1.2 Статистическая природа проблемы
Опыт количественного исследования основан на том, что человечество может рассматриваться как система, как один объект. Поэтому при обобщенном подходе необходимо обращаться к усредненным характеристикам общества. Такой статистический подход принят в общественных науках, когда говорят о среднем возрасте популяции, среднем доходе жителей или средней плотности населения страны.
Естественно, имея дело с очень большим числом людей, со сложной системой, части которой находятся на разных уровнях развития производительных сил и культуры, существенно понять возможность обращения к средним характеристикам и усредненным представлениям о тех процессах, которые в ней происходят. Поэтому успех исследования в значительной мере связан с репрезентативностью такого статистического подхода, при котором пропадают местные, индивидуальные характеристики системы и остаются только их эффективные значения.
Некоторые трудности связаны с тем, что при этом возникает впечатление о потере понимания причин происходящего, поскольку частные механизмы поглощены при их усреднении. С этим связаны и вопросы управления сложными взаимозависимыми системами, когда прямое вмешательство, основанное на частных факторах, не приводит к ожидаемому результату. Таких примеров множество, особенно при попытках управления обществом и страной, и происходит это в силу высокой сложности связей, которые возникают в больших нелинейных системах. Словом, "хотели как лучше, а получилось как всегда". Однако именно сложность системы допускает статистический подход к ее анализу.
Критики подобного статистического подхода приводили в качестве примера обезличенной оценки среднюю температуру пациентов в больнице. Действительно, для каждого отдельного больного такие сведения бесполезныи и даже обидны. Но для главного врача повышение средней температуры может послужить важным сигналом об эпидемии, охватившей вверенную ему больницу. И в нашем рассмотрении такие усредненные показатели будут использоваться, причем средние величины будут относиться уже ко всему населению Земли. При таком феноменологическом подходе, естественно, сглаживаются все частные различия стран и регионов, однако со все большей четкостью проступают общие закономерности развития.
Продолжим аналогию с больницей. Состояние конкретного больного определяется его температурой. Но и температура на уровне организма также является интегральной характеристикой здоровья. Средняя же температура и эпидемиологическое состояние больницы может повлиять на решение о том, стоит ли обращаться туда за помощью и объявлять ли главному врачу карантин.
Трудность восприятия такого анализа и в том, что при этом как бы отвлекаются от конкретных причин происходящего, тогда как значительная часть современных исследований общества основана на мысли, что, только поняв частные механизмы развития, можно затем перейти к описанию общего. В этом заключается методология механистического редукционизма, оказывающая такое большое влияние на организацию нашего мышления. Более того, это привело к разделению корпуса общественных наук на ряд специальностей, которым часто трудно сотрудничать при изучении человечества в целом. Как справедливо замечает фон~Хаек: "Распад исследований общества на узкие дисциплины исключает наиболее существенные вопросы, которые с пренебрежением относят к маргиналиям неясной философии общества" [123].
Методологические корни этого лежат глубоко, и их следует искать в успехе классической механики, когда, начиная с Ньютона, была продемонстрирована необыкновенная мощь и результативность такого подхода [134]. Поэтому первая мысль исследователей общества состояла в том, чтобы повторить этот путь, найти общие законы развития общества и на этой основе управлять им, подобно тому, как, зная законы небесной механики, можно не только предвычислить движение планет, но и направить к ним космические ракеты. Ведь Ньютону же принадлежит тезис Hypothesisnonfingo-- Я гипотез не измышляю, -- подразумевая под гипотезами широкие априорные обобщения вместо законов движения, из которых уже следуют конкретные формулы и ясные результаты. К сожалению, в науках об обществе многие измышляли и измышляют гипотезы...
Однако опыт физики показал, что существует и другой путь, когда ищутся законы, описывающие систему в целом. В этом состоит феноменологическийподход, который оказался плодотворным тогда, когда детальная, микроскопическая, картина явлений очень сложна, а механистический редукционизм оказывается бессильным, чтобы в реальном, макроскопическом, масштабе охватить всю совокупность явлений.
При развитии феноменологического подхода, следует определить предмет исследования и затем понять, какими статистически значимыми характеристиками его следует описывать. За такой объект нами выбрано человечество в целом, а не составные и, казалось бы, более однородные и четко определенные его части, такие как население страны или региона. Несмотря на разнородность, большие размеры и еще большую сложность глобальной демографической системы, оказалось, что для нее возможно построить непротиворечивую математическую модель развития и на этой основе понять механизм роста. Если теоретическим фундаментом для глобального подхода служат феноменологические методы, развитые в физике, то существенно отметить, что крупные историки неоднократно обращали внимание на целостность истории человечества.
