logo
Otvety_na_bilety_po_etnopolitologii

9. Национальная политика в Российской империи.

Национальная политика в Российской империи XVII-XVIII вв. Среди внешнеполитических задач Российской империи важное место занимал вопрос обороны сибирских границ. В первые десятилетия XVIII в. активизировалось русское проникновение в казахские степи и на Алтай. После того, как джунгарский хан Галдан погиб в борьбе с Китаем, принявший власть его племянник Цэван-Рабдан переселил на юг значительную часть енисейских киргизов, освободив, таким образом, верховья Енисея, чем не замедлили воспользоваться русские. К 1710 г. здесь были построены Минусинский, Абаканский и Саянский остроги. Продвижение к истокам Оби ознаменовалось появлением первых русских поселений и крепостей на территории современной Новосибирской области - Умревинского острога (1703), Колывани (1713), Бердского острога (1716) и др. Джунгары, разумеется, не желали мириться с русским продвижением на юг и пытались ему воспрепятствовать. Однако Петр I настойчиво добивался перехода степей под власть России, особенно после того, как получил сообщение от губернатора кн. М. П. Гагарина о наличии богатых золотых россыпей в джунгарских владениях у г. Яркенда.

Таким образом, все правобережье Иртыша было закреплено за Россией. Джунгарское ханство, проиграв войну с Китаем в 1718-1723 гг., вынуждено было пойти на уступки. Русское посольство капитана И. Унковского 1722 г. в Джунгарию и ответное посольство джунгар 1724 г. в Петербург способствовали примирению сторон, тем более, что главным противником Джунгарии оставался Китай, а Иртышская укрепленная линия препятствовала проникновению кочевников на русские земли.

Неспокойно было и на юго-западном участке сибирской границы, где в XVIII в. несколько раз поднимали восстания башкиры - в 1704-1711 и 1735-1740 гг. Одновременно приходилось отбивать постоянные набеги казахов на приграничные земли. Крупные политические объединения на территории Казахстана - жузы, в 30-х - 40-х гг. XVIII в. один за другим принимали российское подданство. Продолжалось активное крепостное строительство.

Когда же в 50-х гг. Джунгария была окончательно разгромлена Китаем, возникла опасность прямого военного столкновения с новым могущественным противником. Маньчжурам удалось даже добиться принятия китайского подданства (пусть и чисто номинально) населением Восточного Казахстана. Русское правительство смотрело на это самовольное заселение сквозь пальцы, поскольку людей в Сибири, как и прежде, не хватало, а в 1792 г. поселенцы договорились с чиновниками, уполномоченными Екатериной II, о принятии российского подданства в обмен на освобождение от казенных повинностей. Договориться оказалось не сложно, поскольку для пополнения гарнизонов сибирских крепостей, например, в это время активно прибегали к услугам даже беглых раскольников (старообрядцев), не вмешиваясь в их веру. Также сюда переселяли часть донских и запорожских казаков. Словом, даже настроенные резко отрицательно в отношении имперского правительства элементы вносили свой вклад в дело освоения и защиты русских владений на юге Сибири.

Своеобразно складывались на протяжении XVIII в. отношения с Китаем. После того, как маньчжуры захватили северную Монголию и вышли вплотную к границам русских владений в Забайкалье, правительство Петра I постаралось договориться об установлении четкой границы между двумя государствами. Это было сделано уже после смерти первого российского императора, когда в 1727 г. посольству графа С. Л. Владиславича-Рагузинского удалось заключить Кяхтинский договор. Он устанавливал линию границы от Саян до Амура и определял условия русско-китайской торговли, развернутой вскоре в той же Кяхте. Однако всех проблем этот договор не решил, поскольку имело место постоянное бегство монголов из-под маньчжурского владычества в пределы России. Не редкостью были и разбойничьи набеги монгольских шаек, и контрабандная торговля в обход пограничных постов, которой весьма охотно занималось население с обеих сторон. Наконец, Россия по-прежнему не отказывалась от идеи распространить свою власть на Амур, дабы воспользоваться этим путем для сообщения с Камчаткой и другими северо-восточными землями.

Еще в первой половине века на Амур отправляются исследовательские партии, выяснившие, что маньчжуров на прилегающих землях нет, а местные жители никому не подчиняются. А в 50-х гг. была предпринята попытка организовать плавание русских судов по Амуру - секретная Нерчинская экспедиция под руководством бывшего вице-президента Адмиралтейской коллегии Ф. И. Соймонова приступила к изучению фарватера. Естественно, все это, став известным в Пекине, никак не способствовало улучшению отношений с Россией. На официальную просьбу русского правительства разрешить плавание по Амуру, Китай ответил категорическим отказом. А когда после разгрома Джунгарского ханства армии маньчжуров вышли к границам русских владений в Западной Сибири, стороны оказались на грани войны. Однако в дальнейшем правительство Екатерины II решило отказаться от конфронтации ввиду явного численного превосходства противника. К тому же, имея главным противником Турцию, Российская империя не могла позволить себе вести войну сразу на нескольких фронтах, поэтому о Приамурье снова забыли, вернувшись к этому вопросу лишь в XIX в. Тем не менее, были приняты меры по укреплению забайкальской границы - там построили еще 7 крепостей, а затем по проекту иркутского губернатора учредили отдельное Забайкальское казачье войско.

Военные конфликты на крайнем северо-востоке Азии. На северо-востоке Сибири, казалось бы, дела должны были складываться гораздо успешнее, ведь здесь русские сталкивались не с цивилизованными народами, имевшими свою государственность, а с "дикими" аборигенами, находившимися на самых низших ступенях общественного развития - ительменами, коряками и чукчами, покорение которых не могло встретить затруднений. Однако в реальности получилось все как раз наоборот: именно здесь русские колонизаторы встретили самое ожесточенное сопротивление, и именно здесь русские вооруженные силы потерпели поражение в полномасштабной войне с аборигенами: единственный случай в сибирской истории.

Поход Атласова на Камчатку в самом конце XVII в. не мог, конечно, привести к автоматическому подчинению этой территории. Когда же по его следам устремились казачьи отряды, то ительмены (камчадалы) постарались дать им вооруженный отпор. Казакам пришлось возводить здесь укрепленные остроги, но даже при этом аборигены неоднократно поднимали восстания - за первую половину XVIII в. их было не меньше пяти. Подавлялись эти восстания с огромным трудом и путем фактического истребления непокорных. За каких-то полвека численность ительменов в результате сократилась с 13 до 6 тыс. чел. Сыграла в этом свою роль и своеобразная система общественных и семейных отношений, бытовавшая тогда у аборигенов северо-востока Сибири. Так, совершенно не работала здесь система взятия заложников (аманатов), поскольку жизнь даже ближайших родственников у чукчей, коряков и ительменов ценилась нисколько не выше жизни чужого человека. Поэтому вносить ясак ради сохранения жизни пленных родичей они отказывались. А потерпев поражение в бою, мужчины племени сначала убивали своих жен и детей, после чего сами кончали самоубийством.

Камчатку в итоге удалось усмирить, после чего русское правительство обратило внимание на коряков, обитавших к северу от полуострова и по берегам Охотского и Берингова морей. Большинство из них упорно отказывались признавать русскую власть и платить ясак, а также нередко нападали на проходящие через их земли казачьи отряды, создавая, таким образом, угрозу сухопутному сообщению с Камчаткой из Якутска. К 20-м гг. XVIII в. удалось покорить часть племенных групп коряков, но другие продолжали сопротивление. И здесь русским пришлось сначала возводить несколько крепостей и даже направить в помощь казакам подразделения регулярной армии, прежде чем начинать решительное наступление. С 30-х гг. началось планомерное наступление русских отрядов на корякские земли, увенчавшееся в итоге успехом. К 60-м гг. XVIII в. сопротивление коряков было сломлено. Помимо невосполнимых потерь, понесенных аборигенами (численность коряков сократилась с почти 13 тыс. лишь до 5 тыс. чел.), этому немало способствовала межродовая рознь, поскольку часть коряков оказывала русским помощь в разгроме других враждебных групп.

Но самое упорное сопротивление русским оказали чукчи - народ, способный выставить не более 2 тыс. воинов. Столкновения с ними, начавшись еще во второй половине XVII в., продолжались и в начале XVIII в. Чукчи грабили своих соседей - юкагиров и ясачных коряков. Те обращались к русским властям, но отправлявшиеся в ответные походы казачьи отряды обычно терпели поражения от чукчей. Более того, последние расширяют подконтрольную им территорию, появившись в непосредственной близости от Анадырского острога - крайнего опорного пункта русских на северо-востоке Сибири. Поэтому в 1727 г. русским правительством было принято решение о необходимости полного разгрома и покорения чукчей военной силой, для чего туда была отправлена военная экспедиция из 400 солдат во главе с якутским казачьим головой А. Ф. Шестаковым и капитаном Тобольского драгунского полка Д. И. Павлуцким. Шестаков весной 1730 г. с отрядом в 150 чел., в котором насчитывалось лишь 20 казаков, остальные были союзные якуты, тунгусы, ламуты и коряки - союзники весьма ненадежные, двинулся против почти 2 тыс. чукотских воинов. Сражение произошло 14 марта и закончилось полным разгромом отряда Шестакова, причем сам командир погиб в бою. Капитан Павлуцкий возглавил поход на чукчей, состоявшийся в 1731 г.

В поход отправились 215 русских служилых людей, а также более 200 союзных им коряков и юкагиров. В ходе кампании Павлуцкий нанес чукчам несколько тяжелых поражений: потери их в каждом сражении исчислялись сотнями убитых. Его отряд вернулся осенью того же года, не понеся особых потерь. Однако Чукотка произвела на Павлуцкого удручающее впечатление, и в своем рапорте Тобольской губернской канцелярии он высказался прямо: "Привести чукоч в подданство невозможно…". Кроме того, он, будучи армейским офицером, вряд ли был способен призывать чукчей в ясачный платеж "ласкою и приветом", предпочитая полагаться на военную силу. Да и рядовые участники походов стремились, прежде всего, к получению военной добычи за счет ограбления аборигенов. Понятно, что в таких условиях заставить чукчей признать русскую власть и платить ясак не было никакой возможности, поскольку они предпочитали скорее умереть, нежели подчиняться завоевателям. Развитие этих тенденций привело, в конце концов, к тому, что в 1742 г. правительством был издан указ, предписывавший "немирных чукчей искоренить вовсе", т. е. была официально сделана ставка на войну и поголовное истребление непокорного народа.

Реализовать этот указ, впрочем, так и не удалось. Несмотря на предпринятые в 1744 и 1746 гг. карательные походы, полностью уничтожить чукчей так и не удалось, а 14 марта 1747 г. погиб в бою и сам командир Анадырской партии Павлуцкий, ставший к тому времени уже майором. Это произвело отрезвляющее впечатление на русские власти, ясно дав понять, что силой оружия чукчей не победить. Поэтому с начала 50-х гг. правительство попыталось завязать мирные переговоры с противником. Продолжались они более 20 лет и шли очень трудно. Для достижения успеха пришлось пойти на ликвидацию в 1771 г. Анадырского острога и вывод с Чукотки всех русских вооруженных сил. Наконец, в 1778 г. главный чукотский тойон А. Хергынтов и русский капитан Т. И. Шмалев подписали договор о мире. В следующем году Екатерина II официально объявила о принятии чукчей в российское подданство, которое, впрочем, носило чисто формальный характер: русской администрации они не признавали, ясак платили только по собственному желанию и зачастую в обмен на подарки еще большей стоимости. Такое положение, кстати, сохранялось вплоть до первой половины XX в. Лишь благодаря тому, что чукчи постепенно втягивались в торговлю с русскими, с ними удавалось поддерживать более-менее постоянные связи. Так завершился самый продолжительный вооруженный конфликт на территории Сибири, который с полным основанием можно называть и войной, которую русские в итоге проиграли - случай исключительный, а для XVIII в., когда слава русского оружия гремела во всем мире, в особенности.

Национальная политика Российской империи в XIX в. Основные территориальные приобретения второй половины XIX в. Россия сделала на Северном Кавказе, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Замирение Северного Кавказа стало главным результатом длившейся почти полвека Кавказской войны (1817—1864). Пленение имама Шамиля в 1859 г. и отказ адыгейских племен от сопротивления были ее последними актами.

Продвижение в Среднюю Азию стало возможным после присоединения к России всего Казахстана (50-е гг. XIX в.). Отсюда было развернуто военное давление на Кокандское, Бухарское и Хивинское ханства. К середине 70-х гг. во вновь созданное Туркестанское генерал-губернаторство с центром в Ташкенте вошли территории Коканд-ского ханства. Хивинский хан уступил России земли по правому берегу Амударьи и, как и бухарский эмир, признал протекторат России. В начале 80-х гг. завершилось подчинение туркменских племен, вошедших в состав Закаспийской области. К 90-м гг. удалось договориться с Англией, обеспокоенной успехами России, о четком разграничении сфер влияния и территорий в Средней Азии. В частности, за Россией оставался Памир, а Хива и Бухара находились от нее в зависимости.

На Дальнем Востоке Россия получила от Китая Амурскую область (договор 1858 г.) и Уссурийский край (договор 1860 г.). Было заключено два договора с Японией — в 1855 и 1875 гг. Согласно договору 1875 г. Россия получала остров Сахалин, а Япония — острова Курильской гряды. Освоение Дальнего Востока Россией происходило довольно медленно. Экономические и стратегические выгоды от обладания огромным краем, имевшим непосредственный выход к Тихому океану, власти начали осознавать лишь к концу 80-х — 90-м гг. Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали свидетельствовало о намерениях России укрепиться на Дальнем Востоке всерьез и навсегда.

Российская империя в XIX в. была многонациональной и многоконфессиональной державой. Ее исторической и этнической основой являлся русский народ. Россия была православной монархией, в которой Русская православная церковь занимала ведущие позиции. Показательно, что в документе, удостоверяющем личность человека, указывалась не его национальность, а вероисповедание. Крупнейшими наряду с русскими этносами были во второй половине XIX в. украинцы, белорусы, поляки, татары, немцы, башкиры, финны, евреи и др.; россияне исповедовали православие, ислам, католицизм, протестантизм, буддизм, иудаизм.

Успешная национальная политика являлась непременным условием стабильности и целостности страны. Дать ее характеристику чрезвычайно сложно, приходится говорить, что она не была целостной и имела существенные особенности по регионам. Кроме того, относительно либеральная национальная политика Александра II существенно отличалась от национальной политики Александра III, взявшего курс на русификацию.

Максимальной автономией в развитии национальной культуры, языка, обычаев пользовалась Финляндия; в Средней Азии на русском языке велось лишь официальное делопроизводство, во всем остальном местное население придерживалось национальных традиций, обрядов, верований, языка. Либеральной в целом была национальная политика в Прибалтике.

Гибкая политика проводилась в отношении народов Поволжья, Закавказья, Алтая, Якутии и др.: приобщая их к русской культуре, центральная власть вместе с тем вносила существенную лепту в формирование национальной интеллигенции, развитие письменности и языка, создание системы образования.

На Украине и в Белоруссии национальная политика имела более жесткий характер. Принимались распоряжения, запрещавшие печатать на украинском и белорусском языках учебную литературу, гонениям подвергались представители национальной интеллигенции, нередко обвинявшейся в сепаратизме и национальном эгоизме. Похожей была ситуация в Польше, где русификация признавалась одной из целей национальной политики.

Что касается положения евреев, то после некоторых послаблений 60—70-х гг. (разрешение для отдельных категорий жить вне так называемой черты оседлости и др.) меры против них были в 80—90-е гг. вновь ужесточены (в частности, действовали запреты на занятие государственных должностей, ограничивалась свобода передвижения: жить разрешалось лишь в тех местностях, которые входили в черту оседлости).

России во второй половине XIX в. приходилось решать сложные национальные проблемы, преодолевать острые противоречия между центром и окраинами, народами, ее населявшими. Но в целом страна жила в условиях межнационального мира.

Национальная политика в Российской империи в начале XX в. Многонациональный состав государства служил основой обострения национального вопроса. На окраинах России под влиянием развития капитализма формировались национальная буржуазия и интеллигенция, происходил рост национального самосознания. Это вступало в противоречие с отдельными проявлениями государственной политики в национальном вопросе (попытки русификации, религиозные ограничения и др.). Хищническая эксплуатация окраин, бедность и бесправие живущих там народов вызывали массовую эмиграцию из России и развитие национального движения.

В целом для внутриполитической системы России в начале XX в. было характерно переплетение сословных классовых и национальных противоречий, которое вызывало острую социально-политическую напряженность в стране и послужило причиной революционных взрывов в 1905—1907 и 1917 гг.

Подавление национальных движений в XIX веке способствовало их радикализации в начале XX. Нацтональный вопрос становится дестабилизирующим фактором в Российской империи. Общие требования национальных движений: уравнение народностей в правах, обучение на родном языке, свобода вероисповедания. Важный фактор – земельный; Защита от русской колонизации (Казахстан, Средняя Азия, Закавказье, якуты, буряты); Борьба против помещиков (Прибалтика, Грузия); Территориальная автономия (Польша, Финляндия).

Проблема Польши в начале XX века: речь не о сохранении автономии (как в Финляндии), а о ее восстановлении. Польша – регион, где ставились задачи деколонизации и русификации. Еще один фактор – польское национальное движение было связано с российскими революционными и правительство боялось проявить слабость в этом вопросе. Основные требования польского национального движения – территориальная автономия, восстановление польского языка в гминном управлении и сельской школе. Как решалась: 1905г. – Комитет министров вводит послабления по вопросу польского языка (в отношении духовного книгопечатания и ведения службы). Однако с 1905 года усиливается контроль генерал-губернатора Варшавы над польской католической церковью. Разрешено преподавание ряда предметов на польском (только в частных школах).

С середины XIX века поляком запрещено замещать более 50% мест на государственной службе – остается в силе. 1906 - полякам разрешено покупать землю у поляков (крах надежд на скупку всех земель русскими помещиками). Важно:

Украина и Белоруссия считались «русскими» (слабыми в национальном отношении), национальная самобытность официально не признавалась. 1905 – крестьянам католикам разрешили покупать земли в Западном крае, 1905 – разрешение издавать Евангелие на украинском языке. 1911 – поскольку белорусы и украинцы не инородцы, то преподавание только на русском языке.

Национальная политика в отношении Прибалтики носила двойственный характер:

Еврейский вопрос:

В 1890-х евреи были лишены права на проживание во внутренних губерниях, вот в 1907 году это решение было приостановлено. В 1906 году Совет министров выступил за отмену процентной нормы для высшей школы. Национальный гнет испытывало и еврейское население. Черта оседлости сохранялась. Еврейская молодежь, не имея доступа к государственной службе, пополняла ряды революционных организаций, нередко занимала в них руководящие посты (забежать на 1917 год, важнейшие руководящие посты, пример «Московской саги» (Розенблюм)). В стране усилились антиеврейские настроения. Первый крупный еврейский погром произошел в апреле 1903 г. в Кишиневе. Пострадало около пятисот человек, были разгромлены сотни жилых домов и магазинов. Власть ответила вялыми судебными процессами и Указом об открытии для поселения евреев еще около 150 городов и местечек. Предложения об уравнении в правах еврейского населения Николай II отвергал.

Закавказье, Степной край, Поволжье. Неспокойно было и на Кавказе. В 1903 г. произошли волнения среди армянского населения. Они были спровоцированы указом о передаче имущества армяно-григорианской церкви в ведение властей, который был воспринят как посягательство на национальные ценности и религиозные традиции. 1905 – джадидисты создали «Мусульманский союз» и потребовали уравнения прав своих народов (политических, гражданских и религиозных) (включая волжских татар). В 1906 году ими был составлен план культурно-конфессиональной автономии, выдвинуты требования участия этих народов в Думе.

Рост либерально-просветительских движений джадидизма, рост числа новометодных конфессиональных школ на средства частного капитала

Финляндия. Создание в Финляндии Сейма на основе общего голосования (о Сейме был разговор чуть ли не с самого присоединения Финляндии, однако сам Сейм (по-моему) никогда не созывался – это так, общая справка). В 1907 году прошли выборы в Сейм, самая сильное крыло – левое, что приведет к разгону Сейма.

1907 – особое совещание по делам Финляндии, потом – роспуск Сейма за левую ориентацию. 1910 – вопрос о необходимости парламента в Финляндии «вообще». Закон о распространении общеимперских законов на Финляндию. 1912 – взамен пребывания финнов в армии (правительство не хотело видеть больше нерусей в армии, их и так было 25%) – Финляндия должна была отчислять сумму в бюджет страны. Право на госслужбу в Финляндии получали все выпускники, а не только выпускники финских учебных учреждений.

На западе (иключая Финляндию) и на востоке царизм пошел на незначительные уступки в вопросе о языке преподавания, на либерализацию в области вероисповедания, на ослабление «русификаторской» тенденции. Это было связано в том числе с Революцией 1905 года.

Национальная политика на Кавказе в начале XX века связана с деятельностью наместника в кавказском регионе Воронцова-Дашкова. Главная цель – увеличение числа русских крестьян на Кавказе как опоры для власти. В-Д проводил политику сближения с умеренными элементами местного населения. Он настаивал на том, чтобы на Кавказе селились «привыкшие к его с/х условиям крестьяне» (то есть из южных регионов). Таким образом, В-Д был против отнесения казенных земель Кавказа в фонд для русского заселения.