logo
Семейная психология / shipitsyna_psikhologia_det_vor

3.2. Некомпетентная семья

Подобное определение подчеркивает неумение роди­телей взаимодействовать с детьми, их неспособность понять истинные потребности ребенка и создать воз­можности для их удовлетворения, неумение видеть пер­спективы развития ребенка, постоянное подчеркивание своего авторитета и т. д. Отсюда появление ряда соци­альных проблем, прямо или косвенно влияющих на от­ношение детей к родителям, окружающим, школе; дос­таточно низкий уровень ответственности детей за себя, свои поступки и их последствия. Можно заключить, что воспитательная некомпетентность имеет далеко идущие социальные последствия, в частности опасность превра­щения подобной семьи в «семью группы риска». Поэто­му работа по повышению родительской компетентности носит профилактический характер.

На основе анализа отношения родителей к своей под­готовке в области воспитания детей выделяются три группы семей (Родители в ответе..., 2002):

Первая группа. Родители из этой группы не ощуща­ют своей некомпетентности. Они уверены в том, как надо «воспитывать» и в хорошем знании себя и ребенка. Убеждены в праве «писать сценарий» его будущей жизни. В основе подобной позиции лежит опыт собственного детства, принятые тогда методы и формы воспитания; негативное отношение к «словесной педагогике»; понимание воспитания как манипулирования, кор­рекции поведения и отно­шения к переживанию как к тому, что не заслуживает внимания взрослых. Отсю­да скрытый или явный кон­фликт со школой, если пе­дагоги в той или иной мере критически оценивают от­дельные поступки ребенка или рекомендуют что-либо самой семье.

Представителей семей этого типа нельзя упрекнуть в пониженной ответственности за воспитание детей. Однако она базируется на стремлении родителей воспитывать детей по своему образу и подобию. Навязывание родителями своих ценностей и идеалов рано или поздно приводит к подавлению ребенка, нередко и к его сопротивлению, которое выражается либо активно (в форме конфликта), либо пассивно (в форме депрессивного состоянии).

Второй группа. Некомпетентность семей из этой труппы обусловлена «гиперсоциализирующим воспитанием» когда родители концентрируются на успехах детей, стремятся загрузить и перегрузить их всевозможными занятиями. При этом реальные возможности ребенка подчас переоцениваются или игнорируются. Недовольные родители начинают упорно бороться с «непослушанием», «неорганизованностью», «ленью» и другими недостатками детей. Вначале ребенок борется с отдельными стрессовыми событиями, затем сопротивление ослабевает, и из ребенка начинает «выплескиваться» то «дурное», с точки зрения родителей, которое до поры до времени сдерживалось - грубость, резкость, агрессивность.

Третья группа. Семьи, отнесенные к этой группе, ощу­пают свою неподготовленность к воспитанию детей. Для них характерно остро переживаемое чувство беспомощ­ности, подавленности, раздражения, сознание невозмож­ности найти «общий язык» с ребенком, повлиять на него. Осознание ответственности за сегодняшний и завтраш­ний день детей, тревога за их будущее, с одной стороны, и затруднения в установлении контактов по мере их взросления, с другой — становятся источником напря­женности, крайнего недовольства собой, интенсивного поиска выхода из складывающейся ситуации.

Представители третьей группы родителей, ощущая свою неуверенность, активно ищут пути повышения ком­петентности. Особенно остро эта проблема ощущается в молодых семьях. Стремление родителей разрешить кон­фликты, найти общий язык с детьми диктует потребность в практических знаниях. Но родители далеко не всегда знают, чего они хотят. Поэтому, прежде всего, необходим профессиональный подход, позволяющий определить об­щие вопросы, прямо или косвенно касающиеся проблемы ответственности родителей за воспитание детей.

Деятельность по повышению воспитательной компетентности родителей направлена на решение следующих задач: