Влияние характера контактов с отцом на поведение ребенка
Характер контактов | Особенности поведения ребенка | |
Натянутые отношения с матерью (%) | Частые неблаговидные поступки (%) | |
1. Отсутствующего родителя ребенок не знает | 25 | 37 |
2. Контактов нет | 20 | 33 |
3. Эпизодические контакты | 5 | 16 |
4. Систематические контакты | 3 | 2 |
В семейном воспитании детей без отца могут быть выделены три типа отношений (Д. Боулби, 2003):
Первый тип определяется стремлением матери никогда не упоминать об отце и строить воспитание так, как будто его никогда не было. Такой стиль можно считать целесообразным лишь в ситуации, когда ребенок действительно не знал отца и мать приняла решение о рождении ребенка и его будущем воспитании самостоятельно. Однако и в такой ситуации матери следует дать определенные разъяснения ребенку, когда он будет способен их понять. И чем раньше мать это сделает, тем лучше. Если же дети знали своего отца, помнят его, строить воспитание, делая вид, что его просто нет и не было, вряд ли разумно.
Второй тип поведения характеризуется попытка матери обесценить отца. В этом случае мать старается изгладить из детских воспоминаний даже самые незначительные положительные впечатления об отце. Мать всеми силами стремится убедить ребенка, что отец был плохим человеком, и поэтому семья стала неполной. Каким бы ни было истинное положение вещей, подобную воспитательную позицию следует считать при всех условиях неблагоприятной. Если ребенок не знал отца или не помнит его, то негативное отношение к нему матери он может истолковать как несправедливое. Более того, по мере взросления в такой семье, дети, вместо того чтобы больше уважать и ценить мать, начинают смотреть на нее критически и, возможно, переносить на отношение к ней свои обиды за отсутствие отца. Часто то негативное, о чем упоминала мать по отношению к отцу, дети начинают замечать, фиксировать в самой матери. Так возникают глубокие внутренние конфликты и нарушается контакт между ребенком и матерью, который особенно необходим неполной семье.
Третий тип воспитания без отца, наиболее разумный и благоприятный, связан с созданием у детей представления об отце как об обычном человеке, у которого имеются определенные достоинства, но были и недостатки и слабости. Эта самая трудная позиция для матери, но самая приемлемая для воспитания ребенка. Она требует от матери необыкновенной выдержки, самоконтроля, умения подавлять свои непосредственные эмоции, может быть, преодолеть горечь от пережитой несправедливости или обиды. Если мать последовательно и сознательно реализует такую позицию в отношениях с ребенком, это позволяет в значительной степени преодолеть основные трудности воспитания, связанные с отсутствием отца. Подобная ситуация не только не вызовет осложнений, но и создаст правильный эмоциональный фундамент для воспитания. Ребенок сможет спокойно и благоразумно воспринимать материнский авторитет, независимо от сложившихся семейных обстоятельств. Чем устойчивее контакты ребенка из неполной семьи с отсутствующим отцом, тем лучше отношения ребенка с матерью и его поведением в целом.
Большинство социальных характеристик детей, переживающих развод, свидетельствует о негативном характере его последствий на личность ребенка. Так, все без исключения практикующие психологи и специалисты, работающие с последствиями распада семьи, отмечают высокий уровень тревожности, свойственный детям после развода. Специалисты отмечают более выраженные негативные последствия ситуации в неполной семье у детей после развода, в отличие от детей, потерявших родителей в результате преждевременной смерти. Если последние пережили потерю родителя как следствие несчастного случая, то у переживших развод родителей уход одного из них связан с представлениями о предательстве, отсутствии любви и собственной незначимости. Дети после развода больше подвержены психологической деформации личности, они чаще имеют низкие самооценки, выше индекс тревожности, больше подвержены комплексам.
Ребенок из неполной семьи после развода родителей чаще оказывается объектом нравственно-психологического давления со стороны детей из благополучных полных семей, что может привести к формированию чувства неуверенности, а нередко избалованности и девиантного поведения.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
Изложите концепцию привязанности Д. Боулби, ее специфичность.
Объясните особенности поведения привязанности детей раннего возраста.
Опишите стадии формирования привязанности и реакций ребенка на разлуку с матерью.
Объясните, что такое «сепарация» и «госпитализм».
Проанализируйте поведенческие реакции ребенка в зависимости от качества привязанности.
Дайте характеристику материнской привязанности и ее роли в развитии личности и поведения ребенка.
Дайте характеристику отцовской привязанности и особенностей поведения детей разного пола в зависимости от ее нарушения.
Объясните, каким образом влияет контакт с отцом на поведение ребенка.
- Глава 1. Девиантное поведение детей и подростков
- Глава 1 девиантное поведение детей и подростков
- 1.1. Причины девиантного поведения
- 1.2. Особенности поведенческих реакций подростков на воздействия среды
- Глава 2 нарушение родительской привязанности - основа девиантного поведения ребенка
- 2.1. Привязанность и ее формы
- 2.2. Поведение привязанности
- 2.3. Нарушение привязанности
- Поведенческие проявления детей с различным типом привязанности (по Хухлаевой о. И Бубновой г., 2006)
- 2.4. Материнская привязанность и ее нарушение
- 2.5. Отцовская привязанность и ее нарушение
- Влияние характера контактов с отцом на поведение ребенка
- Глава 3 семейное неблагополучие как причина детской девиантности
- 3.1. Проблемная семья
- 3.2. Некомпетентная семья
- 3.3. Благополучная семья
- Глава 4 воровство кактипичная форма девиантного поведения детей и подростков
- 4.1. Понятие воровства
- 4.2. Детское воровство
- Глава 5 причины детского воровства
- 5.1. Импульсивность
- 5.2. Психологическая неудовлетворенность
- 5.3. Неразвитость нравственных представлений и воли
- Глава 6. Возрастной аспект воровства
- 6.1. Воровство в дошкольном возрасте
- 6.2. Воровство в школьном возрасте
- 6.3. Типология детского воровства
- Глава 7 воровство как форма психологической зависимости
- Глава 8 клептомания как патологическая форма воровства
- Глава 9 психокоррекция воровства
- 9.1. Основные направления коррекционной работы
- 9.2. Игротерапия
- 9.3. Сказкотерапия
- Глава 10 профилактика детского воровства