9.3. Сказкотерапия
Сказкотерапия — анализ басен, сказок (литературных и психологических), что способствует формированию «нравственного иммунитета», то есть способности ребенка к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума.
С. Коростелёва (2006) в работе с родителями ворующих детей использовала басни. Она установила высокую эффективность басен, которые созданы 2,5 тысячи лет назад, но актуальны и сегодня. Например, басня Эзопа «Мальчик-вор и его мама».
Мальчик в школе украл у товарища дощечку и принес матери. А та не только его не наказала, но даже похвалила. Тогда в другой раз он украл плащ, и мать приняла это еще охотнее. Время шло... Мальчик стал юношей и взялся за кражи покрупнее. Наконец, поймали его однажды с поличным и повели на казнь, а мать шла следом и колотила себя в грудь. Перед казнью сын наклонился и сказал матери: «Кабы наказала ты меня, когда я в первый раз принес краденую дощечку, не докатился бы я до такой судьбы и не пришлось бы сейчас ч к мне умирать...»
Басня учит: если не наказать за вину в самом начале, она становится все больше и больше. Конечно, бывают и такие случаи, когда родители, наоборот, излишне категоричны по отношению к своему ребенку. Порой, хорошей беседе о поведении они предпочитают угрозы, повышенный тон, гневные тирады, а то и применяют физические наказания. А ведь гнев и злоба — это признак бессилия, и до добра это еще никогда не доводило.
В басне Эзопа «Сотворение человека» говорится о том, что глину, из которой Прометей вылепил человека, он замешал не на воде, а на слезах. Поэтому и не следует действовать на человека силой — это бесполезно, а ели нужно, то лучше укрощать его и смягчать, успокаивать и урезонивать, по мере возможности, и к такому отношению он отзывчив и чуток.
Самая большая трудность в коррекционно-реабилитационной работе с ворующими детьми — изменение отношения к подростку. Ведь если взрослый продолжает видеть в нем преступника, это мгновенно передается подростку и становится серьезным барьером в процессе реабилитации. Но как изменить это отношение, сформированное годами?
А. А. Пискунов и его коллеги (2001) попробовали сделать это при помощи сказки «Вор и маска».
Жил как-то мудрый король со своей прекрасной дочерью. Когда наступила пора принцессе выходить замуж, король объявил, чтобы кандидаты в женихи явились во дворец для отбора. Было поставлено только два условия: иметь хорошую репутацию (это было требование короля) и быть красивым (этого желала принцесса).
Среди узнавших об этом людей был один вор. Жизнь, полная преступлений и обмана, наложила отпечаток на его лицо. Морщины лжи и предательства обезобразили его внешность, но когда-то он был красив.
Природная хитрость не давала ему покоя, и вор решил бороться за руку принцессы.
«Я придумаю, как обойти других!» — подумал он. Он тайно посетил знаменитого изготовителя масок и заказал маску, которая возвращала ему облик невинной юности.
С помощью маски вору удалось легко пройти первые туры отбора. Сначала, возвращаясь вечерам домой, он смеялся над тем, как легко ему удалое обмануть советников короля.
«Ну и глупцы же они!» — думал он, рассматривая в зеркале свое настоящее лицо. Однако через несколько недель он понял, что дело обстоит не так просто. Вор остался в числе последних двадцати претендентов на руку принцессы, и их фотографии были напечатаны во всех газетах. Теперь репортеры все время толпились у дверей его дома и задавали вопросы, на которые ему совсем не хотелось отвечать. Вор притворялся скромным и говорил, что, наверное, не пройдет дальнейший отбор и что его личная жизнь не представляет никакого интереса. Теперь он больше не рисковал снимать маску даже ночью и жил в постоянном страхе разоблачения.
Вскоре его известили, что он остался в числе последних трех кандидатов. Понимая, что в случае разоблачения его ждет казнь, вор решил бежать из страны. Но, когда он выходил из дому, его приветствовали два солдата, присланные королем. Было слишком поздно!
В день последнего тура вор отправился во дворец, ожидая самого худшего. Впрочем, в нем еще теплилась надежда, что не он окажется избранником принцессы. Однако девушка уже приняли решение и говорила с другими кандидатами очень недолго, просто из вежливости. Потом она взял его за руку и сказала отцу: «Вот он».
В отчаянной попытке избежать разоблачения, вор отвел короля в сторону:
— Ваше величество, — сказал он. — Это большая честь для меня, но мне необходимо время на подготовку. Нельзя ли отложить обручение на один год?
Король с радостью согласился. Конечно, настоящим намерением вора было желание при первой же возможности убежать из страны, однако это оказалось невозможным. Теперь он стал вторым по известности человеком в королевстве. Толпы зевак постоянно собирались вокруг его дома в надежде хоть мельком увидеть будущего короля. Его приглашали произносить речи, присутствовать на церемониях. И что было хуже всего — целовать младенцев. А он ненавидел младенцев! И при этом ему надо было сохранять видимость чести и добродетели, стараясь соответствовать той лжи, на которую его обрекла маска. Он проклинал себя за то, что купил ее.
Целый год ему пришлось терпеть эти муки, и никто не догадывался, что за внешностью благородного человека скрывается душа вора.
Наконец настал день Королевского Обручения. Уверенный, что его ждет разоблачение и смерть, вор отправился во дворец с тяжелым сердцем.
Принцесса вышла встретить своего избранника, и он попросил ее остаться на короткое время с ним наедине. Девушка подумала: «Может быть, он меня, наконец, поцелует?» Но вместо этого он бросился к ее ногам:
— Ваше Королевское Высочество, — зарыдал вор. — Я должен сделать ужасное признание. Можете ли вы простить меня?
И он поведал ей всю историю обмана и рассказал, что он вовсе не прекрасный принц, а уродливый вор. После того как он закончил, наступило долгое молчание. Наконец принцесса заговорила.
— Я прощу тебя. — сказала она. — Но только при одном условии: сними маску и покажи мне, какой ты на самом деле!
С трудом он заставил себя поднести руки к лицу. Дрожа от стыда и страха, он снял маску и повернулся к принцессе.
- Чудовище! — закричала она и дала ему пощечину.
- Да, да, я знаю, — бормотал он. — Я...
- Что это за глупая шутка? — снова закричала принцесса. — Чего ты добиваешься?
- Что вы хотите сказать?
- Возьми это, — сказала она ему, подавая зеркало.
Он взглянул в зеркало. Потом в изумлении несколько раз перевел взгляд с зеркала на маску и опять на зеркало. Там было одно и то же лицо! За тот год, что ему пришлось прожить как добродетельному и порядочному человеку, его лицо изменилось. Да что лицо, он сам изменился! Добродетельные поступки изменили его внешность и характер, хотя он сам и не ощущал этого. Но сомнений не было — он стал другим.
К счастью, принцесса скоро заметила забавную сторону происшедшего:
— Пойдем! — сказала она. —Давай сделаем вид, что ничего этого не было.
И пара направилась на встречу с королем. Потом, когда они стали новыми правителями страны, люди стали считать бывшего вора самым мудрым и справедливым королем из всех, что когда бы то ни было правили их народом.
Может быть, эта сказка поможет лучше понять, что произойдет с воспитанником, если педагог и психолог выступят в роли мудрых Изготовителей Масок и создателей той среды, в которой невозможно будет ее снять. Сначала, как и в сказке, это может напрягать и беспокоить подростка. Но нужно ненавязчиво создавать условия и ситуации, в которых постепенно растет социальный статус воспитанника. Постепенно формируется новый «кодекс чести» — то есть внутренний закон, который невозможно нарушать.
Переводя сказку на язык наших будней, можно переформулировать базовый принцип взаимодействия с ребенком. Зачастую ему говорят: «Ты плохой и должен исправиться!» А сказка советует иное: «Я вижу в тебе принца, хорошего добродетельного человека — соответствуй тому образу, который я в тебе вижу!»
Педагог, воспитатель, социальный работник, психолог — как врач души знает все диагнозы больного, но верит и знает, что где-то скрывается его лучшая часть. И его мудрость позволяет увидеть эту лучшую часть и помочь ребенку поверить, что она в действительности существует. Что воспитанник может быть хорошим и что-то изменить в жизни.
Нередко приходится от подростков слышать: «вот если бы родиться заново. Что стараться, ведь нельзя ничего изменить, все равно меня никто не полюбит».
Но нельзя путать жалость по типу «он несчастный ребенок, что вы от него хотите?», или ложную поддержку «да ты такой хороший, в тебе это и это хорошее» с истинным развитием личности воспитанника. Поэтому следует создать условия, чтобы он сам захотел вести себя иначе, осознал, что по-другому невозможно.
