§1. Роль социологического знания в социальной работе
Социальная работа основана на знании социологии как основного компонента освоения современного общественного бытия и наличии социологического стиля мышления. Две главные особенности социологии, познающей мир и человека, объективно сближают ее с социальной работой: 1) изучение реального состояния общества при минимизации конструирования социального пространства на основе идей, чертежей, лекал желаемого или должного (с точки зрения той или иной идеологемы); 2) исследование эмпирическим путем (посредством замеров, оценок, ощущений, умонастроений самого субъекта) социальных отношений. Субъективность, неизбежная в каждом конкретном случае, нивелируется репрезентативностью, а потому и достоверностью совокупных результатов при соблюдении принципов научности, объективности, неангажированности, личностной непредвзятости самих ученых, обобщающих социальные факты. Социальной работе также присуща субъектность, так как специалисты обязаны исходить из оценки самим клиентом своего состояния, воспринимать мир его глазами. Затем, используя знания социальных наук широкого спектра, они должны изыскивать способы оказания помощи клиенту. Социальный работник обязан иметь знания в области всех наук о человеке и обществе - сколько-нибудь ощутимые пробелы в системе знаний опасны и непростительны. Социология - одна из важнейших наук, знание которой необходимо социальному работнику. Социальная работа и социология используют и сходные методы внедрения результатов своего осмысления происходящего: методика прогнозирования в виде нахождения социальных альтернатив; понимание возможностей и границ применения существующих методов, прогнозов и научных рекомендаций. Цель социальной работы - как созидание личности, так и строительство комфортной для человека социосферы, социально целесообразного общества, позволяющего индивиду оптимально реализовать себя во всех общественных подсистемах (труде, собственности, власти, семье, культуре). И социология, и социальная работа изучают социальный контекст жизни людей, их социальное взаимодействие, способы его коррекции и совершенствования. Несмотря на то что преподавание социальной работы в высшей школе Российской Федерации осуществляется уже с 1991 г., процесс адаптации новой специальности к российской образовательной системе далек от завершения. Анализу проблем становления новой вузовской дисциплины должны помочь социологические исследования. Не обойтись без них в деле изучения и самой социальной сферы общества с целью ее совершенствования: кто сегодня ее клиент, что собой представляет (и что должен собой представлять) социальный работник? Основу изучения социального обслуживания должна составлять такая широкая технология, как мониторинг, т.е. наблюдение за состоянием параметров всей системы. Необходим социологический анализ, который позволил бы иметь общероссийский банк следующих данных:
клиент:
социальное положение;
возраст;
образование (среднее, высшее, гуманитарное, техническое);
пол;
материальное положение;
этническая принадлежность (компактное проживание, в иноэтнической среде);
конфессиональная ориентация;
поселенческая характеристика (регион, город, село);
семейное положение (брак, дети и т.д.);
занятость (сфера), незанятость (статус);
медицинская характеристика (состояние здоровья, доступ к источникам медицинской помощи);
основные причины обращения в социальную службу (материальные, психологические, социокультурные проблемы и т.д.);
вид клиента (индивидуальный, группа, общность); социальная характеристика по принадлежности к группам;
добровольность или недобровольность обращения в социальную службу;
содержание работы с клиентом;
длительность работы с клиентом;
результаты (итоги) работы и др.;
социальный работник:
возраст;
пол;
уровень и специализация образования;
основное образование;
этническая и конфессиональная принадлежность; поселенческая характеристика;
семейное положение;
отрасль, в которой работал ранее;
стаж работы в социальной сфере;
проблемы и трудности в работе с клиентами (собственное видение и оценка);
самооценка успешности (неуспешности) работы;
степень удовлетворенности направлением социальной политики, структурой социальных органов;
готовность (включенность) в нововведения, инновационную деятельность;
преимущественная ориентация - на научные разработки и самостоятельное творчество или на исполнительские функции;
фактор, который оказал влияние на выбор профессии; самоощущение профессионально-психологического комфорта (дискомфорта);
оценка степени успешности (неудачи) работы с клиентом;
предпочтение вида клиента (индивидуальный, группа, общность);
оценка рейтинга социальной работы в социальных профессиях;
учебное заведение, подготавливающее специалистов по социальной работе:
вид вуза (классический университет, медицинский, педагогический, юридический вуз и т.д.);
расположение (республика, город);
ведомственное подчинение;
год начала подготовки студентов по данной специальности;
формы обучения;
набор на госбюджетные места (конкурс, проходной балл);
количество "коммерческих студентов";
наличие заказа на специалистов от административных органов;
социальный состав студентов (возраст, пол, образование, сфера занятости, квалификация, должность к моменту поступления в вуз и др.);
наличие многоуровневой системы подготовки;
наличие структур, предоставляющих второе высшее образование;
количество выпускников;
количество кафедр;
социально-профессиональная характеристика преподавателей (научные степени, звания, стаж, пол, базовое образование);
материально-техническое оснащение (в том числе компьютерные сети RANNET, INTERNET и др.);
обеспеченность учебно-методической и научной литературой;
наличие издательской базы;
наличие базы производственной практики студентов; международные контакты;
эффективность научной работы (монографии, учебники, пособия, конференции и др.);
модели учебных программ, взятых за основу;
парадигма социальной политики и социальной работы, которой придерживаются преподаватели;
степень самостоятельности научно-учебного процесса;
