1.3 От качественного к количественному анализу
Количественный подход оказалось возможным реализовать обратившись к представлению об истории человечества, как о процессе развития системы. В последние десятилетия системный подход получил большое распространение в ряде дисциплин. Первоначально он был развит в физике для описания поведения систем, состоящих из многих взаимодействующих частиц. Затем эти методы перенесли в химию и биологию, а потом применили для описания экономики и социальных явлений.
Препятствием для привлечения таких методов к изучению человечества служило отсутствие четких представлений о том, что собственно измерять числом? В истории наиболее точно прослеживаются даты, что достигается сопоставлением датировок, полученных разными путями. Привлекаются и физические методы, основанные на явлениях радиоактивности и изотопного анализа, ставшие важными вспомогательными инструментальными средствами исторической науки для объективного установления хронологии на всем протяжении развития человечества. Но, при этом возникает вопрос, какую величину мы поставим в зависимость от времени?
Состояние человечества и человека выражается бесчисленным множеством параметров. Некоторые из них качественные, например, пол, другие -- количественные, как возраст. Состояние промышленного производства выражается ассортиментом продукции и числом произведенных машин. В экономических расчетах вводят обобщенные показатели, например, тонны зерна или киловатт-часы электроэнергии. Для исследования развития и планирования будущего важно сопоставлять те или иные величины, выражая их в одинаковых единицах.
Уже в математической экономике возникают принципиальные трудности в количественном сравнении таких разнородных понятий, как труд и рента, сырье и информация. Если одномоментное определение цены при наличии рынка и возможно, то в разновременном сравнении возникают непреодолимые трудности. Действительно, как в долларах выразить 30 серебренников? Какова цена информации, которой они отвечали? Какие выводы о движении капитала в Восточных провинциях Римской империи 2000 лет тому назад можно сделать? Решение таких вопросов связано с определением универсальных мер состояния общества, того, что в физике называют инвариантными единицами. Наш анализ должен объять все развитие человечества за все времена, и здесь ключевая роль принадлежит выбору параметра, определяющего состояние человечества.
Должен ли это быть один главный параметр, или это должен быть набор равнозначных параметров, таких как народонаселение, его этническое и сословное распределение по доходам и месту жительства, которые в своей совокупности определяют состояние системы? Так, в физике состояние жидкости или твердого тела всецело характеризуется их температурой, но для газа надо знать любую пару из трех величин -- температура, давление и плотность -- для того, чтобы определить, в каком состоянии находится вещество, состав которого также может меняться.
В случае населения есть один параметр, который универсален и единственным образом описывает состояние человечества -- его численность. Это оказалось решающим для всего анализа роста числа людей и количественного описания развития человечества. Но сама по себе эта возможность, несмотря на свою очевидность, далеко не тривиальна. Поэтому выяснение причин, по которым это допустимо и пределов применимости такого подхода потребует разностороннего обсуждения.
Численность населения человечества, как и время, применима ко всем эпохам. Она имеет ясный количественный смысл, и в жизни мы обращаемся к нему на всех уровнях. Когда вы знакомитесь, одним из первых вопросов часто бывает:
-- А сколько у вас детей? Братьев или сестер, внуков,
в зависимости, естественно, от пола и возраста собеседника. Прибыв в другой город, вы интересуетесь тем, сколько в нем жителей. На дорогах Америки, под дорожным знаком с названием населенного пункта, вам постоянно сообщают, сколько здесь живет людей. Собравшись в незнакомую страну, вы в первую очередь узнаете, каково ее население. Такие данные сразу дают представление о человеке или городе и стране, после чего можно уже перейти к более подробному выяснению всех обстоятельств встречи. Наконец, представим себе инопланетянина, впервые прилетевшего на Землю, его первым вопросом, несомненно, будет:
-- А сколько здесь человек?
С раннего детства я помню, что тогда в мире жило 2 млрд человек, а сейчас нас 6 млрд. Тем самым моя жизнь протекала в период самого крутого роста численности населения планеты.
Однако на численность населения в историческом прошлом мы редко обращаем внимание. В 1700 г. число жителей на Земле было в 10 раз меньше, чем сегодня, но сколько людей жило в России в начале XVIII в. (10 млн, см. рис. 10.1), вам вряд ли кто с ходу ответит, тогда как годы царствования Петра~I знают все.
Приведенные цифры показывают, насколько неравномерен рост численности населения планеты. Если с начала XVIII в. за 300 лет население увеличилось всего в 10 раз, то за последние 70 лет произошло его утроение. Так, в ускорении скорости роста выражена динамика всего развития человечества в последний период мировой истории.
