logo search
Семейная психология / shipitsyna_psikhologia_det_vor

2.5. Отцовская привязанность и ее нарушение

Один из признаков нашего времени — большое число детей, растущих без отца, только с матерью. Статистик показывает, как много внебрачных детей, сколько случаев распада семей, разводов и смерти и какое развитие получили эти показатели в последнее время. Картина, которую нам рисуют цифры, совсем не утешительна. Но ведь статистика ничего не мо­жет рассказать о тех случаях, когда семья формально сохра­няется, но практически не су­ществует, и воспитательный вклад отца настолько незаме­тен, что его можно не прини­мать во внимание.

Проблема отцовства является относительно новой и фрагмен­тарно изученной отечественной психологией. Большинство ра­бот, затрагивающих процесс формирования личности ре­бенка, посвящено или роли матери, или роли родителей, и не раскрывают специфику влияния отца на развитие ребенка, тем более роли отцовской привязанности.

Первые психологические и социологические исследова­ния, убедительно показавшие значение отца как воспита­тельного фактора, были посвящены не столько отцовству, сколько эффекту безотцовщины. Сравнивая детей, вырос­ших с отцами и без оных, исследователи обнаружили, что «невидимый», «некомпетентный» и часто невнимательный родитель на самом деле очень важен. Во всяком случае, его отсутствие весьма отрицательно сказывается на детях.

Отец является одной из ключевых фигур в жизни ре­бенка. Он вносит большой вклад в воспитание ребенка, в развитие его способностей, приобретение им различных навыков. Отец, в силу значимости своей роли, не может быть заменен никем другим без ущерба для ребенка. Не случайно даже дети, приписывающие своим отцам негативные характеристики, воспринимающие их отношение как враждебное, отчужденное, все равно говорят, что отец это тот человек, в котором они сильно нуждаются которого они любят и ненавидят одновременно.

Одним из важнейших условий, обеспечивающих вли­яние отца на ребенка, на их будущую взаимную привя­занность, является как можно более раннее начало их общения. Решающими могут быть первые 2-3 дня (или даже первые часы) после рождения, когда в мозгу ново­рожденного запечатлеваются первые следы внешних со­бытий (Б. И. Кочубей, 1990). Между тем в зарубежных работах установлено, что за исключением кормления грудью, отцы способны обеспечить полный уход за ре­бенком. Они могут купать, пеленать, кормить и качать так же умело, как мать. Отцы способны улавливать сиг­налы ребенка столь же чутко, как матери, и младенцы могут привязаться к отцам не меньше, чем к матерям. У отцов, которые посвящают много времени заботам о груд­ном ребенке, устанавливаются с ним прочные отношения привязанности, и детям это приносит большую пользу.

Доказано влияние отцов на раннее развитие ребенка. Данные многих исследований говорят о том, что отцы, державшие ребенка на руках сразу после рождения, и в дальнейшем продолжали больше играть со своими подра­стающими детьми и заботиться о них. Эта новая роль за­ботливого отца благоприятно сказывается на развитии семьи. По результатам одного из исследований, младен­цы, чьи отцы активно участвовали в их воспитании, по­казали более высокие оценки по тестам моторного и умственного развития. При этом такие младенцы вырастают более отзывчивыми в социальном плане.

Г. Крайг (2002) замечает, что отцы, у которых устано­вись сильные эмоциональные связи с грудными детьми оказываются более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам своих детей и когда они взрослеют. Такие отцы имеют большее влияние на своих детей, дети чаще прислушиваются к ним и хотят походить на них, благодаря установившимся между ними тесным разнооб­разными отношениям (Г. Крайг, 2001).

Некоторые американские исследователи отмечают даже, что у отцов, которые недосягаемы для маленьких детей, могут возникнуть трудности в налаживании с ними прочных эмоциональных связей в дальнейшем. Однако даже наличие явной корреляционной зависимо­сти между заботой отцов о новорожденных детях и их взаимоотношениями в более позднем возрасте ребенка (например, в подростковом) еще не говорит об их при­чинно-следственной связи. Скорее всего, более глубоким фактором является общее отношение мужчины к близ­ким, к семье (и к ребенку) и к самому себе (А. И. Коче­тов, 1989).

По мнению американских ученых, косвенное влияние отца на младенца и на семью имеет весьма большое зна­чение. Многочисленные исследования показывают, что поддержка отцом матери во время ее беременности и ран­него младенчества очень важна для начала установления позитивных отношений. Отсутствие отца в периоде мла­денчества создает немалые трудности для функциониро­вания семейной системы.

