерес – различная причина деятельности субъекта, направленной на удовлетворение определенных потребностей, лежащая в основе непосредственных побуждений, мотивов, идей. Различают личностные и процессуальные теории мотивации. Личностные теории мотивации основаны на механизме личностной структуры, которая проявляется в мотивационном процессе. Процессуальные теории мотивации характеризуют мотивационный процесс с точки зрения средовой детерминации. Тейлор – его теория мотивации связана с самой сущностью человека и его места в систме производства. Суть его теории можно сформулировать следующим образом – «не оставляй работнику больше одной команды на одно задание» - принудительная мотивация; больше стимул – больше мотивация, в качестве стимула предлагается материальное вознаграждение. Мейо и Ротлисбергер создали концепцию человеческих отношений, в рамках которых рассматриваются различные мотивационные факторы, которые обуславливают поведение личности. В качестве мотивирующих факторов рассматриваются: условия труда, оплата труда, содержание труда, взаимоотношения с руководителем, организация труда. Теория мотивации Макрегора : согласно теории человек достаточно ограниченное в своих потребностях существо, который не приемлет ответственность, безынициативно лениво – нуждается в жестком контроле и внешнем побуждении к труду, основанное на страхе, применительно санкций – авторитарный стиль руководства.
- Блок 3. Специальные и отраслевые теории
- 1.Соц технология как способ обеспечения соц инженерии.
- 2.Социальные прогнозы и их особенности.
- 3. Соц. Диагностика. Диагностические ситуации в социологии.
- 4.Социология девиан. Поведения: предмет и осн. Категории.
- 5. Структура и проблемы совр. Институциональной системы природного и миграционногодвижения населения Украины.
- 6. Региональная политика Украины на фоне глобальных социальных процессов в современном мире.
- 7. Семья как объект си.
- 8. Социология молодежи. Социально-психологические особенности молодежного возраста.
- 9. Социология политики: предмет и основные категории.
- 10. Социология свободного времени
- 11. Функционирование политических институтов (специфика социологического подхода).
- 12. Категория «власть» в социально-политических теориях.
- 13.Социальные функции религии
- 14. Социология образования. Образование как канал профессиональной и соц. Мобильности населения.
- 15. Социализация личности. Её основные этапы.
- 16. Принципы и методы преподавания социологии в контексте междисциплинарных связей
- 17. Предмет и основные категории социологии культуры.
- 18. Основные социологические модели массовой коммуникации
- 3. Схема «взаимной обусловленности» Шрамма
- Модель Розенгрена
- 19. Социальные проблемы мотивации трудовой деятельности
- 20. Історія та еволюція парадигм соціального управління.
- 21.Современные теории социологической конфликтологии. Типы и виды конфликтов.
- 22.Соотношение социальных и экономических отношений. Проблема социальной детерминации.
- 23. Социальная направленность управления организацией
- 24. Соціальні механізми економіки.
- 25 . Современные концепции общественного мнения.
- 26. Гендерные исследования в социологии
- 27. Социология территориальных общностей
- 28. Место социальной антропологии в системе гуманитарного знания
- 29. Экономич. Социология как методология государственной социально-экономической политики
- 30. Стратегии стимулирования труда в условиях рыночных отношений.