Концепция социального действия
Структурно-функциональный анализ начинается с единого общего пластичного измерения, лежащего в основе всего социального мира,— социального действия, которое представлено через цели, средства, условия и результаты. Действия направлены на удовлетворение потребностей или достижение целей. Они могут быть элементарными и составными, разграниченными и перекрывающими друг друга в зависимости от сложности процесса целедостижения. Из таких элементарных целостностей — социальных действий — формируется дифференциальная система функций, взаимосвязей и их устойчивых объединений — институтов.
По отношению к достижению целей Т. Парсонс делит человеческие действия на инструментальные и
91
неинструментальные. К первым относятся те, что базируются на рациональных основаниях, имеют последовательную логическую структуру, соответствуют кантианскому представлению о разуме, интеллекте. Вторые обусловлены бессознательными импульсами. В соответствии с источником побуждений различие действий проводится по измерениям мотиваций и ценностных ориентаций. Ценностно ориентированные действия структурируются культурно установленными стандартами, нормами и ранжируются в соответствии с ними. Мотивационные действия стимулируются ин-тернализованными, освоенными побуждениями или желаниями. По функции эти действия подразделяются на следующие формы: когнитивные, соответствующие формированию представлений; катектические, связанные с осуществлением желаний, влечений; оценочные, направленные на достижение морально санкционированных результатов.
Применение такой концепции потребностей целесообразно при построении структурной модели организации функциональных единиц общества.
Бельгийскому психологу Ж. Нюттену принадлежит «относительная теория потребностей, представляющая второй тип их трактовки»1. Он полагает, что категория обозначает не состояние организма, но динамические формы («паттерны») связей человека с окружением. Речь идет о совокупности особых биохимических (инстинктивных) и психических (эмоциональных и когнитивных) отношений организма к среде, «эго» к «миру».
Согласно Нюттену, эта категория имеет временное измерение, поскольку объект, который может служить удовлетворению потребности, не дан организму непосредственно. Его следует определить, выделить из окружения, а затем овладеть им, Иными словами, возникновение потребности и ее удовлетворение симультанны (одновременны), но разведены в пространстве и времени. Благодаря этому избранный объект задает концепт будущего как ожидания удовлетворения по-
1 Нюттен Ж. Мотивация // Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 5. 1975.
92
требности, прожективного образа возможного ощущения благополучия.
Однако это всего лишь образ будущего. Удовлетворение же потребности как реализация будущего предполагает построение временной перспективы в качестве осознанно спланированного, последовательно развернутого ряда целей. Временная перспектива, или, по определению К. Левина, «временное измерение жизненного пространства», обусловлена возникновением побуждений, «включающих» в действие соответствующие им мотивы. Мотивы в свою очередь считаются пусковым механизмом когнитивной активности, связанной с разработкой последовательности действий, ведущей к достижению результата или целей, с фиксированием промежуточных результатов. Так складывается образ, представление о временной перспективе.
Использование такой концепции потребностей имеет особое значение при изучении порождений и изменений функциональных единиц и их структурных взаимосвязей в обществе.
Парсонс разворачивает концепцию социальных систем вокруг взаимодействия Эго и Альтер, указывая таким образом на прямое участие индивидов в социальных действиях, делая их носителями культуры этих систем через их дифференциальное ролевое размещение, то есть распределение функций. Такой подход позволяет связать групповые характеристики с индивидуальным поведением. Это шаг в сторону объяснения существования устойчивых социокультурных образований по сравнению с предыдущими функционалистскими
Yandex.RTB R-A-252273-3- ПРЕДИСЛОВИЕ
- ЧАСТЬ I. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДИНАМИКИ КУЛЬТУРЫ
- Предмет и объект социальной и культурной антропологии
- Объект и направление социально- и культурно-антропологических исследований.
- Определение понятия «культура»
- Отличие социальной и культурной антропологии от других наук о человеке
- Психологическая антропология и психология.
- Современные проблемы динамики культуры в социальной и культурной антропологии
- Выводы
- Контрольные вопросы
- ГЛАВА 2. СОЦИОБИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИНАМИКИ КУЛЬТУРЫ
- Этологическая и социобиологическая трактовка социальной организации
- Общая концепция социальной организации.
- Сигнальное поведение и социальность
- Исследовательское поведение в освоении окружения
- Игра и ее влияние на изменение поведения
- ЧАСТЬ II. ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОРОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ФЕНОМЕНОВ
- ГЛАВА 3. ПОРОЖДЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
- Основания структурно-функционального анализа
- Концепция социального действия
- Концепция социальной системы
- Структурный функционализм. Общие представления
- Нормы и дополнительность
- Источники динамики социальной системы
- Отклонения элементов системы от исполнения предписанных им функций.
