3. Методические решения проблемы
ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И КОРРЕКЦИИ ЕЕ НЕДОСТАТКОВ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Успешность формирования и коррекции недостатков учебной деятельности у младших школьников в конечном итоге зависит от технологических решений. Такие решения (подчиненные методо логическим и психолого-дидактическим подходам к проблеме) особенно связаны с известной в психологии сензитивностью — восприимчивостью, пластичностью психики младших школьни ков к воздействиям окружающего мира, среды. Высокая отзывчи вость младших школьников прежде всего к обучению и воспита нию требует определенных условий организации этого процесса, который, например, в системе коррекционно-развивающего об разования должен быть направлен на освобождение детей риска от неуспешности в обучении и на укрепление их в учебном благо получии.
Отзывчивость младших школьников на учебно-воспитательные воздействия позволяет программировать их успешность в форми ровании мотивов учения, развитии познавательных интересов, приемов и навыков работы («умения учиться»), в укреплении самоорганизации и самоконтроля, адекватной самооценки, критич ности не только по отношению к другим, но и к себе (Л. С. Вы готский, Д. Б. Эльконин, Л. В. Занков, А. В. Запорожец, Л. И. Бо- жович, А. А. Люблинская).
При этом нельзя не учитывать того, что включение в школь ную жизнь, в учебную деятельность не у всех^детей происходит легко и безболезненно (неслучаен известный медицинский диаг ноз «школьный невроз», «информационный невроз», вызывае мый необходимостью в короткие сроки усваивать учебный мате риал независимо от того, подготовлен ребенок к этому или нет). Естественно, что особенно труден путь вхождения в учебный про цесс для детей риска, интегральная характеристика которых со стоит в низком уровне школьной зрелости — недостаточной фун кциональной готовности к школе.
Помощь детям риска в достижении определенного уровня школьной зрелости в системе коррекционно-развивающего обучения и конкретно в работе по формированию учебной деятельности и коррекции ее недостатков заключается прежде всего в усилении прямого пути воздействия на учащихся, т. е. с помощью непосредственно учебных заданий, в которых осуществляется фор мирование учебной деятельности.
Дидактическое раскрытие типов заданий, формирующих учеб ную деятельность и исправляющих ее недостатки у школьников, в методической аранжировке выводит на систему учебных заданий, рассчитанных на активную и действенную помощь школьнику в овладении учебной деятельностью в ее цельности и полноте.
Методический аппарат школьных учебников (при его содержа тельной направленности не только на усвоение знаний, но и на формирование учебной деятельности) позволяет соотнести соот ветствующие задания непосредственно с учебным материалом, со действуя рациональному и осмысленному усвоению знаний по любому учебному предмету. Одновременно это избавляет учащихся
- 1. Поведение ребенка как результат его взаимодействия с окружающей средой
- 2. Причины и типы нарушений поведения у младших школьников
- 3. Специфические методы коррекции поведения — упражнение и наказание
- 3. Методические решения проблемы
- 2От дополнительных занятий, особенно обременительных для детей риска, утомляемость и быстрое интеллектуальное насыще ние которых делают трудным и напряженным их обычный учеб ный день.
- 4. Критерии и методика определения
- 1. «Услышать заданное» (слушание, классификация, самоконтроль). Конец 1-го, начало 2-го класса.
- 1. Глава 1