11. Национальная политика кпсс.
Основные принципы национальной политики Советской власти способствовали объединительным процессам. Они включали в себя: принцип равенства всех наций и народностей и признание права наций на самоопределение, которые были провозглашены в Декларации прав народов России (2 ноября 1917 г.) и Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.). Свободными и неприкосновенными объявлялись верования, обычаи, национальные и культурные учреждения народов Поволжья и Крыма, Сибири и Туркестана, Кавказа и Закавказья, что вызвало рост доверия к новой власти не только со стороны инородцев России (составлявших 57% населения), но и в странах Европы и Азии. В рамках Совнаркома был создан пост наркома по делам национальностей, который возглавил И.В.Сталин. Соответствующие структуры появились в составе ЦК РКП(б) Донбюро, Средазбюро, Туркбюро, Кавбюро.
В декабре 1917 г. право на самоопределение получили Польша и Финляндия. На всей остальной территории бывшей Российской империи находившиеся у власти национальные правительства (в их числе, Украинская Центральная Рада, Белорусская социалистическая Громада, тюркская партия Мусават в Азербайджане, казахская Алаш и др.) в течение Гражданской войны вели борьбу за национальную самостоятельность.
Создание национально-государственных автономий в составе РСФСР. Практика первых лет советской власти заключалась в создании автономий в Российской Федерации на национальной, территориальной, экономической основе. Однако в стремлении республик к укреплению своих суверенных прав ряд партийных работников, включая наркомнаца И.В. Сталина, видели главную преграду на пути к единству. Создание независимых национальных республик рассматривалось лишь как временный шаг на пути к будущему объединению. Поэтому во избежание развертывания националистических тенденций ставилась задача создания возможно более крупных территориальных объединений, что выразилось в образовании в 1918г. Литовско-Белорусской Советской республики, Татаро-Башкирской Советской Республики (ТБСР), Горской республики, Туркестанской АССР (просуществовавших сравнительно недолго). Позже в ходе борьбы с пантюркизмом ТБСР и Бурят-Монгольская АО были расформированы.
Формы автономии. В 1918 - 1922 гг. народы, преимущественно малые и компактно проживавшие в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР автономию двух уровней:
- республиканскую - 11 автономных республик (Туркестанская, Башкирская, Карельская, Бурятская, Якутская, Татарская, Дагестанская, Горская и др.) и
- областную - 10 областей (Калмыцкая, Чувашская, Коми-Зырянская, Адыгейская, Кабардино-Балкарская и др.) и 1 автономная Карельская трудовая коммуна (с 1923 г. автономная республика).
Второй формой объединения стало оформление договорных отношений между РСФСР и теоретичесик независимыми советскими республиками. В 1920 - 1921 гг., после поражения национальных правительств и завершения процесса советизации национальных окраин, были заключены двусторонние договоры о военно-экономическом союзе между Россией и Азербайджаном, военном и хозяйственном союзе между Россией и Белоруссией, союзные договоры между Россией и Украиной, Россией и Грузией. Два последних объединительных договора не включали объединение деятельности наркоматов иностранных дел.
С весны 1921 г. в ответ на указание В.И.Ленина о хозяйственном объединении Грузии, Армении, Азербайджана началось создание Закавказской Федерации (ЗСФСР), организационно оформившейся в марте 1922 г.
Дискуссия в РКП(б) по вопросам государственного объединения. Федерация республик рассматривалась большевиками как переходный этап в предверии мировой революции, как обязательный шаг на пути к союзу и преодолению таких буржуазных пережитков как национальные различия.
Летом 1922 г. был подготовлен проект партийно-государственной комиссии, известный как план автономизации, который предусматривал вхождение независимых республик в состав РСФСР на правах автономий. На такой форме межгосударственного бъединения настаивал И.В.Сталин. Председатель Совнаркома Украины Х.Г. Раковский отрицательно отнесся к сталинскому проекту. Полностью его отвергли представители Компартии Грузии.
В.И.Ленин также осудил предложенный для рассмотрения в ЦК проект объединения (включая, поспешные действия Сталина) и выступил против чрезмерного централизма, за необходимость сохранения формального суверенитета и атрибутов независимости каждой республики как национально-политического условия укрепления советского государства. Он предложил форму федеративного союза как добровольного и равноправного объединения самостоятельных советских республик, передававших на паритетных началах ряд своих суверенных прав в пользу общесоюзных органов власти.
Конституция СССР. В январе 1924 г. была принята первая Конституция СССР, согласно которой высшим органом власти объявлялся Съезд Советов СССР. В перерывах между ними верховную власть осуществлял ЦИК СССР, который состоял из двух законодательных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. ЦИК СССР образовывал правительство - СНК. Создавалось три вида комиссариатов:
- союзные (иностранных дел, армии и флота, внешней торговли, путей сообщений, связи, ОГПУ);
- унифицированные (на союзном и республиканском уровне), вскоре переведенные в разряд союзных;
- республиканские (внутренняя политика, юриспруденция, народное образование).
Союзным органам передавались также полномочия по международной обороне границ, внутренней безопасности, планированию и бюджету. Несмотря на провозглашенный федеративный принцип государственного устройства, Конституция СССР, закрепив право вмешательства центра и его контроля над республиканскими органами власти, открывала возможность для проявления в будущем унитарных тенденций в советской национальной политике.
Унитарные тенденции в государственном строительстве СССР. С конца 20-х гг. в условиях форсированных методов индустриализации начался процесс жесткой централизации управления во всесоюзном масштабе. В результате объем полномочий и прав центральных органов власти по вопросам руководства промышленностью и финансами менялся в сторону их расширения. Многие республиканские предприятия были переданы в непосредственное подчинение союзных органов, компетенция которых значительно расширилась в связи с ликвидацией в 1932 г. ВСНХ. С 1930 г. все кредитование сосредоточилось в Госбанке СССР. Произошла централизация судебной системы. Одновременно происходило ограничение законодательной инициативы республик (в 1929 г. отменялось право республик непосредственно ставить вопросы в ЦИК СССР - предварительно они должны были выноситься в СНК СССР). При этом продолжился рост числа союзных и союзно-республиканских наркоматов.
Изменение статуса республик в составе СССР. Со времени принятия первой Конституции СССР и до Конституции 1936 г. происходил процесс национально-государственного строительства, который осуществлялся по следующим направлениям:
- образование новых союзных республик;
- изменение государственно-правовой формы некоторых республик и автономных областей.
- административно-территориальные изменения (упразднение прежнего деления на губернии, уезды, волости и введение новых административных единиц: края, области, национальные округа, районы).
В 1924 г. в результате национально-государственного размежевания в Средней Азии, где границы не совпадали с этническими границами расселения народов, были образованы Туркменская и Узбекская ССР, в 1931 г. - Таджикская ССР. В 1936 г. образовались Киргизская и Казахская ССР. В том же году была упразднена Закавказская Федерация, и Республики - Армения, Азербайджан, Грузия непосредственно вошли в состав Союза ССР. В 1939 г., после подписания советско-германского пакта о ненападении и введения войск на территорию Польши, к СССР были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия. После завершения войны с Финляндией (март 1940 г.) и присоединения новых территорий к Карельской АССР, последняя была преобразована в Карело-Финскую ССР. Летом 1940 г. в составе СССР оказались Латвия, Литва, Эстония, а также Бессарабия и Северная Буковина. Была образована Молдавская ССР.
Выравнивание уровня развития регионов. Образование СССР способствовало развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик. В ходе национально-государственного строительства проводилась политика подтягивания отсталых национальных регионов. С этой целью из РСФСР в Среднюю Азию и Закавказье переводились фабрики, заводы с оборудованием и частью квалифицированных кадров. Сюда направлялись огромные ассигнования на ирригацию, строительство железных дорог, электрификацию. В бюджеты республик делались большие налоговые отчисления.
Социально-культурное значение. Национальная политика советского правительства имела позитивные результаты в области развития культуры, образования, системы здравоохранения в советских республиках. В 20-30-е гг. здесь были созданы национальные школы, театры, издавались газеты, литература на языках народов СССР. В ряде республик появились свои Академии наук, а также отделения АН СССР. Некоторые народы впервые получили разработанную учеными письменность. В республиках развивалась система здравоохранения. Так, если на Северном Кавказе до 1917 г. имелось 12 больниц и 32 врача, то к 1939 г. только в Дагестане работало 335 врачей (из которых 14% являлись представителями коренной национальности).
Противоречия в советской национальной политике. Советская национальная политика характеризовалась серьезными противоречиями. Несмотря на важные изменения в социально-экономической и культурной жизни советских республик, их суверенитет на деле оставался номинальным, поскольку реальная власть здесь концентрировалась в руках республиканских партийных комитетов, подотчестных ЦК ВКП(б). В результате ключевые политические, хозяйственные решения принимались центральными партийными органами, которые были обязательны для республиканских. Интернационализм в его практической реализации стал рассматриваться как право игнорирования национальной самобытности и культуры народов. Был поставлен вопрос об отмирании национально-языкового многообразия по мере продвижения к коммунизму. Отрицательным образом сказались на национальной политике сталинские репрессии в республиках и последующие депортации народов. Одновременно советское руководство добивалось пресечения сепаратистских тенденций в национальных регионах путем коренизации местного государственного аппарата с предоставлением местной бюрократии видимой самостоятельности при реальном жестком контроле со стороны центральной власти. От борьбы с национализмом страдали не только народы СССР, но в не меньшей степени сам русский народ. Административные, унитаристские тенденции государственной национальной политики создавали почву для формирования потенциальных очагов будущих межнациональных конфликтов.
Первоначальная приверженность большевиков идеям унитаризма отрицательно сказалась на дальнейшем развитии многонациональной государственности, которая после 1936 г. существовала уже в рамках оформившейся административной системы. К концу 30-х гг. произошел окончательный переход в СССР к унитарной модели государства в ее сталинском варианте.
1936 — Принятие новой Конституции СССР. Ст. 121 Конституции указывает, что право граждан на образование обеспечивается, в частности, «обучением в школах на родном языке». Завершение «переходного периода от капитализма к социализму».
1938 — Административное введение кириллицы вместо латинского шрифта, который до этого использовался тюркскими народами СССР.
1939—1940 — принят курс на русификацию образовательных учреждений
- 1. Балканы – зона этнической напряженности.
- 2. Депортация. Зарубежный опыт.
- 3. Кавказская зона этнической напряженности.
- 4. Классификация этнических групп, участвующих в конфликте.
- 4. Концепция государственной национальной политики рф.
- 6. Международные и федеральные правовые акты в области национальной политики.
- 7. Многообразие федеративных систем в полиэтничном обществе.
- 8. Национализм как политическая идеология и движение. Сущность, типы и формы национализма.
- 9. Национальная политика в Российской империи.
- 10. Национальная политика и политические партии в современной России.
- 11. Национальная политика кпсс.
- 12. Национально-государственное устройство современного Российского государства.
- 13. Определение этничности. Объективная и субъективная этничность.
- 14. Права коренных (аборигенных) народов (отечественный опыт).
- 15. Права человека и право народа на самоопределение. Защита национальных меньшинств. Права коренных (аборигенных) народов (зарубежный опыт).
- 16. Предмет этнополитологии.
- 17. Проблемы национальной идентичности. История и современность.
- 18. Проблемы самопровозглашенных государств.
- Территории бывшего ссср:
- Территория Сомали:
- Прочие:
- 19. Проекты в области национальной политики и федеративного устройства рф.
- 20. Сталинские депортации народов и их последствия.
- 21. Становление федерации и федеративных отношений в России в 1990-е - нач. 2000-х гг.
- 22. Типология национальных движений (на примере России и постсоветских государств).
- 23. Типология полиэтнических государств.
- 24. Типы и формы автономии в полиэтнических государствах.
- 25. Формирование и развитие этнополитических идей.
- 26. Этнополитические проблемы в Восточной Европе.
- 27. Этнополитические проблемы на постсоветском пространстве. Проблемы русского меньшинства.
- 28. Этнические чистки. Геноцид.
- 29. Этнополитическая мотивация "взрыва" этничности во второй половине XX века.
- 30. Этнополитические аспекты этнических миграций.
- 31. Этнополитические конфликты (на примере зарубежных государств, Азия и Африка).
- 32. Этнополитические конфликты (на примере зарубежных государств, Европа и Америка).
- 33. Этнополитические конфликты (на примере постсоветских государств).
- 34. Этнополитические конфликты и их типология.
- 35. Этнополитические мотивы распада ссср.
- 36. Этнос. Типология этнических общностей людей.