Механизмы сохранения этнической единицы.
Механизмы сохранения этнической единицы. Они становятся особенно заметными в контексте концепции культурного плюрализма, которая допускает правомерность сосуществования сразу нескольких иден-тичностей: религиозной, лингвистической, классовой, региональной, этнической и т. п. Сегодня этот термин
322
указывает на то, что в любой культуре обнаруживаются не только различные основания для идентификации, но и реальные объединения людей, использующие эти основания для группового самоопределения. Соответственно признается также наличие в каждой культуре плюрализма нормативных и ценностных систем, а это означает, что в отношении социокультурных образцов, ценностей, норм, образа и стиля жизни в любом обществе следует с большой осторожностью относиться к употреблению выражений «общество в целом», «культура в целом».
Вэтой связи важно выявить те механизмы специфичной эволюции, которые в условиях культурного плюрализма выполняют для этнических групп те же селективные, стабилизирующие,
инаправляющие функции, какие в ходе биологической эволюции выполняет естественный отбор,
Внекоторых случаях это может быть ситуация напряженности и конфликта «...возникновение
социальной солидарности в ответ на ситуацию стресса превращает членов этнической категории в этническую группу»1.
Однако важнейшая роль в поддержании этнической единицы принадлежит традиции как процессу трансляции и освоения специфичного культурного опыта. Культурная традиция представляет собой один из важнейших механизмов воспроизведения норм, ценностей, паттернов этнической культуры. Этим термином обозначается непосредственная трансляция специфичных культурных форм от поколения к поколению и соблюдение строгого следования таким формам. Благодаря действию механизма традиции структурируется опыт социокультурной идентификации, упорядочиваются взаимодействия с представителями других групп в стандартных ситуациях. Это происходит благодаря тому, что под действием традиции в процессе социализации индивид осваивает стандартный этнично специфичный опыт.
1 Kasfir N. Explaining ethnic political participation // World Rolitics. 1979. Vol. 31. № 3. P. 373.
323
Традиция выполняет также функцию селективного механизма по отношению к инновациям. Благодаря ее действию из них отбираются только те, что не оказывают разрушительного воздействия на этноспеци-фичные черты, и отвергаются те, что грозят им серьезными структурными изменениями. Известно, что источником культурных инноваций всегда является индивидуальный опыт людей. Следовательно, интеграция нового в культуру этнической группы предполагает наделение такого опыта с помощью механизма традиции статусом культурно специфичной черты. Из сказанного следует, что действие этого механизма в этнической единице в известной мере уподобляется биологическому естественному отбору!.
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- ЧАСТЬ I. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДИНАМИКИ КУЛЬТУРЫ
- Предмет и объект социальной и культурной антропологии
- Объект и направление социально- и культурно-антропологических исследований.
- Определение понятия «культура»
- Отличие социальной и культурной антропологии от других наук о человеке
- Психологическая антропология и психология.
- Современные проблемы динамики культуры в социальной и культурной антропологии
- Выводы
- Контрольные вопросы
- ГЛАВА 2. СОЦИОБИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИНАМИКИ КУЛЬТУРЫ
- Этологическая и социобиологическая трактовка социальной организации
- Общая концепция социальной организации.
- Сигнальное поведение и социальность
- Исследовательское поведение в освоении окружения
- Игра и ее влияние на изменение поведения
- ЧАСТЬ II. ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОРОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ФЕНОМЕНОВ
- ГЛАВА 3. ПОРОЖДЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
- Основания структурно-функционального анализа
- Концепция социального действия
- Концепция социальной системы
- Структурный функционализм. Общие представления
- Нормы и дополнительность
- Источники динамики социальной системы
- Отклонения элементов системы от исполнения предписанных им функций.
- Социальное неравенство.
- Сдвиг социальных порядков.
- Власть и социальные изменения.
- Эвристические возможности структурно функционального анализа
- Контрольные вопросы
- ГЛАВА 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ СИМВОЛИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ. СТРУКТУРАЛИСТСКИЙ ПОДХОД
- Трансформация стимулов во внутренние концепты, представления
- Трансформация представлений в знаки и символы
- Формирование знаков.
- Формирование символических объектов
- Языки культуры и культурные порядки
- Язык телодвижений (мимика, жестикуляция, позы).
- Пространственный порядок.
- Эвристические возможности структурализма в изучении динамики культуры
- ЧАСТЬ III. ДИНАМИЧЕСКОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ ПОЛЕ КУЛЬТУРЫ
- ГЛАВА 5. КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ И СИМВОЛИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА
- Общая концепция коммуникации
- Субъекты социокультурной коммуникации
- «Я-концепция».
