Модель Розенгрена
Линии, соединяющие блоки 9, 2 и 3, представляют собой обратную связь. Подразумевается, что использование СМК, с одной стороны, удовлетворяет определенные потребности индивида, а с другой стороны — может оказывать влияние на индивида и общество. Переживание удовлетворения от использования СМК само опосредствуется особенностями социума и индивидуальными различиями.
Также существуют модели, включающие социальные взаимоотношения. Одной из них является модель Катца и Лазарсфельда (рис. 8) описывает влияние СМК как двухступенчатый процесс. СМК включаются в контекст социальных взаимоотношений, их сообщения опосредствуются так называемыми «авторитетами» (opinionleaders).
Основные положения теории:
Индивиды рассматриваются не изолированно, а как члены социальных групп, во взаимодействии с другими людьми.
Реакция на сообщение СМК не является прямой и мгновенной, но опосредствована влиянием социальных взаимоотношений.
3. Реакцию обусловливают два процесса — восприятие/переключение внимания и принятие/непринятие сообщения.
4. Индивиды играют различные роли в процессах коммуникации, в частности, они могут быть разделены на активных (воспринимающих и передающих дальше идеи СМК) и тех, кто ориентируется больше на информацию, полученную в социальных контактах.
5. Активные участники процесса (авторитеты) обладают особыми характеристиками: они чаще используют СМК в качестве источников информации, более общительны, считают себя способными влиять на мнение окружающих и склонны приписывать себе соответствующую роль. Дж. и М.Рилипредложили «социологический» подход к изучению массовой коммуникации, ориентированный на анализ процессов, происходящих в аудитории, и имеющий целью рассматривать массовую коммуникацию лишь как одну из многих социальных систем, сосуществующих в современном обществе.
Основная идея этого подхода заключается в том, что участники коммуникации включены в многочисленные психологические отношения, которые хотя и не связаны с коммуникацией непосредственно, все же оказывают на нее серьезное, а иногда и решающее влияние. Среди таких психологических отношений важнейшие — принадлежность индивида к определенным первичным и референтным группам. Первичными группами авторы называют объединенные близкими отношениями группы людей, непосредственным членом которых является индивид. Типичный пример первичной группы — семья. Референтную группу авторы определяют как условный образец, ориентируясь на который, индивид формирует свои ценности, установки, поведение. Близкие человеку первичные группы также могут выступать для него носителями норм и быть, таким образом, референтными. Первичные группы выступают как части более широкого социального окружения. Отдельную категорию образуют такназываемые «вторичные» группы — политические организации, союзы, объединения и т.д., которые тоже выступают для своих членов носителями норм и ценностей. А поскольку одновременное членство в многообразных взаимодействующих между собой группах характерно как для индивидов, составляющих аудиторию, так и индивидов, продуцирующих сообщения, полная картина, описывающая многоплановость взаимоотношений между коммуникатором и реципиентом, схематически может быть представлена следующим образом (рис. 9).
Процесс массовой коммуникации влияет на социальную установку, на взаимоотношения между группами различных уровней, но еще более важно, что он сам испытывает влияние этих взаимоотношений и во многом определяется особенностями той социальной системы, в рамках которой и происходит массовое общение. Модель Рили подчеркивает важность социальных связей членов коммуникативного процесса, не вдаваясь в детали этих связей и полностью абстрагируясь от других сторон коммуникации. Да и сами авторы определяют свою модель лишь как структурные рамки для социологических исследований массовой коммуникации.
3 стадия, начавшаяся в 1970-е гг., прошла под флагом поиска новых мощных эффектов СМК. Фокус исследований сместился с изменения установок на когнитивные факторы.
Модель agenda-setting(рис. 10) стала одной из ведущих в теории СМК. Основная идея теории ранжирования общественных (чаще всего политических) событий в сознании индивида средствами массовой коммуникации (agenda-setting) заключается в том, что существует устойчивая связь между особенностями подачи сюжетов в новостях и степенью важности, придаваемой им аудиторией. Маккомбс и Шоупредположили, что СМК не могут навязать своей аудитории конкретную точку зрения, но они могут заставить аудиторию считать одни проблемы более важными, другие — менее. Порядок распределения сюжетов в СМК по степени значимости определяет их иерархию в представлениях аудитории, т.е. ранжирует события в сознании индивида.
