Новые акценты в изучении социокультурной динамики
Представленные выше ориентиры в познании социокультурных процессов не следует рассматривать как сложившиеся исследовательские направления, подобные структурализму, структурному функционализму, эволюционизму и т. п. Это не более чем показательные примеры возможных подходов к изучению неструктурированных, подвижных, неопределенных областей социокультурной реальности. Пока не зафиксированы даже концептуальные «места» таких областей. Например, идея децентрированного пространства представлена здесь метафорой номадической его де-территориализованности и ризомной динамики. Эти концепции обращены к тем областям исследования, которые можно считать находящимися между установившимися культурными порядками, либо между освоенным и неосвоенным людьми. Представление о вероятностной природе моральных норм является иллюстрацией существования зон неопределенности внутри культурных порядков, в данном случае нормативных. Важность темы такого рода особенно велика в связи с традиционным отношением к устойчивым культурным образованиям как к инвариантам.
Из всего сказанного в этой главе следует, что на самом деле в среде исследователей культуры уже сложились некоторые общие представления о характере реальности, с которой им приходится иметь дело. Правда, пока такие представления носят более «импрессионистский», нежели теоретический характер. Они являются скорее отображением внутриличностных переживаний, а не продуктом интерсубъективной рационализованной рефлексии. Именно поэтому здесь метафора, образ радикально преобладают над концеп-
449
том и теоретической моделью. Именно поэтому здесь очень четко обозначено авторство и язык изложения индивидуализирован. Иными словами, существует некоторое общее для ряда ученых ощущение новой познавательной области, но пока не сложился общий язык для ее описания и не выработана конвенция относительно ее границ и внутренней формы.
И все же за многообразием выразительных средств, предлагаемых различными авторами, проглядывают некоторые общие очертания этой области и намечаются основные подходы к ее изучению. Показать такую общность и было целью данной главы.
Познавательные задачи, формирующиеся в представленных поисковых рамках, были сформулированы при изложении материала. Следует подчеркнуть, что подходы к их решению только складываются, причем пока лишь на описательном образном уровне. Тем не менее следует еще раз обозначить эти задачи.
Во-первых, исследователей, отказавшихся от идей классического монизма, интересует, как возможно «нормальное» существование плюрального, не системного, не целостного человеческого мира. Совершенно очевидно, что для этого нужны новые исходные допущения о природе социокультурной реальности, часть которых будет сочетаться с прежними по принципу дополнительности (например, относительность понятий «структура» и «процесс»), а часть вытеснит некоторые из предшествующих (например, представление о тотальной системности социокультурной жизни). Необходима также разработка нового терминологического языка, описывающего представления, для которых в предыдущей парадигме не было места. Примерами такой необходимости могут служить заимствование термина «ризома» для обозначения динамических процессов вероятностного, многомерного, неоднонаправленного характера; или же концепция маргинального социокультурного пространства, существующего между определенными культурными порядками, на границах освоенного и неосвоенного. Следует также ожидать широкого заимствования терминологии из других научных дисциплин и их интерпретации применитель-
450
но к культурно-антропологическим задачам. Примерами могут служить понятие маргинальной полезности, заимствованное из экономики, или социокультурных сетей, перенесенное из области технических наук.
Во-вторых, возникла настоятельная необходимость построения моделей многомерного анализа социокультурных процессов. Как было показано на примере символических объектов, каждый из них не может рассматриваться как «единое целое», если поместить его в пространство социокультурной коммуникации. Символ оказывается в этом случае многослойным объектом, и каждый слой выполняет свою специфичную функцию. При более детальном рассмотрении практически любой культурный объект, социокультурный порядок, любое социальное взаимодействие начинают представляться как неоднородные. Формируется также представление о разноплановости человеческой личности, поскольку ее концепция как единой целостности утратила свою эвристическую ценность. Соответственно перед исследователями,
Yandex.RTB R-A-252273-3- ПРЕДИСЛОВИЕ
- ЧАСТЬ I. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДИНАМИКИ КУЛЬТУРЫ
- Предмет и объект социальной и культурной антропологии
- Объект и направление социально- и культурно-антропологических исследований.
- Определение понятия «культура»
- Отличие социальной и культурной антропологии от других наук о человеке
- Психологическая антропология и психология.
- Современные проблемы динамики культуры в социальной и культурной антропологии
- Выводы
- Контрольные вопросы
- ГЛАВА 2. СОЦИОБИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИНАМИКИ КУЛЬТУРЫ
- Этологическая и социобиологическая трактовка социальной организации
- Общая концепция социальной организации.
- Сигнальное поведение и социальность
- Исследовательское поведение в освоении окружения
- Игра и ее влияние на изменение поведения
- ЧАСТЬ II. ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОРОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ФЕНОМЕНОВ
- ГЛАВА 3. ПОРОЖДЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
- Основания структурно-функционального анализа
- Концепция социального действия
- Концепция социальной системы
- Структурный функционализм. Общие представления
- Нормы и дополнительность
- Источники динамики социальной системы
- Отклонения элементов системы от исполнения предписанных им функций.
- Социальное неравенство.
- Сдвиг социальных порядков.
- Власть и социальные изменения.
