23. Типология полиэтнических государств.
В мировой практике принято считать моноэтническим государством такое, в котором 95 и более процентов населения составляют представители одного этноса. Но таких государств в мире очень немного (Исландия, Норвегия, Португалия, Албания, Мальта, Ямайка, Йемен, Венгрия), а преобладают страны, в составе населения которых несколько или даже множество, этнических групп и этносов. Такие государства являются полиэтничными.
Полиэтническое (инклюзивное) государство – это 1. страна, на территории которого проживают различные этносы - нации, народности, национальные и этнографические группы). 2. государство, в одинаковой степени представляющее и защищающее интересы всех народов, проживающих на территории страны, 3. многонациональное государство, с населением, состоящим из более чем одной этнической группы, в отличие от этнически однородных обществ. Фактически же многонациональными являются практически все современные национальные сообщества.
Под многонациональными подразумеваются государства, в пределах государственных границ которых проживают несколько этносов и подразделяются на страны:
с резким преобладанием одной нации при наличии более или менее значительных национальных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания, Китай, Монголия, Турция, Алжир, Марокко, США, Австралия);
двунациональные (Канада, Бельгия);
со сложным, но этнически однородным национальным составом (Иран, Афганистан, Пакистан, Лаос);
со сложным и разнообразным в этническом отношении национальным составом (Россия, Индия, Швейцария, Индонезия).
Также многонациональными государствами являются Бразилия, Индия, Индонезия, Иран, Канада, Китай, Россия, США, многие страны Африки. Из-за активной миграции в Европу, страны западной Европы постепенно превращаются в многонациональные государства.
Исторически многонациональные государства образовывались там, где государственное сплочение более или менее обширных территорий происходило до того, как начиналось формирование наций и развивались национальные движения (Восточная Европа, включая Россию, ряд регионов Азии). Нередко многонациональные государства складывались и в ходе колониальной экспансии (напр., в Африке), в рамках которой многие этносы оказывались расчлененными границами разных государств. Они утверждались и в результате интенсивных миграций (напр., в США). В мире много многонациональных государств, среди которых Индия, Индонезия, Россия, Китай, Нигерия, Иран, Пакистан, Вьетнам, Малайзия и др. В прошлом крупными многонациональными государствами были Австро-Венгрия, СССР, бывшая Югославия, бывшие колониальные империи. В СНГ наиболее многонациональны Российская Федерация, Казахстан, Грузия, Киргизия, Азербайджан, Таджикистан, Узбекистан. Часть многонациональных государств является унитарными (Китай, Иран, Вьетнам и др.), а другие - федеративными (Россия, Индия, Индонезия, Нигерия и др.). Сама по себе многонациональность не является признаком слабости и нежизнеспособности государства, о чем красноречиво свидетельствует исторический пример демократической Швейцарии, хотя и порождает немало дополнительных проблем.
В большинстве полиэтнических государств бывает так, чтобы та или иная этинческая община обладала одинаково высоким статусом во всех его измерениях. Чаще всего встречается ситуация, когда тот или иной этнос оказывается доминирующим в одной или нескольких сферах государственной жизни. По этому принципу, в частности, американским исследователем Дж. Ротшильдом разработана типология полиэтнических государств, он выделяет семь типов полиэтнических государств:
Политически доминирующее большинство противостоит подчиненному меньшинству или нескольким меньшинствам (Канада с политически доминирующим англоязычным большинством и противостоящая ему франкоязычная провинция Квебек).
Политически доминирующее меньшинство противостоит подчиненному большинству. Подобная ситуация была характерна для всех колониальных стран, где политическая власть принадлежала белому меньшинству (ЮАР).
Доминирующее центральное ядро (не большинство), рассматривающее себя символическим создателем государства, противостоит конгломерату (но не коалиции) периферийных этнических групп (бывший СССР с доминирующим русским ядром и многочисленными нерусскими народами, а также современные США).
Одна этническая группа доминирует политически, другая - экономически (биполярный баланс). По такому принципу строилось этническое взаимодействие в большинстве бывших советских республик (русская, точнее, русскоязычная часть населения - титульный народ республики), для Казахстана оно характерно и сегодня. К этому же типу следует отнести и большинство республик в составе современной Российской Федерации. Из зарубежных примеров можно назвать Малайзию (малайцы-китайцы).
Экономически сильные, но политически уязвимые этнические меньшинства реализуют себя в коммерческой и посреднеческой деятельности (евреи в ряде стран Европы и США, китайцы в Таиланде, чеченцы и ряд других народов Кавказа и Российской Федерации).
Градация влияния и численности этнических групп многослойна (Кения).
Этнические общности различаются по численности и критериям этнической дифференциации (Заир и ряд других африканских государств).
Неоднородность этнического состава населения ставит перед государственными институтами задачу интеграции мультикультурного общества, выработки общегосударственной идеологии и ценностей.
Соответственно каждое государство решает эту задачу по-разному. В Соединенных Штатах Америки долгое время господствовала идея «плавильного котла». Таким котлом представлялось исследователям и политикам американское общество, в котором разнородные этнические и расовые компоненты образовали единый сплав, именуемый американской нацией. По большому счету сходная идея была и у государственных идеологов в Советском Союзе, где якобы из многочисленных этносов и этнических групп формировалась «новая историческая общность людей - советский народ». И американская, и советская идеологическая модели имели в своей основе реальные основания, но обе они явно недооценивали значения этничности.
- 1. Балканы – зона этнической напряженности.
- 2. Депортация. Зарубежный опыт.
- 3. Кавказская зона этнической напряженности.
- 4. Классификация этнических групп, участвующих в конфликте.
- 4. Концепция государственной национальной политики рф.
- 6. Международные и федеральные правовые акты в области национальной политики.
- 7. Многообразие федеративных систем в полиэтничном обществе.
- 8. Национализм как политическая идеология и движение. Сущность, типы и формы национализма.
- 9. Национальная политика в Российской империи.
- 10. Национальная политика и политические партии в современной России.
- 11. Национальная политика кпсс.
- 12. Национально-государственное устройство современного Российского государства.
- 13. Определение этничности. Объективная и субъективная этничность.
- 14. Права коренных (аборигенных) народов (отечественный опыт).
- 15. Права человека и право народа на самоопределение. Защита национальных меньшинств. Права коренных (аборигенных) народов (зарубежный опыт).
- 16. Предмет этнополитологии.
- 17. Проблемы национальной идентичности. История и современность.
- 18. Проблемы самопровозглашенных государств.
- Территории бывшего ссср:
- Территория Сомали:
- Прочие:
- 19. Проекты в области национальной политики и федеративного устройства рф.
- 20. Сталинские депортации народов и их последствия.
- 21. Становление федерации и федеративных отношений в России в 1990-е - нач. 2000-х гг.
- 22. Типология национальных движений (на примере России и постсоветских государств).
- 23. Типология полиэтнических государств.
- 24. Типы и формы автономии в полиэтнических государствах.
- 25. Формирование и развитие этнополитических идей.
- 26. Этнополитические проблемы в Восточной Европе.
- 27. Этнополитические проблемы на постсоветском пространстве. Проблемы русского меньшинства.
- 28. Этнические чистки. Геноцид.
- 29. Этнополитическая мотивация "взрыва" этничности во второй половине XX века.
- 30. Этнополитические аспекты этнических миграций.
- 31. Этнополитические конфликты (на примере зарубежных государств, Азия и Африка).
- 32. Этнополитические конфликты (на примере зарубежных государств, Европа и Америка).
- 33. Этнополитические конфликты (на примере постсоветских государств).
- 34. Этнополитические конфликты и их типология.
- 35. Этнополитические мотивы распада ссср.
- 36. Этнос. Типология этнических общностей людей.