2.1 Системный подход в демографии
Возможность рассмотрения населения мира как системы, как единого и целостного объекта, который достаточно характеризовать числом людей в данный момент, традиционно отрицалась в демографии. Демографы в народонаселении мира видели только сумму населения всех стран, не имеющую смысла объективной динамической характеристики. Приведем выдержку из "Общей теории населения" Альфреда Сови:
"Долгое время понятие "население мира" представляло собой только итоговый показатель, исчислявшийся лишь по соображениям любопытства. Этот итог давал возможность определить относительную долю каждой страны в общей численности населения планеты. К тому же такие данные не представляли серьезного научного интереса, поскольку сведения о самых населенных районах мира -- Китае и странах Юго-Восточной Азии -- были недостаточно достоверными.
В последние годы возникла проблема "мирового населения", под которой чаще всего подразумевается "проблема перенаселения мира". Большинство из тех, кто занимается этой проблемой, подчеркивает факт чрезмерного роста численности людей и опасности, которая из этого вытекает. По правде сказать, никакая проблема мирового населения не становится актуальной до тех пор, пока общение между нациями не достигнет определенного уровня. Передвижение людей сдерживается границами, власть географически раздроблена, что приводит к преобладанию внутринационального аспекта проблемы населения. Если в настоящее время начинают говорить о населении Европы, причем пока весьма еще неуверенно, то это представляет собой результат того, что между различными странами Европы постепенно устанавливаются более тесные контакты. В настоящее время проблема мирового населения существует не в большей степени, чем проблема мирового бюджета. Но существуют бюджеты США, Швеции, Индонезии и т.д.
Таким образом, разговоры о мировом населении не более как предвосхищение событий. Можно было бы, например, рассуждать таким образом: если бы люди теснее общались друг с другом, скажем, в результате подчинения единому мировому правительству, то могли бы возникнуть мировые проблемы обеспечения питанием, сырьем и т.д., а также обеспечения занятости, т.е. все проблемы, которые возникают при возможном избытке населения по сравнению с наличными в данный момент ресурсами. Стремление к такому тесному общению, но главным образом опасение его, и послужило основанием для выработки точки зрения, с которой рассматривается мировое население. Эта точка зрения неизбежно будет мальтузианской в условиях, когда половина населения Земли испытывает голод.
Хорошо питающийся житель развитой страны лишен каких-либо терзаний по поводу того, что половина нашей планеты необитаема. Его беспокоит другое, а именно -- перенаселение другой ее половины. Можно, конечно, предвосхищая будущее, ставить вопрос о выделении части ресурсов на нужды всего населения Земли или просто об организации взаимопомощи, но с этим связаны весьма сложные проблемы" [57].
С тех пор, как в 1965 г. было написано это поучительное рассуждение, многое изменилось, как то и предвидел старейшина французских демографов. Поэтому в современных исследованиях именно исторический и системный подходы стали превалирующими, а глобальные проблемы -- столь актуальными [60, 61]. Однако, прежде чем развивать системный подход, имеет смысл обратиться к содержанию понятия системы с тем, чтобы избежать ненужных обобщений, связанных с системным анализом и верой в его могущество при создании сложных моделей, реализованных мощными вычислительными средствами.
Переход к разделу>>>1.1>>>1.2>>>1.3>>>1.4>>>1.5>>>1.6
- С.П. Капица
- С.П. Капица
- 1.2 Статистическая природа проблемы
- 1.3 От качественного к количественному анализу
- 1.4 Демографический взрыв и переход
- 1.5 Методы демографии
- 1.6 Сложность системы и уровень агрегации данных
- 1.7 Oбзор содержания книги
- Глава 2. Население мира как система
- 2.1 Системный подход в демографии
- 2.2 Взаимодействия в системе населения
- 2.3 Социальный человек как биологический вид
- 2.4 Слагаемые роста населения
- 2.5 Mир нелинейных систем
- 2.6 О междисциплинарных исследованиях
- Глава 3. Описание модели
- 3.1 Принципы моделирования
- 3.2 Линейный и экспоненциальный рост
- 3.3 Гиперболический рост населения мира
- 3.4 Закон квадратичного роста
- 3.5 Информационная природа роста
- 3.6 Pезюме результатов математических расчетов
- Глава 4. Модель и данные антропологии и демографии
- 4.1 Модель и данные палеодемографии
- 4.2 Модель в историческое время
- 4.3 Число людей, когда-либо живших на Земле
- 4.4 Сравнение модели с прогнозами демографии
- Глава 5. Трансформация темпов развития во времени
- 5.1 Преобразование демографического времени
- 5.2 Преобразование исторического времени
- 5.3 Начало отсчета системного времени
- 5.4 Синхронизм мирового развития
- 5.5 Проблема времени в истории
- Глава 6. О коллективном взаимодействии
- 6.1 Природа взаимодействия и сознание
- 6.2 Судьба изолятов и мировое развитие
- 6.3 Иерархия демографических структур
- 6.4 О циклах социально-экономического развития
- Глава 7. Демографический переход
- 7.1 Характеристики демографического перехода
- 7.2.Мировой демографический переход
- 7.3 Последствия демографического перехода
- 7.4 Стабилизация населения мира и ее последствия
- 7.5 Сопоставление феноменологии и демографии
- 7.6 Модель и теория демографических процессов
- Глава 8. Устойчивость роста и демографический фактор
- 8.1 Устойчивость демографической системы
- 8.2 Устойчивость исторического процесса
- 8.3 Глобальная устойчивость в будущем
- Глава 9. Влияние ресурсов и окружающей среды
- 9.1 Откpытая модель и влияние ресурсов на рост
- 9.2 Энеpгопотpебление человечеством
- 9.3 Есть ли ограничение роста ресурсами?
- 9.4 Пространственное распределение населения
- 9.5 Распределение благ в системе народов мира
- 9.6 Мир будущего и концепция устойчивого развития
- Глава 10. Демогpафическое положение России
- 10.1 Демогpафические процессы в России
- 10.2 Демогpафические сценарии для России
- 10.3 Последствия демографического перехода
- Заключение и выводы
- Приложение. Математическая теория роста населения Земли
- Библиография Общая теория
- Антропология
- Демография
- История
- Глобальные проблемы и окружающая среда
- Математика и системы