В итоговом сборнике "Запад и Восток" Н.Е. Конрад писал: "Таким образом, имеющееся у нас знание прошлого в соединении с тем, что нам открывает наша современная эпоха по отношению как к прошлому, так и к будущему, позволяет нам осмыслить ход исторической жизни человечества и тем самым наметить философскую концепцию истории. Сделать это можно, однако, только принимая во внимание историю всего человечества, а не какой-либо группы народов или стран...
Фактов, свидетельствующих, что история человечества есть история именно всего человечества, а не отдельных изолированных народов и стран, что понять исторический процесс можно, только обращаясь к истории человечества, -- таких фактов можно привести сколько угодно и во всех областях. Вся история полна ими" [91].
Концепции глобальной истории придерживался и Бродель, к работам и мыслям которого мы еще будем обращаться. В статье "Демография и проблемы наук о человеке" в связи с трудами немецкого экономиста по общей истории человечества и роли демографического фактора Бродель пишет:
"Эрнст Вагеман имеет все основания дать ценный урок историкам и всем, кто связан с общественными науками: нет существенных истин, касающихся человека, как только на глобальном уровне" [90]
Итак, наша книга посвящена опыту количественного исследования развития человечества. История в значительной мере описывала прошлое как цепь событий и процессов, в которых большее внимание уделялось тому, что происходит, качественной стороне дела, а количественные характеристики имели второстепенное значение. Это связано с тем, что исторические факты, личности, вещи, понятия невольно предшествуют какой-либо количественной их оценке. Однако рано или поздно в историю должны проникать количественные критерии. Не как иллюстрация того или иного события, а как способ более глубокого познания исторического процесса, как основа для синтезанаших представлений.
Переход к разделу>>>1.1>>>1.2>>>1.3>>>1.4>>>1.5>>>1.6>>>1.7
- С.П. Капица
- С.П. Капица
- 1.2 Статистическая природа проблемы
- 1.3 От качественного к количественному анализу
- 1.4 Демографический взрыв и переход
- 1.5 Методы демографии
- 1.6 Сложность системы и уровень агрегации данных
- 1.7 Oбзор содержания книги
- Глава 2. Население мира как система
- 2.1 Системный подход в демографии
- 2.2 Взаимодействия в системе населения
- 2.3 Социальный человек как биологический вид
- 2.4 Слагаемые роста населения
- 2.5 Mир нелинейных систем
- 2.6 О междисциплинарных исследованиях
- Глава 3. Описание модели
- 3.1 Принципы моделирования
- 3.2 Линейный и экспоненциальный рост
- 3.3 Гиперболический рост населения мира
- 3.4 Закон квадратичного роста
- 3.5 Информационная природа роста
- 3.6 Pезюме результатов математических расчетов
- Глава 4. Модель и данные антропологии и демографии
- 4.1 Модель и данные палеодемографии
- 4.2 Модель в историческое время
- 4.3 Число людей, когда-либо живших на Земле
- 4.4 Сравнение модели с прогнозами демографии
- Глава 5. Трансформация темпов развития во времени
- 5.1 Преобразование демографического времени
- 5.2 Преобразование исторического времени
- 5.3 Начало отсчета системного времени
- 5.4 Синхронизм мирового развития
- 5.5 Проблема времени в истории
- Глава 6. О коллективном взаимодействии
- 6.1 Природа взаимодействия и сознание
- 6.2 Судьба изолятов и мировое развитие
- 6.3 Иерархия демографических структур
- 6.4 О циклах социально-экономического развития
- Глава 7. Демографический переход
- 7.1 Характеристики демографического перехода
- 7.2.Мировой демографический переход
- 7.3 Последствия демографического перехода
- 7.4 Стабилизация населения мира и ее последствия
- 7.5 Сопоставление феноменологии и демографии
- 7.6 Модель и теория демографических процессов
- Глава 8. Устойчивость роста и демографический фактор
- 8.1 Устойчивость демографической системы
- 8.2 Устойчивость исторического процесса
- 8.3 Глобальная устойчивость в будущем
- Глава 9. Влияние ресурсов и окружающей среды
- 9.1 Откpытая модель и влияние ресурсов на рост
- 9.2 Энеpгопотpебление человечеством
- 9.3 Есть ли ограничение роста ресурсами?
- 9.4 Пространственное распределение населения
- 9.5 Распределение благ в системе народов мира
- 9.6 Мир будущего и концепция устойчивого развития
- Глава 10. Демогpафическое положение России
- 10.1 Демогpафические процессы в России
- 10.2 Демогpафические сценарии для России
- 10.3 Последствия демографического перехода
- Заключение и выводы
- Приложение. Математическая теория роста населения Земли
- Библиография Общая теория
- Антропология
- Демография
- История
- Глобальные проблемы и окружающая среда
- Математика и системы