logo search
Холостова-Технологии СР

§1. Роль социологического знания в социальной работе

Социальная работа основана на знании социологии как основного компонента освоения современного общественного бытия и наличии социологического стиля мышления. Две главные особенности социологии, познающей мир и человека, объективно сближают ее с социальной работой: 1) изучение реального состояния общества при минимизации конструирования социального пространства на основе идей, чертежей, лекал желаемого или должного (с точки зрения той или иной идеологемы); 2) исследование эмпирическим путем (посредством замеров, оценок, ощущений, умонастроений самого субъекта) социальных отношений. Субъективность, неизбежная в каждом конкретном случае, нивелируется репрезентативностью, а потому и достоверностью совокупных результатов при соблюдении принципов научности, объективности, неангажированности, личностной непредвзятости самих ученых, обобщающих социальные факты. Социальной работе также присуща субъектность, так как специалисты обязаны исходить из оценки самим клиентом своего состояния, воспринимать мир его глазами. Затем, используя знания социальных наук широкого спектра, они должны изыскивать способы оказания помощи клиенту. Социальный работник обязан иметь знания в области всех наук о человеке и обществе - сколько-нибудь ощутимые пробелы в системе знаний опасны и непростительны. Социология - одна из важнейших наук, знание которой необходимо социальному работнику. Социальная работа и социология используют и сходные методы внедрения результатов своего осмысления происходящего: методика прогнозирования в виде нахождения социальных альтернатив; понимание возможностей и границ применения существующих методов, прогнозов и научных рекомендаций. Цель социальной работы - как созидание личности, так и строительство комфортной для человека социосферы, социально целесообразного общества, позволяющего индивиду оптимально реализовать себя во всех общественных подсистемах (труде, собственности, власти, семье, культуре). И социология, и социальная работа изучают социальный контекст жизни людей, их социальное взаимодействие, способы его коррекции и совершенствования. Несмотря на то что преподавание социальной работы в высшей школе Российской Федерации осуществляется уже с 1991 г., процесс адаптации новой специальности к российской образовательной системе далек от завершения. Анализу проблем становления новой вузовской дисциплины должны помочь социологические исследования. Не обойтись без них в деле изучения и самой социальной сферы общества с целью ее совершенствования: кто сегодня ее клиент, что собой представляет (и что должен собой представлять) социальный работник? Основу изучения социального обслуживания должна составлять такая широкая технология, как мониторинг, т.е. наблюдение за состоянием параметров всей системы. Необходим социологический анализ, который позволил бы иметь общероссийский банк следующих данных:

Другими словами, это одновременно и совокупное состояние, и цель, и средство стабильного существования "социума для человека". Именно эта категория позволяет выявить самые ценные, непреходящие параметры прогресса: чем более развита личность в обществе, тем надежнее ее социальная защищенность; социальная защищенность - не привилегия отдельных индивидов или слоев, а атрибут образа жизни большинства населения. Константной исторической задачей любого общества является утверждение, поддержание социальной защищенности, заполнение ею по возможности всего социального пространства. Соотнося данную социологическую категорию с социальной работой, необходимо помнить, что нас должно интересовать не только объективное качество экономической, социальной, духовной зрелости, жизнеспособности общества, но и (быть может, преимущественно) степень субъективного осознания и восприятия этого личностью. В одном и том же обществе степень социальной защищенности в восприятии разных людей может существенно различаться - показателем в этом случае является признание или непризнание (самоощущение обделенности) своего общества социально справедливым. Понятия "социальная защищенность" и "социальная справедливость" близки, но не являются аналогами. Социальная защищенность как общая категория, касающаяся любого участника социума независимо от его принадлежности к той или иной социальной, этнической, религиозной, половозрастной группе, имеет больше объективных показателей: