14. Права коренных (аборигенных) народов (отечественный опыт).
Одним из основополагающих принципов федеративного устройства РФ является равноправие народов России (их проживает свыше 170 на территории РФ). РФ гарантирует права и свободы коренных и малочисленных народов России.
Принцип равноправия народов включает в себя права народов на: 1) самоопределение; 2) использование земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности; 3) сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития; 4) получение поддержки со стороны РФ, в ведении которой находится установление основ федеральной политики и федеральные программы в области национального развития РФ.
Права народов России тесно связаны с правами каждого гражданина РФ: 1) на пользование родным языком; 2) свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; 3) исповедания любой религии; 4) права быть защищенным от дискриминации по национальному признаку.
Самоопределение народов РФ предполагает право национальных меньшинств РФ образовывать национальные общины, но только в пределах России. РФ является суверенным и целостным государством, выход из ее состава по волеизъявлению субъектов РФ не допускается ни в каком случае, поэтому, если народность России желает выйти из состава РФ, это является незаконным и нарушает принцип территориальной целостности России.
Самоопределение может быть выражено в форме: 1) изменения статуса субъектов РФ (например, какой– либо субъект РФ может выделиться из состава другого субъекта РФ в порядке самоопределения народа России); 2) принятия в состав РФ иностранного государства или его части в качестве нового субъекта РФ; 3) образования в составе РФ нового субъекта РФ. Конституция РФ устанавливает особый правовой режим коренных малочисленных народов и национальных меньшинств России.
Коренные малочисленные народы РФ – это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, численностью не более 50 тыс. человек, осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Их правовой статус в РФ определяется особой конституционной охраной народов России.
Коренным малочисленным народам России гарантируются права: 1) на замену военной службы альтернативной гражданской службой; 2) на сохранение и развитие своей самобытной культуры; 3) на территориальное общественное самоуправление; 4) на объединение в общины и иные общественные объединения; 5) на представительство в законодательных (представительных) органах субъектов РФ и представительных органах местного самоуправления; 6) на судебную защиту в случае нарушения прав представителей малочисленных народов либо дискриминации, выразившейся в какой бы то ни было форме.
Коренным малочисленным народам России гарантируется право на социально-экономическое и культурное развитие, защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни и хозяйствования. Это право обеспечивается деятельностью всех органов государственной власти РФ и субъектов РФ, на территории которых проживают представители этой народности.
В России проживает 65 коренных (малых) народов, общая численность которых составляет около 500 тысяч человек, или 0,3 процента населения страны. 35 из этих народов численностью 275 тысяч человек расселены в 28 субъектах РФ, составляя лишь два процента от числа всего населения этих регионов. Из них 13 малочисленные народы, то есть насчитывают всего от тысячи до ста человек. Самым многочисленным среди коренных народов являются ненцы (41 тысяч человек), а самой малочисленным — кереки (8 человек).
Коренные (малые) народы России следует отличать от собственно коренных (автохтонных) народов России: русских, татар, башкир, чувашей, якутов, коренных народов Северного Кавказа и пр. По данным Всероссийской переписи населения 2002 голда, русские составляют чуть менее 80 % населения РФ. Около 10 % населения страны приходится на семь других крупных этносов, исконные земли большинства из которых находятся на территории современной России.
Специфика их правового статуса выражается в предоставлении определенных прав и льгот. В частности, в политической сфере создаются юридические предпосылки для более широкого участия коренных народов в работе органов государственной власти и местного самоуправления. Это делается путем установления специальных квот представительства в органах власти за счет формирования избирательных округов с меньшей численностью населения, образования национальных поселений, предоставления права законодательной инициативы этническим объединениям и т.д. В экономической сфере принимаются меры по развитию традиционной хозяйственной деятельности с созданием территорий традиционного природопользования, установлением особых режимов природопользования, выделением бюджетных ассигнований на поддержание народных промыслов, проведением приватизации предприятий Севера с учетом интересов коренных народов, предоставлением дотаций и льгот по налогообложению предприятиям, занимающимся традиционными для этих народов видами деятельности, и т.д.; в социально-культурной сфере предпринимаются усилия по сохранению духовных основ коренных народов с государственной поддержкой развития родного языка и литературы, этнических средств массовой информации, соответствующих научных исследований с введением национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов, предоставлением определенных гарантий представителям этих народов при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения.