Таблица 1.1 Динамика населения мира. (ООН, 1997 г.)
Именно численность населения единственным образом выражает состояние человечества в любой момент со времени его появления. Она в равной мере применима и в нижнем палеолите, и сегодня, и в обозримом будущем. Мы увидим, что как раз численность населения мира выражает суммарный результат всей экономической, социальной и культурной деятельности, составляющей историю человечества. Все остальное, что характеризует людей, -- расовый и национальный состав, плотность распределения по Земле, концентрация в городах, развитие производительных сил и наличие ресурсов, распределение доходов, состояние культуры и образования, множество других характеристик, которые изучаются в истории и антропологии, экономике и социологии -- приводит к развитию и подчинено главной переменной -- общей численности населения планеты. Однако принятие этого положения требует не только обобщения традиционного подхода демографии, опирающегося на конкретные социальные и эконономические механизмы, но и поиска других путей в интерпретации полученных результатов.
Данные демографии в явной количественной форме описывают процесс развития человечества (табл 1.1). Эти сведения представляют универсальный ключ к пониманию прошлого и настоящего, на этой основе следует искать ответ на четко поставленный вопрос о количественном описании развития человечества в целом. Решив задачу о росте, можно не только описать ряд характеристик человечества, но и перейти к рассмотрению механизмов развития, рассматривая его как демографическую систему. Исходя из этого возможно сделать обоснованную попытку предвидения нашего развития в будущем.
Переход к разделу>>>1.1>>>1.2>>>1.3>>>1.4>>>1.5>>>1.6>>>1.7
- С.П. Капица
- С.П. Капица
- 1.2 Статистическая природа проблемы
- 1.3 От качественного к количественному анализу
- 1.4 Демографический взрыв и переход
- 1.5 Методы демографии
- 1.6 Сложность системы и уровень агрегации данных
- 1.7 Oбзор содержания книги
- Глава 2. Население мира как система
- 2.1 Системный подход в демографии
- 2.2 Взаимодействия в системе населения
- 2.3 Социальный человек как биологический вид
- 2.4 Слагаемые роста населения
- 2.5 Mир нелинейных систем
- 2.6 О междисциплинарных исследованиях
- Глава 3. Описание модели
- 3.1 Принципы моделирования
- 3.2 Линейный и экспоненциальный рост
- 3.3 Гиперболический рост населения мира
- 3.4 Закон квадратичного роста
- 3.5 Информационная природа роста
- 3.6 Pезюме результатов математических расчетов
- Глава 4. Модель и данные антропологии и демографии
- 4.1 Модель и данные палеодемографии
- 4.2 Модель в историческое время
- 4.3 Число людей, когда-либо живших на Земле
- 4.4 Сравнение модели с прогнозами демографии
- Глава 5. Трансформация темпов развития во времени
- 5.1 Преобразование демографического времени
- 5.2 Преобразование исторического времени
- 5.3 Начало отсчета системного времени
- 5.4 Синхронизм мирового развития
- 5.5 Проблема времени в истории
- Глава 6. О коллективном взаимодействии
- 6.1 Природа взаимодействия и сознание
- 6.2 Судьба изолятов и мировое развитие
- 6.3 Иерархия демографических структур
- 6.4 О циклах социально-экономического развития
- Глава 7. Демографический переход
- 7.1 Характеристики демографического перехода
- 7.2.Мировой демографический переход
- 7.3 Последствия демографического перехода
- 7.4 Стабилизация населения мира и ее последствия
- 7.5 Сопоставление феноменологии и демографии
- 7.6 Модель и теория демографических процессов
- Глава 8. Устойчивость роста и демографический фактор
- 8.1 Устойчивость демографической системы
- 8.2 Устойчивость исторического процесса
- 8.3 Глобальная устойчивость в будущем
- Глава 9. Влияние ресурсов и окружающей среды
- 9.1 Откpытая модель и влияние ресурсов на рост
- 9.2 Энеpгопотpебление человечеством
- 9.3 Есть ли ограничение роста ресурсами?
- 9.4 Пространственное распределение населения
- 9.5 Распределение благ в системе народов мира
- 9.6 Мир будущего и концепция устойчивого развития
- Глава 10. Демогpафическое положение России
- 10.1 Демогpафические процессы в России
- 10.2 Демогpафические сценарии для России
- 10.3 Последствия демографического перехода
- Заключение и выводы
- Приложение. Математическая теория роста населения Земли
- Библиография Общая теория
- Антропология
- Демография
- История
- Глобальные проблемы и окружающая среда
- Математика и системы