11. Роль установок и стереотипов в процессе мк
Способности управления массовым сознанием и поведением соединены с действием целого ряда частей, лежащих в сфере бессознательного. Более важные из них с точки зрения массового влияния — это установки и стереотипы.
Установка — это состояние внутренней готовности субъекта реагировать определенным образом на объекты реальности либо на информацию о них.
Термин «установка», соответствующий английскому понятию «attitude», либо в российском варианте «аттитюд», в российскую психологическую науку ввел узнаваемый представитель грузинской (русской) психологической школы Д. Н. Узнадзе. По его мнению, установка — это предшествующая хоть каким психическим либо поведенческим актам человека готовность совершать их правильно данной ситуации. Он утверждал, что реакция человека на ситуацию (оценочная либо поведенческая) обусловлена не лишь самой ситуацией, но и его внутренней, неосознаваемой им самим расположенностью реагировать определенным образом. Благодаря установке человеку не необходимо каждый раз по новой определять, в чем состоят его потребности в данный конкретный момент, и выбирать фаворитные методы их ублажения. Все это на основании прошедшего опыта уже зафиксировано в установке.
Кроме собственного общественного опыта личности, установка может быть продуктом стихийной либо целенаправленной коммуникации, в особенности тех видов массовой коммуникации, которые предполагают высшую степень сопереживания происходящим событиям.
большая часть установок приобретаются человеком в готовом виде из общественного опыта и культуры. Массовое сознание очень редко стремится выработать отношение к социальным и политическим явлениям и действиям. Оно предпочитает получать его в готовом виде из СМИ.
В социальной психологии принято выделять несколько функций установки в процессе познания и мотивации поведения: познавательную (регулирует процесс познания), аффективную (канализирует эмоции), оценочную (предопределяет оценки) и поведенческую (направляет поведение).
Для понимания различия меж ними можно употреблять пример, узнаваемый в истории исследования установки как «парадокс Лапьера». В 1934 году американский психолог Р. Лапьер объехал существенное число маленьких американских городков в сопровождении двух студентов-китайцев. Они останавливались в гостиницах, посещали рестораны и кафе и, за исключением одного варианта, были приняты вполне нормально. После завершения путешествия Лапьер разослал владельцам этих гостиниц и ресторанов письма с вопросом, готовы ли они принять его с группой друзей, в числе которых будут китайцы. 93% Ответили отказом. Данные Лапьера были позднее доказаны другими исследователями. На этом примере мы можем созидать, что оценочная установка по отношению к представителям конкретной расовой группы в ситуации, требующей поведенческой реакции, была вытеснена поведенческими установками владельца гостиницы либо ресторана по отношению к клиенту.
Действие «парадокса Лапьера» следует иметь в виду при проведении разных опросов, касающихся будущих действий либо целей. Ответ совершенно не непременно будет реализован в поведении.
Не считая указанных функций установки следует выделить еще одну, более значимую с точки зрения действия на массовое сознание и поведение. Это функция барьера. Сформировавшаяся в сознании человека установка не допускает в него информацию, которая могла бы ей противоречить.
Положительная установка по отношению к любимому человека принуждает подсознательно не замечать и не запоминать информацию противоположного характера (не случаем народная мудрость говорит, что любовь слепа)..
Функция барьера придает установке необыкновенную устойчивость, делая бесполезными пробы переубедить человека, принимающего решение на базе установки. Он в лучшем случае не услышит наших аргументов, в худшем — у него сформируется негативная установка по отношению к нам как к источнику информации. Поэтому, ставя перед собой задачку управления массовым сознанием и поведением, следует, до этого всего, употреблять для заслуги цели уже имеющиеся установки, в ряде случаев попытаться сформировать на их базе новейшие и не тратить огромные усилия на пробы сломать либо повредить имеющиеся установки, в особенности закрепившиеся в массовом сознании в течение долгого времени.
Более сложную структуру по сравнению с установкой имеет стереотип.
Это понятие было в первый раз использовано американским журналистом и политологом Уолтером Липпманом в работе «Общественное мнение». В переводе с греческого стереотип — «твердый отпечаток» .