мотивация начала подготовки вузами специалистов в области социальной работы (стремление к освоению новых форм работы, новой специальности; удовлетворение интереса к новому социальному знанию; осознание общественной значимости новой специальности; наличие социального заказа; совершенствование высшего образования посредством расширения перечня социогуманитарных дисциплин; влияние западных образовательных систем; стремление укрепить позиции в системе высшей школы). Социологический мониторинг всех компонентов социальной работы обеспечит ее надежность, способность к саморазвитию. Основу теории и практики социальной работы составляют важнейшие категории социологии: "общество", "социальная группа", "личность", "социальный статус", "социальная роль", "социализация", "социальное самоощущение личности", "аномия". Особое место занимает категория "социальная защищенность". Социальная защищенность - принципиально важная для социальной работы категория социальных наук. Можно сказать, что социальная защищенность, аккумулирующая гуманистическую направленность благожелательных усилий общества и деятельностную творческую силу личности, - это:
многомерное социальное бытие во взаимодействии экономической, политической и духовной сфер;
уровень межличностных отношений "человек - общество";
качество социальных институтов.
Другими словами, это одновременно и совокупное состояние, и цель, и средство стабильного существования "социума для человека". Именно эта категория позволяет выявить самые ценные, непреходящие параметры прогресса: чем более развита личность в обществе, тем надежнее ее социальная защищенность; социальная защищенность - не привилегия отдельных индивидов или слоев, а атрибут образа жизни большинства населения. Константной исторической задачей любого общества является утверждение, поддержание социальной защищенности, заполнение ею по возможности всего социального пространства. Соотнося данную социологическую категорию с социальной работой, необходимо помнить, что нас должно интересовать не только объективное качество экономической, социальной, духовной зрелости, жизнеспособности общества, но и (быть может, преимущественно) степень субъективного осознания и восприятия этого личностью. В одном и том же обществе степень социальной защищенности в восприятии разных людей может существенно различаться - показателем в этом случае является признание или непризнание (самоощущение обделенности) своего общества социально справедливым. Понятия "социальная защищенность" и "социальная справедливость" близки, но не являются аналогами. Социальная защищенность как общая категория, касающаяся любого участника социума независимо от его принадлежности к той или иной социальной, этнической, религиозной, половозрастной группе, имеет больше объективных показателей:
распространяемый на всех гарантируемый минимум материального обеспечения, достигаемый прежде всего усилиями самого человека;
взаимная ответственность общества и человека;
стабильность общества как следствие его управляемости; защищенность от экстремизма, анархии, бездуховности, одномерности;
реальные, реализуемые свободы личности, ее самоопределение и самовыражение;
права на жизнь, труд, безопасность, уважение, независимость, поддержку и помощь общества в том случае, когда сам человек не может разрешить свои жизненные проблемы;
умение и желание пользоваться правами и свободами, осознавать и отстаивать свои интересы. Человек имеет право на успех и поражение, он может ошибаться, но должен нести ответственность за свои ошибки и заблуждения;
свободный и ответственный социальный выбор как неотъемлемое свойство личности. Свобода выбора обладает значительной креативной силой, так как увеличивает степень свободы мысли и действий, способствует критическому переосмыслению социальной практики и своего отношения к ней, приводит к естественной, а не механической солидарности, основываясь на уважении свободы выбора всех. Сделав социальный выбор, человек должен выдержать возможные испытания в ходе реализации этого выбора, поскольку могут быть избраны неправильные средства, методы, технологии, сроки; социальный деятель, занявший непоследовательную позицию, может изменить (исказить) свой выбор под давлением противоборствующих сил, другого выбора; может наступить разочарование в выборе в связи с несовершенством технологий, неумением, незнанием правильных путей их реализации; могут быть неадекватно определены трудности в осуществлении выбора; вследствие всего этого могут развиться скепсис, пессимизм, усталость, депрессия и исчезнет желание действовать. К свободе выбора надо приучаться. Выбор - не панацея, а лишь первый шаг, после которого напряжение нарастает. Необходимо рассчитать свои силы, ресурсы и стремиться к их увеличению. К социальным ресурсам, определяющим социальное развитие, относятся гуманистическая направленность, взаимопомощь как способы организации общества; культ труда и образования; самосознание личности, адекватное ее социальному положению; признание и уважение социального достоинства человека и общества; самоуважение как категория личностной характеристики, гарант реализации ее потенциала; соотнесение своих потребностей со своей социальной группой и возможностями общества в целом; ответственность личности за себя, самостоятельное жизнеобеспечение в самом объемном понимании; социально-психологическое ощущение общности, традиций и навыков социального партнерства. В этом смысле социальная защищенность - универсальная тенденция развития общества. Социальная защищенность рассматривается нами не просто как отсутствие серьезного противоборства, а как социальное взаимодействие в его горизонтальных и вертикальных моделях сотрудничества, социальный мир в неутрированном и непримитивном толковании. Социальный мир может достигаться разными средствами. Для социального работника совсем не безразлично, будет ли это путь: а) разрешения социальных конфликтов; б) состояния социального консенсуса; в) предупреждения, профилактики социальных конфликтов и крайних проявлений противоречий, высвобождения позитивной энергии человека, положительной мотивации. Если в сознании большинства и в социально-политической практике преобладает способ жизнеустройства "от конфликта к конфликту" посредством их преодоления, снова возникает вопрос, какие меры социального усмирения превалируют - манипулирование, нейтрализация, подавление, насилие, устранение или ликвидация социального оппонента? Исторический опыт, социологическое осмысление показывают, что этот способ жизнеустройства легко воспроизводим, но социально малоэффекта потому не дает прочных, долговременных результатов. Пафос социологии и социальной работы состоит в том, чтобы культивировать мир в мире, социальной общности, малой группе, в себе, он должен проявляться в сознании, мотивации, поведении, отношениях, интеграции усилий в социальном сотворчестве. Личность должна ориентироваться на общество; интересы личности - ориентир общества.
