logo
Семейная психология / shipitsyna_psikhologia_det_vor

5.3. Неразвитость нравственных представлений и воли

Третьей важной причиной детского воровства яв­ляется неразвитость нравственных представлений и воли, то есть стремление самоутвердиться. Когда в се­мье ребенку не хватает самостоятельности и родите­ли не передают ему ответственность, тогда он находит деструктивный способ самоутверждения — украсть. Эти дети начинают воровать, чтобы не чувствовать своей неполноценности, чтобы убедить самих себя и окружающих в своей хитрости, ловкости, смелости, «крутизне».

Нельзя, но очень хочется. Воровство может быть так­же потребностью пережить острые ощущения, посколь­ку в семье чрезмерные требования к послушанию, пра­вильному поведению, и у ребенка возникает желание самоутвердиться.

Воровство как способ самоутверждения тоже являет­ся свидетельством неблагополучия ребенка. Он таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать рас­положение кого-либо (различными угощениями или кра­сивыми вещами).

Э. X. Давыдова (1995) отмечает, что условием счастья такие дети называют хорошее отношение к ним родите­лей, одноклассников, наличие друзей и материального достатка.

Например, маленький ребенок, укравший дома день­ги и накупивший на них конфет, раздает их другим де­тям, чтобы таким образом «купить» их любовь, дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собственную зна­чимость или пытается обратить на себя внимание окру­жающих единственно возможным, по его мнению, спо­собом.

Не найдя поддержки и понимания в семье, ребенок начинает воровать вне семьи. Создается ощущение, что он делает это назло вечно занятым и недовольным родителям или мстит более благополучным сверстникам.

Одна восьмилетняя девочка постоянно прятала и выбрасывала вещи своего младшего брата. Она делала это потому, что в семье явно предпочитали ей младшего сына и возлагали на него большие надежды, а она, хоть и училась очень хорошо, но не смогла стать лучшей в классе. Девочка замкнулась в себе, у нее не было близких отношений ни с кем в классе, а единственным другом стала ее ручная крыса, которой она поверяла все свои горести и радости. Причинами ее воровства были родитель­ская холодность по отношению к ней и, как след­ствие, этого, ревность и желание отомстить ро­дительскому любимчику младшему брату.

Некоторые дети воруют совершенно особым, «неле­пым» образом. Они берут вещи вовсе им не нужные, иног­да сущую ерунду, которую гораздо проще попросить или которая у них уже есть.

Например: школьник периодически приносил до­мой чужие шариковые ручки (часто самые деше­вые), ластики, хотя и того и другого у него было более чем достаточно, а однажды украл женскую косметичку. Другой мальчик восьми лет отличил­ся тем, что к тому килограмму мандаринов, ко­торый для него покупала мама, украл еще один.

Часто украденными вещами дети совсем или почти со­всем не пользуются. Их могут прятать, выбрасывать, а могут, набравшись смелости, пытаться вернуть хозяину.

Мама ребенка, о котором шла речь выше, однаж­ды нашла за его кроватью колоду карт, которые он украл у своего дяди, живущего в той же кварти­ре. При этом у мальчика были свои карты, играть ему не запрещали, и дядиной колодой он так и не воспользовался.

Воровство не планируется и часто совершается «глупо» - почти на виду или в тех случаях, когда вора легко вычислить. Например, ребенок просит разрешения вернуться в группу во время прогулки, чтобы сходить в туалет, и в это время крадет. Естественно, вора легко определяют. Примечательно то, что подобные глупости могут делать вполне интеллектуально развитые дети в возрасте старше пяти лет. То есть тогда, когда они вполне могли бы отдавать себе отчет, что будут уличены.

Будучи пойманными, дети переживают случившее­ся. Они действительно выглядят очень расстроенны­ми, страдают из-за своего позора и преисполнены от­чаяния от того, что их родители и друзья могут отвернуться от них.

Так, восьмилетний мальчик крал у однокласс­ников «плохо лежавшие» игрушки и деньги. Но он не пользовался ими, а прятал в укромном месте, которое потом было обнаружено учителем. Такое его поведение было похоже на месть, как если бы он хотел наказать окружающих его людей.

В процессе психологической работы с ним и его семьей выяснилось, что дома у мальчика не все бла­гополучно. Отношения в семье были холодные, от­чужденные, практиковались физические наказа­ния. Мальчик не мог рассчитывать на поддержку в трудной ситуации, даже его успехам радовались формально: соответствует стандартам и хо­рошо. Все поощрения сводились к материальным, давались деньги или покупалась какая-либо вещь. Отношения между родителями были напряженными, видимо с частыми конфликтами, взаимными обвинениями. Старшую сестру (кстати, очень одаренную) ни папа, ни мама не любили, считая ее причиной своей неудачной семейной и профессио­нальной жизни.

Мальчик был очень способный, начитанный, на­блюдательный, но непопулярный. В классе у него был один приятель, по отношению к которому мальчик занимал доминирующую позицию: приду­мывал, во что им играть, чем заниматься, в играх был главным.

Вообще, было похоже, что ребенок не умеет об­щаться на равных. Ему не удавалось завести друж­бу со сверстниками, не было ни доверия, ни любви в отношениях с учителями.

Чувствовалось, что он тянется к людям, ему оди­ноко, но он не умеет строить теплые, доверитель­ные отношения. Все строилось на основе страха, подчинения. Даже с сестрой они были союзниками в противостоянии родительской холодности, а не любящими родственниками.

Кражи дома он совершал, чтобы досадить роди­телям, а в классе, чтобы сделать плохо другим, чтобы не одному ему было плохо...

Приведем другой пример.

Во втором классе у ребят стали пропадать учеб­ные принадлежности (ручки, пеналы, учебники) и отыскивались они в портфеле мальчика, среди учи­телей имевшего репутацию хулигана из-за своего плохого поведения, но популярного среди однокласс­ников.

Самое интересное, что он сам обнаруживал про­павшие вещи у себя в ранце и с неподдельным удив­лением сообщал о находке окружающим. На все расспросы он отвечал с искренним недоумением а то не понимая, как эти вещи оказались у него ч чем было этому мальчику воровать у ребят вещи потом притворяться удивленным, обнаружив их у себя? Учительница не знала, что и подумать.

Однажды, когда все ребята были на физкультуре, она, заглянув в пустой класс, увидела следующую картину. Освобожденная от физкультуры девочка собирала с парт разные вещи и прятала их в портфель этого мальчика.

Девочка, самая младшая в классе, поступила в школу как «вундеркинд», но уже в начале первого класса начала испытывать большие трудности в учебе. Родители заняли позицию, что «учеба не самое главное», и считали, что учителя излишне придираются к их дочке.

Отношения с одноклассниками у девочки тоже не сложились, она претендовала на главные роли, но авторитета у одноклассников не имела, часто ссорилась с ними. Учителей боялась и говорила им, что забыла тетрадку или дневник, когда ей грози­ла плохая оценка.

О мотивах подобного воровства можно только догадываться. Возможно, поскольку правду об этих загадочных пропажах знала лишь она, эта тайна делала ее более значимой в собственных гла­зах. Заодно она мстила тому мальчику, который несмотря на хромающую дисциплину и проблемы с учителями, был успешен и в учебе, и в дружбе. «Подставляя» его, она, видимо, надеялась опорочить его в глазах окружающих.

Возможно, всех воришек отличает недостаточное развитие воли. Но если в описанных случаях дети понимали что совершают нечто предосудительное, то некоторые дети присваивают себе чужое, даже не задумываясь о том как это выглядит в глазах окружающих, ни о последствиях. Они берут понравившиеся им ручки, угощаются без спроса чужими конфетами. Совершая «кражи» дети не ставят себя на место «жертвы», не представляют себе ее чувства, в отличие от ребенка, мстящего кражей своим «обидчикам».

Подобное поведение детей является следствием серь­езного пробела в их нравственном воспитании. Ребенку с ранних лет надо объяснять, что такое чужая собствен­ность, что без разрешения брать чужие вещи нельзя, об­ращать его внимание на переживания человека, утратив­шего какую-либо вещь.

Иногда родители сами подталкивают детей к воров­ству своими бессознательными установками.

Мама 16-летнего Максима вырастила сына одна и мечтала, что со временем он станет ей опорой. Она восхищалась предприимчивыми и со­стоятельными мужчинами и всячески поощряла в мальчике наклонности к «суперменству». Мак­сим был развит не по годам, дружил с ребятами постарше и все свободное время занимался каким-то «бизнесом». В суть этого бизнеса мама пред­почитала не вникать и гордилась тем, что сын не клянчит у нее карманные деньги. Она была по­трясена, когда ее вызвал следователь и дал про­слушать запись телефонного разговора ее сына с одноклассником. Максим требовал у приятеля $500, угрожая рассказать всем о его гомосексуаных наклонностях.

На суде выяснилось, что основным бизнесом Максима и двух его друзей сначала были кражи денег в школьной раздевалке, которыми они промышляли с десяти лет. Потом они наладили скупку и перепродажу вещей, которые по их заданию приносили из дому младшие ребята. Самое потря­сающее, что в эти махинации были вовлечены несколько десятков детей, но никто из родителей не встревожился тем, что из дому пропадают кни­ги, компьютерные диски и драгоценности. А если и встревожился, то держал проступок своего ребен­ка в тайне. В результате юные бандиты почув­ствовали себя абсолютно безнаказанными. Они практически открыли в школе подпольный пункт по скупке краденого и погорели случайно, когда ре­шили шантажировать своего одноклассника, ко­торого подозревали в гомосексуализме. Они не рас­считывали, что мальчик обратится за помощью к папе. Папа записал их телефонный разговор и отнес пленку в милицию. Двум приятелям Максима дали условный срок. Сам он отделался легким испугом и был сразу же отправлен в Испанию, — очевидно, для продолжения воспитания.

Многие родители хотят видеть своего ребенка сильной личностью. Однако ребенок может иметь свое представ­ление об исключительности и выбрать для воплощений родительской мечты свой собственный путь. Например! решить, как Максим, что он слишком умен, чтобы подчиняться правилам.

Иногда ребенок начинает воровать из «классовых» соображений, завидуя более обеспеченным детям и стремясь отомстить «богатеньким». Такое возможно, например, если подобная «классовая ненависть» культивируется у него в семье. Как правило, родители вскоре теряют контроль над юным «суперменом». Ребенок убеждается в своей безнаказанности и начинает верить в что законы существуют не для него. Но рано или по­лно он попадает в поле зрения правоохранительных ор­ганов.

Некоторые дети воруют многократно. Среди них есть те кто не чувствует ни любви, ни даже симпатии со сто­роны окружающих людей и уже не надеется их когда-либо ощутить. Они полагают, что в глазах людей им не­чего терять. В этом случае неразоблаченная кража — чистый выигрыш. Такие воруют обдуманно и осторож­но, принимают меры, чтобы не быть застигнутыми на месте преступления, придумывают правдоподобные ле­генды, оправдывающие появление у них вещей. Из-за «пустяков» стараются не рисковать.

Особенно обидно бывает встречать среди детей этой категории тех, кто на самом деле любим, но кого взрос­лые из теоретических соображений решили воспитывать «в строгости — чтобы не избаловать».

В этом случае, необходимо повысить самооценку ре­бенка, дать ему понять, что есть люди, которые его лю­бят, которым небезразлична его судьба и что все плохое еще может быть исправлено и забыто.

Некоторые дети воруют, чтобы «отомстить» родителям, заставить их изменить отношение к себе. Это может происходить в тех случаях, когда взрослые, демонстрируя на людях свои родительские чувства, на само деле игнорируют ребенка, отдавая все свои силы и во мя карьере — «светской» жизни, другим детям в семь экзотическому крокодильчику в террариуме. Кражам» ребенок сигнализирует окружающим: у нас все совсем не так хорошо, как они говорят, они «все врут», помоги­те мне. Одновременно это является сигналом и для роди­телей: если вы не измените свое поведение, я не позволю вам притворяться перед окружающими, что вы хорошие родители.

Дети идут на воровство либо в собственной семье, либо вне ее. Причем такой поступок яв­ляется объективно обусловлен­ным: ребенок хочет что-либо купить или добиться чьего-либо расположения (например, в классе, в компании старших детей), поэтому начинает ре­шать свою проблему крими­нальным образом. В подростко­вом возрасте сильно развито желание «быть как все». Ребенок говорит себе: «У всех есть деньги, и это позволяет им покупать сладости, игрушки, мелочи, общаться и веселиться. Я тоже хочу быть как все. Чем я хуже?»

Естественно, далеко не все дети, лишенные денег, идут на грабеж, но практика показывает, что случаи эти стали привычными практически в любой школе. Особенно если в семье есть проблемы кража может быть способом мести не только родителям, но и другим людям. Например, ребенок может украсть вещь, которую он просил на время, но получил отказ. «Я у тебя просил, и ты не дал. Так вот тебе!». Такая месть может закрепиться и стать патологической привычкой. Чаще это происходит с детьми, которые не выражают открыто свои обиды, негодование, оскорбленное само­любие. Отрицательные эмоции требуют выхода и находят его в кражах и других подобных поступках (например, порче вещей обидчика). Если научить ребенка открыто выражать свои чувства приемлемыми способами, потреб­ность красть вещи постепенно уменьшится и исчезнет.

Часто целью ребенка, крадущего деньги, становится подкуп ровесников, которые готовы общаться с ним, только если у него есть сладости или игрушки. В этом случае причиной воровства является одиночество ребен­ка в кругу сверстников, его неумение строить с ними дру­жеские и приятельские отношения.

Это особенно бывает свойственно детям, которых дет­ский коллектив отторгает из-за физических или других недостатков: полноты, маленького роста, заикания и т. д. В подобных случаях нужно, прежде всего, помочь ребен­ку завести друзей, научить его обходиться в отношени­ях с ровесниками без подкупа, повысить его самооценку и укрепить в нем уверенность, что он может быть инте­ресен сам по себе.

Подросток может красть по требованию своей группы. В этом случае прекратить кражи можно только оторвав ребенка от асоциальной компании.

В психиатрии описаны случаи, когда люди крадут для того чтобы испытать сильные чувства, даже несмотря на то, что эти чувства — тревога и страх. Если вдуматься, это не так уж и удивительно. Ведь известно, что по меньшей мере, некоторым из тех, кто воевал, трудно приспособиться к мирной жизни именно потому, что она лишена такого острого ощущения опасности и необходимости борьбы за жизнь.

Кража может быть интересным приключением для скучающего, ничем не занятого ребенка и свидетельство­вать, что в обычной жизни он не находит применения своим силам (о таких случаях принято говорить «с жиру бесится»). «Лечение» в таком случае сводится к тому, чтобы освободить ребенка от излишней опеки, дать ему возможность вкладывать собственные силы в борьбу за свою жизнь и благополучие.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  1. Перечислите основные причины лжи и воровства у детей и объясните, в чем их сходство.

  2. Опишите особенности детской импульсивности как одной из причин воровства.

  3. Приведите примеры воровства, связанные с психо­логической неудовлетворенностью ребенка.

4. Проанализируйте причины неблагополучия ребенка в связи с воровством как способом самоутверждения. Приведите примеры.