Глава 1 девиантное поведение детей и подростков
Состояние детской и подростковой преступности представляет собой одну из острейших проблем российского общества. При этом наблюдается тенденция увеличения количества правонарушений, совершенных детьми и подростками, проживающими в полных семьях. Так, согласно существующим статистическим данным, из числа осужденных несовершеннолетних доля воспитывающихся вне семьи составляет только 5,3%, в неполной семье воспитываются 38,9%, в полной семье — 55,9%. Потребность в неформальном, нерегламентированном общении с родителями у подростков выявляется не меньше, чем в общении со сверстниками. Проведенные исследования показывают, что общением с матерью удовлетворены только 31,1%, а с отцом — всего 9,1 % подростков. Ежегодно примерно 250 тысяч родителей подвергаются мерам административного воздействия за злостное невыполнение своих обязанностей по воспитанию и обучению детей, в суды направляются материалы для возбуждения до 30 тысяч дел о лишении родительских прав (А. А. Реан, 2004).
В психологической литературе девиантным называется поведение, отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм, либо ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм или в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе (Л. М. Злобин, 1973).
В качестве дополнительных признаков выделяются трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании сверстников (Воспитание трудного ребенка..., 2001).
Несмотря на некоторые различия, большинство авторов главным критерием девиаций считают нарушение норм, принятых в том или ином обществе.
Следовательно, девиантное поведение — это система поступков, противоречащих принятым в обществе нормам. Это поведение может быть обусловлено как педагогической запущенностью, невоспитанностью, так и психическими аномалиями: неадекватностью реакций, ригидностью, негибкостью поведения, склонностью к аффективным реакциям (Н. В. Вострокнутов, 1996).
Девиантное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается как результат социальных причин под влиянием различных воздействий наличность ребенка, подростка, юноши (А. Е. Личко, 1985).
В числе разнообразных, взаимосвязанных факторов, обусловливающих проявление девиантного поведения, выделяются следующие:
индивидуальный фактор, действующий на уровне биологических предпосылок асоциального поведения, которые затрудняют социальную адаптацию;
психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания;
социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе;
личностный фактор, который, в первую очередь, проявляется в активно-избирательном отношении ребенка к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к регулированию своего поведения;
социальный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества.
Выявление негативных влияний затруднено, прежде всего, потому, что они не выступают изолированно, а представляют собой взаимодействие самых разнообразных факторов с разным негативным вкладом в развитие отклоняющегося поведения: человеческое развитие в целом обусловлено взаимодействием наследственности, среды, воспитания и собственной практической деятельности человека.
Истоки учебных неуспехов и нарушенного поведения лежат в педагогической и социальной запущенности, различных отклонениях в состоянии физического и психического здоровья. Эта взаимосвязь была подмечена еще в прошлом веке, но актуальна она и сегодня. По большей части отклонения в поведении обусловлены не врожденными психическими и физиологическими дефектами, а представляют собой последствия неправильного воспитания в семье и в школе.
Нижняя возрастная граница отклонений в поведении очень подвижна, и причины отклонений глубоко индивидуальны. Уже в старшей группе детского сада возможно наблюдение существенных отклонений. Среди них отсутствие контакта со сверстниками из-за неумения разрешать конфликты «мирным» путем, стремление нарушить коллективную игру, познавательную деятельность детей, если в ней не удовлетворяются личные интересы, отсутствие элементарных навыков и привычек культурного поведения (вежливости, аккуратности, исполнительности и пр.), обидчивость, упрямство, вспышки озлобленности, вплоть до проявления агрессивного поведения и воровства.
- Глава 1. Девиантное поведение детей и подростков
- Глава 1 девиантное поведение детей и подростков
- 1.1. Причины девиантного поведения
- 1.2. Особенности поведенческих реакций подростков на воздействия среды
- Глава 2 нарушение родительской привязанности - основа девиантного поведения ребенка
- 2.1. Привязанность и ее формы
- 2.2. Поведение привязанности
- 2.3. Нарушение привязанности
- Поведенческие проявления детей с различным типом привязанности (по Хухлаевой о. И Бубновой г., 2006)
- 2.4. Материнская привязанность и ее нарушение
- 2.5. Отцовская привязанность и ее нарушение
- Влияние характера контактов с отцом на поведение ребенка
- Глава 3 семейное неблагополучие как причина детской девиантности
- 3.1. Проблемная семья
- 3.2. Некомпетентная семья
- 3.3. Благополучная семья
- Глава 4 воровство кактипичная форма девиантного поведения детей и подростков
- 4.1. Понятие воровства
- 4.2. Детское воровство
- Глава 5 причины детского воровства
- 5.1. Импульсивность
- 5.2. Психологическая неудовлетворенность
- 5.3. Неразвитость нравственных представлений и воли
- Глава 6. Возрастной аспект воровства
- 6.1. Воровство в дошкольном возрасте
- 6.2. Воровство в школьном возрасте
- 6.3. Типология детского воровства
- Глава 7 воровство как форма психологической зависимости
- Глава 8 клептомания как патологическая форма воровства
- Глава 9 психокоррекция воровства
- 9.1. Основные направления коррекционной работы
- 9.2. Игротерапия
- 9.3. Сказкотерапия
- Глава 10 профилактика детского воровства