Отталкиваться от потенциала подростка, от его плюсов, не значит «не видеть его проблем и минусов». Это значит — комплексно, многосторонне воспринимать его личность: сильные и слабые стороны. Где-то помогать, где-то ставить строгое ограничение, «где-то кнут, а где-то пряник». Главное, нужно осознавать, что и зачем следует делать по отношению к подростку.
Ощущение осознанности своих действий по отношению к ребенку (что я делаю, зачем, как это через некоторое время отзовется в ребенке) и понимание множества аспектов внутренней мотивации воспитанника являются перспективами формирования положительного восприятия подростков и изменения отношения к ним.
Использование новых психолого-педагогических технологий — арттерапии, игротерапии, сказкотерапии, музыкотерапии, библиотерапии, кинотерапии — позволяет решать следующие задачи:
моделировать ранний детский опыт, насыщая его положительными переживаниями и образами;
формировать запас жизненной прочности ребенка, анализируя многообразные жизненные ситуации способы поведения, «зашифрованные» в сказках и историях;
проигрывать подавленные агрессию и обиду в игротерапевтических ситуациях;
познавать многообразие образов окружающего мира, используя игры, сказки, рисунки, звуки, истории о реальных событиях;
— обсуждать понятия общечеловеческих ценностей, беседуя, играя, творя, провоцируя подростков на самостоятельный поиск ответов и объяснений.
Кроме того, эти технологии позволяют погрузить ребенка в мир иных взаимоотношений, поскольку развитие личности опирается на идею творческой одаренности каждого человека. Под творческой одаренностью понимается энергия роста, данная человеку от природы для самосовершенствования. Энергия роста может быть заблокирована неблагоприятным детским опытом. Однако это не означает, что она исчезает совсем. Предполагается, что в психологически благоприятной среде энергия роста и положительные потенциалы личности актуализируются. В процессе этого происходит изменение отношения к прошлому опыту, его принятие; рождение доверия к взрослым, их словам и предложениям, к будущему, к друзьям; приобретение многообразного опыта творческого самовыражения посредством участия в конкурсах, спортивных состязаниях, выполнения общественных поручений и т. д.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Сформулируйте основные цели и задачи психокоррекции воровства у детей разного возраста.
2. Объясните особенности психокоррекции воровства у детей с психическими отклонениями.
3. Объясните, почему физические наказания не являются эффективными мерами наказания ворующего ребенка.
4. Приведите возможные меры по психокоррекции детей, пострадавших от воровства.
5. Перечислите различные формы психокоррекционной работы с ворующими детьми и оцените их результативность.
6. Объясните, в чем специфика использования игротерапии в психокоррекции воровства у детей и подростков.
7. Подберите в литературе или составьте примеры сказок для психокоррекции воровства у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста.
- Глава 1. Девиантное поведение детей и подростков
- Глава 1 девиантное поведение детей и подростков
- 1.1. Причины девиантного поведения
- 1.2. Особенности поведенческих реакций подростков на воздействия среды
- Глава 2 нарушение родительской привязанности - основа девиантного поведения ребенка
- 2.1. Привязанность и ее формы
- 2.2. Поведение привязанности
- 2.3. Нарушение привязанности
- Поведенческие проявления детей с различным типом привязанности (по Хухлаевой о. И Бубновой г., 2006)
- 2.4. Материнская привязанность и ее нарушение
- 2.5. Отцовская привязанность и ее нарушение
- Влияние характера контактов с отцом на поведение ребенка
- Глава 3 семейное неблагополучие как причина детской девиантности
- 3.1. Проблемная семья
- 3.2. Некомпетентная семья
- 3.3. Благополучная семья
- Глава 4 воровство кактипичная форма девиантного поведения детей и подростков
- 4.1. Понятие воровства
- 4.2. Детское воровство
- Глава 5 причины детского воровства
- 5.1. Импульсивность
- 5.2. Психологическая неудовлетворенность
- 5.3. Неразвитость нравственных представлений и воли
- Глава 6. Возрастной аспект воровства
- 6.1. Воровство в дошкольном возрасте
- 6.2. Воровство в школьном возрасте
- 6.3. Типология детского воровства
- Глава 7 воровство как форма психологической зависимости
- Глава 8 клептомания как патологическая форма воровства
- Глава 9 психокоррекция воровства
- 9.1. Основные направления коррекционной работы
- 9.2. Игротерапия
- 9.3. Сказкотерапия
- Глава 10 профилактика детского воровства