- Эвристические возможности структурно функционального анализа
- Контрольные вопросы
- ГЛАВА 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ СИМВОЛИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ. СТРУКТУРАЛИСТСКИЙ ПОДХОД
- Трансформация стимулов во внутренние концепты, представления
- Трансформация представлений в знаки и символы
- Формирование знаков.
- Формирование символических объектов
- Языки культуры и культурные порядки
- Язык телодвижений (мимика, жестикуляция, позы).
- Пространственный порядок.
- Эвристические возможности структурализма в изучении динамики культуры
- ЧАСТЬ III. ДИНАМИЧЕСКОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ ПОЛЕ КУЛЬТУРЫ
- ГЛАВА 5. КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ И СИМВОЛИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА
- Общая концепция коммуникации
- Субъекты социокультурной коммуникации
- «Я-концепция».
- Личностная идентичность.
- Лицо.
- Коммуникация как средство снижения уровня неопределенности ситуации
- Речь в структуре социокультурной коммуникации
- Социальное взаимодействие и речевое поведение.
- Структура коммуникаций в системе социокультурного взаимодействия.
- Структура построения дискурса в ситуации социального взаимодействия
- Нормы взаимодействия.
- Речевые жанры.
- Формы речи.
- Нормы интерпретации.
- Каналы передачи информации.
- Содержание сообщения.
- Обстановка коммуникации.
- Сцена речевого акта.
- «Ключ» коммуникативного процесса.
- Стиль речи (или вербальной коммуникации)
- Прямой и непрямой речевые стили.
- Невербальные аспекты социокультурной коммуникации
- Межличностная дистанция в процессе коммуникации.
- Концепция коммуникации в изучении динамики культуры
- Контрольные вопросы
- ГЛАВА 6. ПРОБЛЕМЫ ОСВОЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
- Роль детского опыта в формировании личности.
- Понятия «социализация» и «инкультурация».
- Первичная социализация (ранний этап)
- Предпосылки формирования коммуникативных навыков (контакты с родителями).
- Социализация после раннего детства
- Уровни освоения окружения.
- Этологические основания идентичности
- Парадигмы взаимодействия в напряженных ситуациям
- Консолидация.
- Проблемы социализации и инкультурации в изучении динамики культуры
- ЧАСТЬ IV. ИДЕИ НЕОБРАТИМОСТИ И ОБРАТИМОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
- ГЛАВА 7. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ. ИДЕИ ЭВОЛЮЦИОНИЗМА
- Характеристики культурной эволюции
- Психическое единство человека.
- Движение от простоты к сложности.
- Антропологические, имманентные детерминанты
- Идеи как побудители культурной эволюции.
- Расовый (этнический) детерминизм.
- Индивиды как детерминанты культурной эволюции.
- Внешние детерминанты
- Факторы окружения.
- Общие направления современных эволюционистских исследований
- Культурная единица (система) как объект эволюционного анализа.
- Экологическая антропология
- Культурная единица в исследовании специфичной эволюции. Этнос
- Этническая группа.
- Механизмы сохранения этнической единицы.
- Культурная черта в изучении общей эволюции. Эволюционная универсалия
- Концепция эволюционной универсалии.
- Пределы роста
- Использование эволюционистских идей в исследовании динамики культуры
- Контрольные вопросы
- ГЛАВА 8. ВОЛНООБРАЗНЫЕ (ЦИКЛИЧЕСКИЕ) КОНЦЕПЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ
- Общая характеристика волновых процессов
- Концепция ритмичности изменений.
- Гуманитарная трактовка социокультурных циклов
- Идеи циклизма в концепции истории.
- Концепция длинным экономических волн
- Модель «длинной» экономической волны
- Фаза подъема («повышательная» волна1).
- Переломная фаза.
- Фаза депрессии («понижательная» волна).
- Фаза перехода.
- Направленна изменений социальной структуры на разным фазах длинных экономических воли
- Интенсификация социокультурных процессов.
- Закономерности длинных волн
- Волновые процессы технологических инноваций
- Механизмы связи между экономическими и технологическими изменениями.
- Эвристический смысл обращения к волнообразным процессам
- Познавательные возможности изучения волнообразных процессов в веществе и культуре
- Контрольные вопросы
- ЧАСТЬ V. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ИЗУЧЕНИИ ДИНАМИКИ КУЛЬТУРЫ
- Глава 8. ПОГРАНИЧНЫЕ ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ. ПОСТМОДЕРН
- Плюральность жизненного мира человека
- Отказ от идеи целостности человеческого мира.
- Неоднородность социокультурного пространства
- Детерриториализация, маргинализация пространства.
- Механизмы самоорганизации в условиях децен-трированности и плюральности.
- Многослойность символических объектов
- Концепция децентрированный (расщепленной) личности
- Индивид как первоначало социокультурных процессов.
- Внешняя (социокультурная) обусловленность многомерности личности.
- Отклонения от нормы и власть.
- Идеологий постмодерна
- Контрольные вопросы
- Глава 10. НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРНЫХ ЕДИНИЦ
- Дистанция власти
- Мужественность - женственность
- Новые акценты в изучении социокультурной динамики
- Контрольные вопросы
- Заключение
- Литература