10.3 Последствия демографического перехода
В настоящее время в России завершается демографический переход -- рост населения прекращается. Это основное явление в демографической эволюции страны за послевоенные десятилетия. Однако на этот вековой процесс накладываются события последних десяти лет, в первую очередь, экономический кризис. Он привел к глубоким потрясениям общества и сказался в уменьшении средней продолжительности жизни, особенно у мужчин, которая прошла в 1994 г. через минимум 59 лет, продолжая оставаться чрезмерно низкой (рис. 10.2). Происходящее во многом связано с низким уровнем здравоохранения в стране, финансирование которого в 5,--,6 раз меньше, чем в развитых странах, находящихся в такой же стадии демографического перехода. Не меньшее значение имеет то обстоятельство, что в обществе традиционно не ценится должным образом человеческая жизнь. Это видно по производственному травматизму, положению в армии, состоянию социального страхования и отношению к окружающей среде.
В отличие от смертности с рождаемостью ничего столь катастрофического, по мнению демографов, не происходит. Ее снижение в начале 90-х годов закономерно вследствие наступления второго эха войны и демографического перехода, что характерно для всей цивилизации современных развитых стран. Поэтому и России в силу ее принадлежности к странам, в основном прошедшим через переход, предстоит и дальше жить в условиях низкой рождаемости.
Для сравнения заметим, что в некоторых южных регионах России и в прилежащих странах Центральной Азии продолжается рост населения, обязанный первой стадии демографического перехода. Это сопровождается характерными для этого периода явлениями -- притоком населения в города, растущими массами неприкаянной молодежи, дисбалансом в развитии и, как следствие, возрастающей нестабильностью общества.
Важную роль играет миграция населения. Если до 1970 г. миграция, в основном, происходила из России, то в недавнее время до 1 млн человек ежегодно прибывает в страну. Таким образом, миграция стала существенным и долговременным фактором, прямо влияющим на демографическую ситуацию в стране и способствующим некоторой компенсации потерь от избыточной смертности и низкой рождаемости.
Все большую роль будет играть старение населения вследствие демографического перехода. Это приведет к существенному повышению доли старших поколений в возрастной структуре общества с соответствующими изменениями ценностных связей и все возрастающими требованиями к социальному обеспечению старших поколений, как все более многочисленной части общества, требующей существенной части бюджета.
Уменьшение числа молодых граждан будет требовать перехода к малочисленной профессиональной армии и отказа от призыва как очень расточительной формы использования демографических ресурсов страны. Россия столкнется с этой ситуацией к началу XXI в., так что реформа армии должна к этому времени привести к качественно новым принципам формирования вооруженных сил.
В основе этих процессов лежит фундаментальный качественный переворот, который переживает мир и каждая страна в отдельности. Россия уже далеко зашла по пути демографического перехода в завершающую стадию стабилизации численности населения, однако соответствующие изменения здравоохранения, социально-экономических условий только происходят и вместе с тем совпали с коренной перестройкой экономических отношений, регионализацией экономики и ее демилитаризацией, сопровождаемых глубоким политическим кризисом.
По мере смены численного роста, как меры развития, со всей остротой встанет вопрос о качественныхизменениях роста, определяемых в первую очередь, развитием культуры -- образования и медицины, науки и техники. На смену экстенсивному сырьевому и силовому развитию должен придти приоритет инновации, интеллектуализации и информатизации общества. Ввиду глобализации современной науки и межнационального характера производства при интенсивном обмене технологиями очевидно, что развитие может происходить только при действенном международном сотрудничестве.
В этой связи следует рассматривать переход к 12-летнему школьному образованию. Это несомненно правильный шаг, соответствующий как тенденциям мирового развития, характерный для развитых стран, так и современным требованиям к развитию образования в России. С одной стороны, увеличение продолжительности образования следует рассматривать в контексте глобального развития и роста культуры, как следствие информационной эволюции человечества, переход к "мягкому" развитию в отличие от "жестких" форм, характерных для первого периода промышленной революции, ставящих во главу угла энергетику, тяжелую промышленность, транспорт.