Можно констатировать, что в настоящий момент есть понимание существа проблем коренных народов, сообразно которым предпринимаются меры государственной поддержки, включающие помимо прочего необходимые права и гарантии. Однако некоторые общественные организации коренных малочисленных народов Севера высказывают по этому поводу претензии. Например, в их Заявлении от 4 марта 1996 г. выдвигаются требования о налаживании особого переговорного процесса между Правительством России и народами Севера, в ходе которого предполагается обсудить вопросы о закреплении за ними права на землю в пределах территории их исконного проживания, о выплате компенсации за ущерб, нанесенный этим землям, о выделении лицензий на разработку и освоение месторождений углеводородного и минерального сырья, о создании корпораций, способствующих экономическому развитию северных народов, об учреждении института Уполномоченного по правам народов Севера, о квотированном представительстве в федеральных и региональных органах власти и т.д.
С другой стороны, наблюдается определенное противодействие подобному процессу правовой спецификации. Пример тому – Федеральный закон “О статусе коренных малочисленных народов”, принятие которого затянулось уже более чем на пять лет. Его очередной вариант в июне 1996 г. не был одобрен Советом Федерации. При этом в числе прочих приводились следующие доводы: нет дискриминации, значит, отсутствуют основания для дополнительных гарантий; льготы нарушают равноправие граждан; неравенство по национальному признаку способно вызвать социальную напряженность. Это свидетельствует о разнообразии взглядов и подходов к проблеме прав коренных малочисленных народов. Соответствующие права предоставляются указанным народам не потому, что они какие-то привилегированные этносы, а прежде всего в силу сложившихся для них неблагоприятных социально-экономических и демографических обстоятельств. В постановлении Государственной Думы “О кризисном положении экономики и культуры малочисленных коренных (аборигенных) народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации” от 26 мая 1995 г.2 отмечалось, что, несмотря на меры, принимаемые в последние годы, продолжается развал традиционных отраслей хозяйствования, растут безработица и обнищание населения; ухудшается состояния здоровья, уровень смертности малочисленных народов в полтора раза выше, чем у других жителей, и заметно превышает рождаемость; приняли угрожающие размеры алкоголизм и преступность. За последнее столетие Россия фактически лишилась таких народов, как кереки, чуванцы, ороки, айны, на грани физического исчезновения находятся юкагиры, кеты, орочи и другие малочисленные народы Севера. Они вытесняются с земель традиционного проживания и хозяйственной деятельности, не получая справедливой компенсации. Слабеет их голос в органах государственной власти (по итогам выборов 1995 г. в Государственную Думу, например, они имеют два депутатских мандата; тогда как в прошлом в высших органах законодательной власти их представительство было в несколько раз большим).
- 1. Балканы – зона этнической напряженности.
- 2. Депортация. Зарубежный опыт.
- 3. Кавказская зона этнической напряженности.
- 4. Классификация этнических групп, участвующих в конфликте.
- 4. Концепция государственной национальной политики рф.
- 6. Международные и федеральные правовые акты в области национальной политики.
- 7. Многообразие федеративных систем в полиэтничном обществе.
- 8. Национализм как политическая идеология и движение. Сущность, типы и формы национализма.
- 9. Национальная политика в Российской империи.
- 10. Национальная политика и политические партии в современной России.
- 11. Национальная политика кпсс.
- 12. Национально-государственное устройство современного Российского государства.
- 13. Определение этничности. Объективная и субъективная этничность.
- 14. Права коренных (аборигенных) народов (отечественный опыт).
- 15. Права человека и право народа на самоопределение. Защита национальных меньшинств. Права коренных (аборигенных) народов (зарубежный опыт).
- 16. Предмет этнополитологии.
- 17. Проблемы национальной идентичности. История и современность.
- 18. Проблемы самопровозглашенных государств.
- Территории бывшего ссср:
- Территория Сомали:
- Прочие:
- 19. Проекты в области национальной политики и федеративного устройства рф.
- 20. Сталинские депортации народов и их последствия.
- 21. Становление федерации и федеративных отношений в России в 1990-е - нач. 2000-х гг.
- 22. Типология национальных движений (на примере России и постсоветских государств).
- 23. Типология полиэтнических государств.
- 24. Типы и формы автономии в полиэтнических государствах.
- 25. Формирование и развитие этнополитических идей.
- 26. Этнополитические проблемы в Восточной Европе.
- 27. Этнополитические проблемы на постсоветском пространстве. Проблемы русского меньшинства.
- 28. Этнические чистки. Геноцид.
- 29. Этнополитическая мотивация "взрыва" этничности во второй половине XX века.
- 30. Этнополитические аспекты этнических миграций.
- 31. Этнополитические конфликты (на примере зарубежных государств, Азия и Африка).
- 32. Этнополитические конфликты (на примере зарубежных государств, Европа и Америка).
- 33. Этнополитические конфликты (на примере постсоветских государств).
- 34. Этнополитические конфликты и их типология.
- 35. Этнополитические мотивы распада ссср.
- 36. Этнос. Типология этнических общностей людей.