4 стадия, продолжающаяся с 1980-х гг. по настоящее время, характеризуется «социальным конструктивизмом». С одной стороны, признается, что СМК оказывают мощное влияние, конструируя социальную реальность. С другой стороны, рассматривается взаимодействие между СМК и аудиторией. Сообщение СМК воспринимаетсякак часть процесса, с помощью которого индивиды конструируют значение, а общественное мнение, в свою очередь, как часть процесса, с помощью которого журналисты развивают значение в публичном заявлении.
Концепция Ноэль-Нойман «спираль молчания». Базовые положения концепции Ноэль-Нойман: 1. Общество стремится изолировать индивидов, не согласных с мнением большинства. 2. Индивид постоянно переживает страх изоляции. 3. Страх оказаться в изоляции толкает индивида к принятию мнения большинства. 4. Это проявляется в его поведении, особенно в публичных высказываниях. Чембольше индивидов следуют этим тенденциям и принимают точку зрения большинства, тем скорее одно мнение становится доминирующим в обществе.
Болл-Рокич, ДеФлер – теория социальной взаимозависимости СМК, аудитории и социальной структуры. СМК – полноправный элемент социальной структуры. Индивиды используют их для ориентации в собственном окружении. Связано с уровнем нестабильности общества и положением СМК среди других источников информации.
СМК реконструирует мир согласно социальному заказу. Их задача - в информировании о происходящих событиях и в пропаганде общечеловеческих ценностей.
Из-за одновременного влияния множества СМК человеку остается только принимать это все на веру.
Теория «диффузии нововведений» Э.Роджерса и Ф.Шумейкера. Диффузия понимается как процесс, при котором новшество распространяется в обществе через коммуникационные каналы в течение определенного времени. Распространение инноваций может носить запланированный или самопроизвольный характер; в любом случае оно приводит к социальным изменениям (изменениям в структуре и функциях социальной системы. Эффективным инструментом распространения инноваций являются СМИ.
В процессе диффузии выделяются три основных блока: изначальные параметры, процесс и следствия. Первый включает характеристики реципиента. Второй – познание, изменение отношения и принятие решения. Третий блок – использование/неизпользование новинки.
- Блок 3. Специальные и отраслевые теории
- 1.Соц технология как способ обеспечения соц инженерии.
- 2.Социальные прогнозы и их особенности.
- 3. Соц. Диагностика. Диагностические ситуации в социологии.
- 4.Социология девиан. Поведения: предмет и осн. Категории.
- 5. Структура и проблемы совр. Институциональной системы природного и миграционногодвижения населения Украины.
- 6. Региональная политика Украины на фоне глобальных социальных процессов в современном мире.
- 7. Семья как объект си.
- 8. Социология молодежи. Социально-психологические особенности молодежного возраста.
- 9. Социология политики: предмет и основные категории.
- 10. Социология свободного времени
- 11. Функционирование политических институтов (специфика социологического подхода).
- 12. Категория «власть» в социально-политических теориях.
- 13.Социальные функции религии
- 14. Социология образования. Образование как канал профессиональной и соц. Мобильности населения.
- 15. Социализация личности. Её основные этапы.
- 16. Принципы и методы преподавания социологии в контексте междисциплинарных связей
- 17. Предмет и основные категории социологии культуры.
- 18. Основные социологические модели массовой коммуникации
- 3. Схема «взаимной обусловленности» Шрамма
- Модель Розенгрена
- 19. Социальные проблемы мотивации трудовой деятельности
- 20. Історія та еволюція парадигм соціального управління.
- 21.Современные теории социологической конфликтологии. Типы и виды конфликтов.
- 22.Соотношение социальных и экономических отношений. Проблема социальной детерминации.
- 23. Социальная направленность управления организацией
- 24. Соціальні механізми економіки.
- 25 . Современные концепции общественного мнения.
- 26. Гендерные исследования в социологии
- 27. Социология территориальных общностей
- 28. Место социальной антропологии в системе гуманитарного знания
- 29. Экономич. Социология как методология государственной социально-экономической политики
- 30. Стратегии стимулирования труда в условиях рыночных отношений.