- 2. Технологии экономической поддержки населения в современных условиях
- §2. Содержание и задача курса "Технологии социальной работы"
- Глава 2. Типологии социальных технологий
- §1. Сущность социальных технологий
- §2. Классификация социальных технологий
- §3. Специфика и классификация технологий в социальной работе
- Глава 3. Социально-технологическая специфика социальной работы
- §1. Сущность социальной работы в России
- §2. Технологизация социальной работы
- Глава 4. Модели практики социальной работы: технологическая специфика
- §1. Технологический потенциал социолого-ориентированных моделей практики социальной работы
- §2. Технологическая специфика психолого-ориентированных и комплексных моделей социальной работы
- Раздел II. Общие технологии социальной работы
- Глава 5. Социальная диагностика в технологиях социальной работы
- §1. Общие проблемы и принципы социальной диагностики
- §2. Технологии социальной диагностики в работе с клиентом
- Глава 6. Технология социальной экспертизы
- §1. Понятие социальной экспертизы
- §2. Организационные модели социальной экспертизы
- Глава 7. Технологии социального предвидения
- §1. Социальные инновации: особенности, структуры, типы
- §2. Технологии социального прогнозирования
- §3. Моделирование социальных отношений и структур
- Глава 8. Метод групповой работы
- §1. Понятие и назначение метода
- §2. Организация и этапы содержательной работы
- Глава 9. Коммуникативные навыки в социальной работе
- §1. Содержательные характеристики социальной коммуникации
- §2. Компетентность общения в коммуникативных профессиях
- Глава 10. Технологии связи с общественностью
- §1. Содержание технологий связи с общественностью
- Раздел III. Междисциплинарные технологии и методики социальной работы
- Глава 11. Организационно-управленческие технологии в социальной работе
- § 1. Технологии группового решения проблем в социальном управлении
- §2. Технология программно-целевого проектирования
- Глава 12. Социально-экономические методы технологии поддержки населения
- §1. Содержание и сущность социально-экономических методов социальной работы
- 2. Технологии экономической поддержки населения в современных условиях
- Глава 13. Социологические технологии в социальной работе
- §1. Роль социологического знания в социальной работе
- §2. Социология личности в социальной работе
- Глава 14. Социально-педагогические методы в социальной работе
- §1. Социально-педагогическая компетентность специалиста по социальной работе
- §2. Педагогические методы и технологии
- Глава 15. Психологические технологии в социальной работе
- §1. Психоаналитические и психодинамические модели личности как критерии выбора социальных технологий
- §2. Технологии, ориентированные на гуманистические модели личности
- Глава 16. Технологии медико-социальной работы
- §1. Основы медико-социальной работы
- §2. Медико-социальная работа в наркологии
- §3. Медико-социальная работа в онкологии
- §4. Медико-социальная работа в планировании семьи
- Раздел IV. Конкретные технологии социальной работы
- Глава 17. Технологии социальной работы с семьей
- §2. Технологии социальной работы с семьей
- Глава 18. Технологии социальной работы с женщинами
- §1. Специфика социальных проблем женщин
- §2. Технологии социальной работы с женщинами
- Глава 19. Социальная работа с пожилыми людьми
- §1. Пожилые люди как социальная общность
- §2. Современные технологии социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми
- Глава 20. Технологии социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками
- §1. Система работы с дезадаптированными детьми и подростками
- §2. Психологические механизмы работы с дезадаптированными детьми и подростками
- Глава 22. Технологии социальной работы с молодежью
- §1. Проблемы молодежи и государственная молодежная политика