С другой стороны, следует отметить современное состояние и ослабление влияния государства в России, распад и криминализацию общества, и несформированность со стороны нарождающегося частного капитала долговременных целей страны. Это привело практически к полному отсутствию поддержки образования и наукоемкой промышленности и совершенно не отвечает требованиям нового развития, по существу оставляя страну без будущего. После сохранения России как единого государства вопрос об альтернативе развития и перехода к современной парадигме роста качества жизни и населения становится главной проблемой, стоящей перед страной. Обсуждение этого критического круга вопросов дано Н. Н. Моисеевым [126], а детальный анализ проблем, связанных с ноосферной стратегией обобщен А. Д. Урсулом в монографии "Переход России к устойчивому развитию" [128].
Для России существенно понять долговременный и фундаментальный характер происходящих процессов и то, в какой степени они обязаны общим закономерностям того перехода, который ныне переживает человечество в целом. С одной стороны, это связано с внутренними, специфическими для нашей страны, историческими обстоятельствами. Если с последними мы можем и должны справиться, то глобальные процессы находятся вне нашего и чьего бы то ни было воздействия. Для этого нужно не только более полное понимание того, что происходит, но и глобальная политическая воля.
Именно в судьбах России виден взаимосвязанный комплексный характер происходящей демографической революции. Мир переживает эпоху стремительного цивилизационного перехода к новой форме развития, при котором миллион лет неустанного количественного роста сменяется предвидимой эрой качественного совершенствования человечества. Этот исторический вызов с необычайной остротой и поставлен перед Россией.
- С.П. Капица
- С.П. Капица
- 1.2 Статистическая природа проблемы
- 1.3 От качественного к количественному анализу
- 1.4 Демографический взрыв и переход
- 1.5 Методы демографии
- 1.6 Сложность системы и уровень агрегации данных
- 1.7 Oбзор содержания книги
- Глава 2. Население мира как система
- 2.1 Системный подход в демографии
- 2.2 Взаимодействия в системе населения
- 2.3 Социальный человек как биологический вид
- 2.4 Слагаемые роста населения
- 2.5 Mир нелинейных систем
- 2.6 О междисциплинарных исследованиях
- Глава 3. Описание модели
- 3.1 Принципы моделирования
- 3.2 Линейный и экспоненциальный рост
- 3.3 Гиперболический рост населения мира
- 3.4 Закон квадратичного роста
- 3.5 Информационная природа роста
- 3.6 Pезюме результатов математических расчетов
- Глава 4. Модель и данные антропологии и демографии
- 4.1 Модель и данные палеодемографии
- 4.2 Модель в историческое время
- 4.3 Число людей, когда-либо живших на Земле
- 4.4 Сравнение модели с прогнозами демографии
- Глава 5. Трансформация темпов развития во времени
- 5.1 Преобразование демографического времени
- 5.2 Преобразование исторического времени
- 5.3 Начало отсчета системного времени
- 5.4 Синхронизм мирового развития
- 5.5 Проблема времени в истории
- Глава 6. О коллективном взаимодействии
- 6.1 Природа взаимодействия и сознание
- 6.2 Судьба изолятов и мировое развитие
- 6.3 Иерархия демографических структур
- 6.4 О циклах социально-экономического развития
- Глава 7. Демографический переход
- 7.1 Характеристики демографического перехода
- 7.2.Мировой демографический переход
- 7.3 Последствия демографического перехода
- 7.4 Стабилизация населения мира и ее последствия
- 7.5 Сопоставление феноменологии и демографии
- 7.6 Модель и теория демографических процессов
- Глава 8. Устойчивость роста и демографический фактор
- 8.1 Устойчивость демографической системы
- 8.2 Устойчивость исторического процесса
- 8.3 Глобальная устойчивость в будущем
- Глава 9. Влияние ресурсов и окружающей среды
- 9.1 Откpытая модель и влияние ресурсов на рост
- 9.2 Энеpгопотpебление человечеством
- 9.3 Есть ли ограничение роста ресурсами?
- 9.4 Пространственное распределение населения
- 9.5 Распределение благ в системе народов мира
- 9.6 Мир будущего и концепция устойчивого развития
- Глава 10. Демогpафическое положение России
- 10.1 Демогpафические процессы в России
- 10.2 Демогpафические сценарии для России
- 10.3 Последствия демографического перехода
- Заключение и выводы
- Приложение. Математическая теория роста населения Земли
- Библиография Общая теория
- Антропология
- Демография
- История
- Глобальные проблемы и окружающая среда
- Математика и системы