Стереотипы — устойчивые, не достаточно зависимые от эмпирического познания виды окружающих предметов либо явлений. Строго говоря, формирование в сознании вида предмета постоянно включает элемент стереотипизации, т. е. Определенную степень упрощения, выделения важных и вытеснение неважных для субъекта его сторон и черт.
Но устойчивость образам, определяемым как стереотипы, придают особенности процесса их формирования.
Во-первых, стереотип постоянно далек от собственного опыта. В современном обществе главным источником стереотипов все почаще стают подходящим образом подобранные сообщения СМИ.
к примеру, неизменный читатель газеты «Московский комсомолец» независимо от собственного желания будет представлять себе обычного кавказца как бандита либо члена криминального общества.
Во-вторых, устойчивость стереотипу придает его непосредственная связь с установкой, которая определенным образом защищает стереотип от вероятной трансформации либо разрушения.
более удаленными от непосредственного эмпирического опыта человека и потому более устойчивыми являются политические стереотипы. Обыденный человек видит лишь внешнее проявление происходящих политических действий. Уинстон Черчилль называл российскую (советскую) политику «битвой бульдогов под ковром» (это определение можно отнести к политике в любом другом регионе мира). обыденный человек может следить лишь шевеление «ковра». Наши суждения о том, что происходит «под ковром», зависят от людей, которые собственной профессией сделали формирование политических стереотипов. То, что мы принимаем за знания о политике, может оказаться всего только продуктом специфичной деятельности политических технологов.
.
Установки и стереотипы массового сознания играются значительную роль в формировании вида мира как отдельного человека, так и огромных социальных и культурных общностей.
- Массовая коммуникация: понятие, особенности, место и роль в обществе.
- Массовая культура: понятие, признаки, функции.
- Массовое сознание: природа, структура, механизмы функционирования.
- 11. Роль установок и стереотипов в процессе мк
- 14. Психологические, социальные и языковые барьеры в массовой коммуникации
- 20. Pr и пропаганда
- 25.Pr и реклама
- 19 Вопрос. Психологические модели убеждающего воздействия
- 15 Вопрос. Теории медиаэффектов
- 26. Психологическое воздействие в рекламе.
- 27. Психология рекламы в прессе.
- 28. Психология рекламы по телевидению.
- 29.Психология наружной рекламы.
- 31. Слух как сми. Природная разновидность слухов.
- 32. Факторы циркуляции слухов. Борьба со слухами.
- 33.Каналы распространения слухов. Роль сми в распространении слухов.
- 34. Предрассудки и их разновидности.
- 35. Основные причины возникновения предрассудков.
- 36. Слухи и предрассудки в Пр деятельности.
- 37. Мода, как социально психологический феномен
- 38.История, методология и результаты изучения моды
- 39. Психологические аспекты функционирования моды и модного поведения.
- 40. Психология творчества в коммуникационном процессе.
- 41. Творческие способности и творческое мышление.
- 42. Методы активизации творческого мышления
- 43. Психология творчества журналиста.
- 45. Знаки,символы и эмблемы в ком. Процессах: место, роль, функции.
- 46. Психологические особенности полит. Символики и эмблематики.
- 47. Психологические особенности социокультурных символов и эмблем.
- 48. Психологические особенности коммерческой символики и эмблематики.
- Фигура коммуникатора
- Образ коммуникатора. Аудитория.
- 1) Значение образа коммуникатора для восприятия информации.
- 2) Факторы, влияющие на восприятие коммуникатора.
- 3) Социально-психологическая модель коммуникатора (н.Н. Богомолова и др.)
- 1 Фактор «компетентности – убежденности» (к - с)
- 2 Фактор «уважения – привлекательности» (комм. - аудитория) и (а - к)
- 53. Типология аудитории.Сегментация аудитории.
- 54. Проективные методы в изучении аудитории.
- 55. Контент-анализ в изучении массовой коммуникации.
- 56, Анкетирование,интервью и тестирование в психологических исследованиях массовой коммуникации.
- 1 Анкетирование
- 2 Интервьюирование