Предполагается, что чем раньше отец приобщается к уходу за младенцем и чем более увлеченно он это делает, тем сильнее становится его родительская любовь. Во многих родильных домах за рубежом, а в последние годы и в нашей стране, отцы даже присутствуют при родах. Сказывается не только привычка, но и ответный эмоциональный отклик ребенка, к которому мужчины весьма чувствительны.

Социологические исследования показали, что функция отца в последние десятилетия изменилась гораздо значи­тельнее, чем матери. И изменилась к лучшему. Эти пере­мены вытекают из большей вовлеченности отцов в заботу о детях. Сегодня отцы несравненно больше проводят вре­мени с детьми. Они глубже переживают интимность се­мейной жизни, чем их деды. Раньше основная роль отца заключалась в том, что он обеспечивал семью пропитани­ем, силой и ловкостью защищал от внешней опасности. Сегодня его обязанности гораздо более направлены внутрь семьи, чем вовне. Внешняя опасность потеряла свое зна­чение, и ее место заняла внутренняя. Семье давно уже не грозит нападение зверей или враждебного племени, ей грозят недоразумения, недостаток любви и внимания друг к другу (А. И. Кочетов, 1989; Т. В. Андреева, 2004).

Доказано, что у детей развивается привязанность не только к матери, но и к отцу. Особенно заметное влия­ние на ее развитие оказывает игра с отцом. Отцы прово­дят в игре с детьми в 4-5 раз больше времени, чем в про­цессе ухода за ним. Привязанность к отцу особенно важна для формирования у ребенка сексуальной иден­тичности своего «Я». Привязанность отца к ребенку разъединяет диаду «мать—ребенок», давая ребенку аль­тернативный объект любви (Д. Боулби, 2003).

В ходе наблюдений за взаимодействием матерей и от­цов с грудными детьми установлено, что, даже играя с ребенком мать старается, прежде всего, успокоить, унять его; материнская игра — своего рода продолжение и форма ухода за ребенком. Напротив, отец, и вообще мужчина, предпочитает силовые игры и действия, развивающие собственную активность ребенка, роль отца в воспитании ребенка, утверждают педагоги, психологи, важна необычайно. Как выразился Ари­стотель в свое время: «отец учит, мать растит», безуслов­но отдав важнейшую роль в формировании личности ребенка мужчине. С тех пор в жизни слишком многое изменилось, но отец по-прежнему остается для своих де­тей первым и главным источником представлений о муж­чинах. А отцовское отношение к матери — модель для изучения и чаще всего повторения. Именно подража­ние — самый характерный способ познания действий для ребенка. Так, холостяк чаще всего выращивает в сыне свое подобие. А мальчик, растущий в неполной семье, с одной только матерью, особенно легко воспринимает женские качества и женский стиль поведения.

Отечественные педагоги и психологи также постоян­но подчеркивали значение отца в семейной социализа­ции. Отмечалось, например, что в воспитании сына отцу принадлежит особая роль. Значимость личности отца, прежде всего, в том, что для сына он представляет эта­лон мужчины (Т. В. Андреева, 2004). Образцы поведе­ния отца, копируемые ребенком, формируют нравствен­ный облик, способы поведения мальчика. От отца он перенимает мужественные черты, учится мужскому до­стоинству, рыцарству (Л. Ф. Островская, 1990).

Ребенок обучается своей будущей роли, мысленно отождествляя себя с родителем того же пола. Особая ответственность возлагается на отца за воспитание свое­го сына, так как большое значение имеет опыт обще­ния с отцом, и более того — опыт наблюдения за поведе­нием отца по отношению к матери.

Нормальное развитие мужских интересов, мужс­кого самосознания у детей тесно связано с участием отца в их воспитании. Тра­диционная точка зрения при­писывает отцу, в первую оче­редь, дисциплинирующее влияние. Многие считают, что в основе развития нравственности ребенка лежит страх отцов­ского наказания, но наиболее мужественные сыновья вырастают отнюдь не у отцов, которые являются сторон­никами спартанской суровости, а у нежных и заботли­вых. Данные научных исследований, равно как и повсед­невных наблюдений, собранные в разных странах Европы, и Америки, говорят об отсутствии связи между строгос­тью отца, его склонностью к наказаниям, с одной сторо­ны, и уровнем развития нравственных качеств сына — с другой. Если же такую связь и находят, она скорее носит противоположный характер: у чрезмерно суровых отцов сыновья порой лишены способности к сочувствию и со страданию, агрессивны, а иногда и асоциальны.

Сыновья добрых, мягких отцов очень рано начинают, предпочитать мужские (технические) игрушки и отвергать женские (куклы), тогда как сыновья суровых отцов долго не могут выбрать игрушку «своего пола». Мальчики, отцы которых занимают по отношению к ним холодную и отвергающую позицию, могут противиться подражанию мужскому стилю поведения. Сердечные, эмоциональные отношения отца с сыном облегчают воспитание ребенка, создают возможности для руководства его поведением, так как ребенок не захочет потерять дорогие ему чувства отца или встретить с его стороны даже мягко высказанное неодобрение (Б. И. Кочубей, 1990).

Зачастую мы сталкиваемся с глубокими различиями между понятиями лидерства отца в семье, с одной стороны, и жестокой авторитарностью — с другой. Авторитарность отца, его тяга к строгому порядку в семье мешают развитию мужского самосознания сына. А главенство в решении наиболее важных и ответственных вопросов семейной жизни является важным положительным мо­ментом. Отец, пассивный в принятии решений, вытесняемый из воспитательного процесса энергичной матерью и (или) бабушкой ребенка, создает ситуацию, в которой развитие подлинных мужских черт у сына затруднено и искажено.

Маленький мальчик пользуется отцовской моделью поведения. Если отец выражает свое недовольство агрес­сивно, его сын будет пытаться поступать подобным же образом. Если отец скрывает свое раздражение под мас­кой молчания, сын будет считать это нормой мужского поведения. Общие игры, секреты, симпатии и привязан­ности между отцом и сыном будут для сына гораздо лучшей моделью мужского поведения, чем прямые жесткие попытки воспитать «настоящего мужчину». Мудрое, щедрое на ласку отцовское воспитание способствует формированию более мужественных мальчиков и женствен­ных девочек (Д. Виткин, 1996).

Роль отца в усвоении ребенком половой роли может быть особо значимой. Отцы даже в большей степени, чем матери, приучают детей к половым ролям, подкрепляя развитие женственности у своих дочерей и мужествен­ности — у сыновей. Одно время считалось, что влияние отцов сказывается только на обучении сыновей маскулинным моделям поведения, и это утверждение верно для детей дошкольного периода.

Мальчик, отец которого покинул семью до того, как ему исполнилось пять лет, впоследствии оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи. Если мальчик ве­дет себя, опираясь на готовую модель отцовского пове­дения, то в результате его поведение и психика становят­ся более стабильными (Д. Виткин, 1996).

Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний. У них, особенно у мальчиков, выше уровень тревожности и чаще встречаются невротические симптомы. Мальчики из неполных семей труднее нала­живают контакты со сверстниками. Отсутствие отца от­рицательно сказывается на учебной успеваемости и са­моуважении детей, опять же особенно мальчиков. Таким мальчикам труднее дается усвоение мужских половых ролей и соответствующего стиля поведения, поэтому они чаще других гипертрофируют свою маскулинность, про­являя агрессивность, грубость, драчливость.

А. И. Захаров (2000) указывает на факт снижения эмоциональной чувствительности у мальчиков при наличии отца злоупотребляющего алкоголем (по сравнению с мальчиками, у которых отцы не пьют). Отец и дочь дополняют друг друга. Отец часто находит в дочери то, что он искал, но не мог найти в жене. Явление, названное Фрейдом «комплекс Электры», — тяготение дочери к отцу — бессознательно провоцирует­ся отцом, неудовлетворенным и разочарованным обще­нием с женой. Такой отец воспитывает в дочери то, что он хотел бы видеть в жене и в этом воспитании отдает ей себя.

Однако если между дочерью и отцом есть отчуждение, то оно может стать абсолютным. Оно превращается в не­способность общения — в стену, разделяющую мужчи­ну и женщину, между которыми не должно быть сексу­альных отношений.

Почему девочке необходим отец? Потому что ей очень важно усвоить способы поведения матери по отношению к отцу. А если отца в семье нет, то у девочки может по­явиться бессознательная установка, что отец не нужен, а это повлияет на ее семейные ожидания, формирование представлений о семье как главной ценности жизни.

На девочках отсутствие отца сказывается, в первую очередь, в подростковый период. Хорошие отцы способ­ны помочь своим дочерям научиться взаимодействовать с представителями противоположного пола адекватно ситуации.

Говорят: «Мать учит ребенка жить в доме, отец помо­гает ему выйти в мир», другими словами, мать ответ­ственна за эмоциональные привязанности, а отец — за эмоциональную независимость. Если же в семье происходят постоянные конфликты или же один из родителей отсутствует (физически или эмоционально), ребенок не получает необходимого воспитания (Д. Виткин, 1996).

Отец должен готовить детей, особенно сыновей, к се­мейной жизни, причем готовить их с первых сознатель­ных шагов. Никто, кроме отца, не научит сына, как надо относиться к женщине, никто, кроме него, не приучит к чисто мужским делам: заботиться о семье, ремонтиро­вать квартиру, владеть простейшими инструментами, бытовой техникой, делить с супругой бремя хозяйствен­ных дел. Своим примером он учит, как надо создавать дружную семью, разрешать конфликты, выполнять от­цовские обязанности. Нельзя забывать: полноценная подготовка к семейной жизни осуществляется лишь в полноценной семье.

Девочки, выросшие без отцов, могут стать хорошими работниками, неплохими товарищами, но лишь после немалых трудностей — хорошими женами. Мальчики, выросшие без отцов, могут стать настоящими людьми, но так трудно им устроить семейную жизнь: перед ними не было живого примера мужского поведения. Особенно наглядны в этом плане примеры наблюдений за детьми, чьи отцы находились на фронте (во время Второй миро­вой войны) или воевали в Афганистане, Чечне и других «горячих точках» (в современный период).

Так, наблюдения за детьми, отцы которых во время Второй мировой войны находились на фронте, показа­ли, что эти дети в сравнении с теми, кто в ранний период жизни воспитывался обоими родителями, проявляли больше нарушений в поведении. У них была более сла­бая приспособляемость к ситуации вне дома, большая зависимость от взрослых, пугливость и неприязненное отношение к другим детям. Отмечалось также, что тематические игры мальчиков дошкольного возраста, у которых отцы долгое время находились вне дома, были менее мужскими по сравнению с играми мальчиков, отцы которых постоянно жили в семье. Внимание к ребенку, а не пресловутая отцовская стро­гость, теплота и откровенность отношений между отцом и сыном, отцом и дочерью, отсутствие резких перепадов от вседозволенности к суровым наказаниям — вот «привод­ные ремни», направляющие развитие душевных качеств ребенка. Теплые и дружественные отношения с четким осознанием границ, что можно и чего нельзя, — оптималь­ные условия для формирования таких качеств, как чест­ность, откровенность, отсутствие эгоизма. Отцовские зап­реты действуют только на фоне отцовской любви.

В прошлом сила отцовского влияния коренилась, прежде всего, в том, что он был воплощением власти и инструментальной эффективности. В патриархальной крестьянской семье отец не ухаживал за детьми, но они, особенно мальчики, проводили много времени, работая с отцом и под его руководством. В городе положение из­менилось. Как работает отец, дети не видят, а число и значимость его внутрисемейных обязанностей значи­тельно меньше, чем у матери.

По мере того как «невидимый родитель», как часто называют отца, становится видимым и более демократич­ным, он все чаще подвергается критике со стороны жены, а его авторитет, основанный на внесемейных факторах, заметно снижается. Ослабление и даже полная утрата мужской власти в семье отражаются в стереотипном об­разе отцовской некомпетентности.

Еще больше снижается влияние отца в случае разво­да. По данным опроса большой группы разведенных жен и мужей, только треть таких отцов, по их словам, доста­точно часто видят своих детей и могут в какой-то степе­ни заниматься их воспитанием. Жены оценивают поло­жение еще пессимистичнее, вдвое чаще говоря об отсутствии каких бы то ни было отношений между от­цом и ребенком. Однако дело тут не только и, может быть, даже не столько в нежелании отцов, сколько в настрое­нии самих женщин. Только 17% разведенных жен счи­тают, что они хотели бы более частых контактов отца с детьми, тогда как 41% предпочли бы, чтобы таких кон­тактов не было вовсе.

Американская статистика свидетельствует, что пос­ле развода 90% детей остаются с матерью, а общение от­цов с детьми ограничивается или совсем прекращается. Около трети американцев после развода практически перестают общаться с детьми, отчасти потому, что муж­чины сами теряют к ним интерес, а отчасти потому, что бывшие жены препятствуют таким контактам. В резуль­тате на макросоциальном уровне безотцовщина не умень­шается, а растет.

Отсутствие в подавляющем большинстве системати­ческих контактов с отцом, живущим вне семьи, не по­зволяет компенсировать влияние неблагоприятных фак­торов на развитие ребенка. Об этом свидетельствуют данные мониторинга, проведенного в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (таблица 2). Чем устойчивее контакты ребенка из неполной семьи с отсутствующим отцом, тем лучше отношения ребенка с матерью и его поведение в целом (Л. М. Шипицына, 2005).