- Личностная идентичность.
- Лицо.
- Коммуникация как средство снижения уровня неопределенности ситуации
- Речь в структуре социокультурной коммуникации
- Социальное взаимодействие и речевое поведение.
- Структура коммуникаций в системе социокультурного взаимодействия.
- Структура построения дискурса в ситуации социального взаимодействия
- Нормы взаимодействия.
- Речевые жанры.
- Формы речи.
- Нормы интерпретации.
- Каналы передачи информации.
- Содержание сообщения.
- Обстановка коммуникации.
- Сцена речевого акта.
- «Ключ» коммуникативного процесса.
- Стиль речи (или вербальной коммуникации)
- Прямой и непрямой речевые стили.
- Невербальные аспекты социокультурной коммуникации
- Межличностная дистанция в процессе коммуникации.
- Концепция коммуникации в изучении динамики культуры
- Контрольные вопросы
- ГЛАВА 6. ПРОБЛЕМЫ ОСВОЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
- Роль детского опыта в формировании личности.
- Понятия «социализация» и «инкультурация».
- Первичная социализация (ранний этап)
- Предпосылки формирования коммуникативных навыков (контакты с родителями).
- Социализация после раннего детства
- Уровни освоения окружения.
- Этологические основания идентичности
- Парадигмы взаимодействия в напряженных ситуациям
- Консолидация.
- Проблемы социализации и инкультурации в изучении динамики культуры
- ЧАСТЬ IV. ИДЕИ НЕОБРАТИМОСТИ И ОБРАТИМОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
- ГЛАВА 7. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ. ИДЕИ ЭВОЛЮЦИОНИЗМА
- Характеристики культурной эволюции
- Психическое единство человека.
- Движение от простоты к сложности.
- Антропологические, имманентные детерминанты
- Идеи как побудители культурной эволюции.
- Расовый (этнический) детерминизм.
- Индивиды как детерминанты культурной эволюции.
- Внешние детерминанты
- Факторы окружения.
- Общие направления современных эволюционистских исследований
- Культурная единица (система) как объект эволюционного анализа.
- Экологическая антропология
- Культурная единица в исследовании специфичной эволюции. Этнос
- Этническая группа.
- Механизмы сохранения этнической единицы.
- Культурная черта в изучении общей эволюции. Эволюционная универсалия
- Концепция эволюционной универсалии.
- Пределы роста
- Использование эволюционистских идей в исследовании динамики культуры
- Контрольные вопросы
- ГЛАВА 8. ВОЛНООБРАЗНЫЕ (ЦИКЛИЧЕСКИЕ) КОНЦЕПЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ
- Общая характеристика волновых процессов
- Концепция ритмичности изменений.
- Гуманитарная трактовка социокультурных циклов
- Идеи циклизма в концепции истории.
- Концепция длинным экономических волн
- Модель «длинной» экономической волны
- Фаза подъема («повышательная» волна1).
- Переломная фаза.
- Фаза депрессии («понижательная» волна).
- Фаза перехода.
- Направленна изменений социальной структуры на разным фазах длинных экономических воли
- Интенсификация социокультурных процессов.
- Закономерности длинных волн
- Волновые процессы технологических инноваций
- Механизмы связи между экономическими и технологическими изменениями.
- Эвристический смысл обращения к волнообразным процессам
- Познавательные возможности изучения волнообразных процессов в веществе и культуре
- Контрольные вопросы
- ЧАСТЬ V. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ИЗУЧЕНИИ ДИНАМИКИ КУЛЬТУРЫ
- Глава 8. ПОГРАНИЧНЫЕ ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ. ПОСТМОДЕРН
- Плюральность жизненного мира человека
- Отказ от идеи целостности человеческого мира.
- Неоднородность социокультурного пространства
- Детерриториализация, маргинализация пространства.
- Механизмы самоорганизации в условиях децен-трированности и плюральности.
- Многослойность символических объектов
- Концепция децентрированный (расщепленной) личности
- Индивид как первоначало социокультурных процессов.
- Внешняя (социокультурная) обусловленность многомерности личности.
- Отклонения от нормы и власть.
- Идеологий постмодерна
- Контрольные вопросы
- Глава 10. НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРНЫХ ЕДИНИЦ
- Дистанция власти
- Мужественность - женственность
- Новые акценты в изучении социокультурной динамики
- Контрольные вопросы
- Заключение
- Литература