- Социальное неравенство.
- Сдвиг социальных порядков.
- Власть и социальные изменения.
- Эвристические возможности структурно функционального анализа
- Контрольные вопросы
- ГЛАВА 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ СИМВОЛИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ. СТРУКТУРАЛИСТСКИЙ ПОДХОД
- Трансформация стимулов во внутренние концепты, представления
- Трансформация представлений в знаки и символы
- Формирование знаков.
- Формирование символических объектов
- Языки культуры и культурные порядки
- Язык телодвижений (мимика, жестикуляция, позы).
- Пространственный порядок.
- Эвристические возможности структурализма в изучении динамики культуры
- ЧАСТЬ III. ДИНАМИЧЕСКОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ ПОЛЕ КУЛЬТУРЫ
- ГЛАВА 5. КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ И СИМВОЛИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА
- Общая концепция коммуникации
- Субъекты социокультурной коммуникации
- «Я-концепция».
- Личностная идентичность.
- Лицо.
- Коммуникация как средство снижения уровня неопределенности ситуации
- Речь в структуре социокультурной коммуникации
- Социальное взаимодействие и речевое поведение.
- Структура коммуникаций в системе социокультурного взаимодействия.
- Структура построения дискурса в ситуации социального взаимодействия
- Нормы взаимодействия.
- Речевые жанры.
- Формы речи.
- Нормы интерпретации.
- Каналы передачи информации.
- Содержание сообщения.
- Обстановка коммуникации.
- Сцена речевого акта.
- «Ключ» коммуникативного процесса.
- Стиль речи (или вербальной коммуникации)
- Прямой и непрямой речевые стили.
- Невербальные аспекты социокультурной коммуникации
- Межличностная дистанция в процессе коммуникации.
- Концепция коммуникации в изучении динамики культуры
- Контрольные вопросы
- ГЛАВА 6. ПРОБЛЕМЫ ОСВОЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
- Роль детского опыта в формировании личности.
- Понятия «социализация» и «инкультурация».
- Первичная социализация (ранний этап)
- Предпосылки формирования коммуникативных навыков (контакты с родителями).
- Социализация после раннего детства
- Уровни освоения окружения.
- Этологические основания идентичности
- Парадигмы взаимодействия в напряженных ситуациям
- Консолидация.
- Проблемы социализации и инкультурации в изучении динамики культуры
- ЧАСТЬ IV. ИДЕИ НЕОБРАТИМОСТИ И ОБРАТИМОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
- ГЛАВА 7. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ. ИДЕИ ЭВОЛЮЦИОНИЗМА
- Характеристики культурной эволюции
- Психическое единство человека.
- Движение от простоты к сложности.
- Антропологические, имманентные детерминанты
- Идеи как побудители культурной эволюции.
- Расовый (этнический) детерминизм.
- Индивиды как детерминанты культурной эволюции.
- Внешние детерминанты
- Факторы окружения.
- Общие направления современных эволюционистских исследований
- Культурная единица (система) как объект эволюционного анализа.
- Экологическая антропология
- Культурная единица в исследовании специфичной эволюции. Этнос
- Этническая группа.
- Механизмы сохранения этнической единицы.
- Культурная черта в изучении общей эволюции. Эволюционная универсалия
- Концепция эволюционной универсалии.
- Пределы роста
- Использование эволюционистских идей в исследовании динамики культуры
- Контрольные вопросы
- ГЛАВА 8. ВОЛНООБРАЗНЫЕ (ЦИКЛИЧЕСКИЕ) КОНЦЕПЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ
- Общая характеристика волновых процессов
- Концепция ритмичности изменений.
- Гуманитарная трактовка социокультурных циклов
- Идеи циклизма в концепции истории.
- Концепция длинным экономических волн
- Модель «длинной» экономической волны
- Фаза подъема («повышательная» волна1).
- Переломная фаза.
- Фаза депрессии («понижательная» волна).
- Фаза перехода.
- Направленна изменений социальной структуры на разным фазах длинных экономических воли
- Интенсификация социокультурных процессов.
- Закономерности длинных волн
- Волновые процессы технологических инноваций
- Механизмы связи между экономическими и технологическими изменениями.
- Эвристический смысл обращения к волнообразным процессам
- Познавательные возможности изучения волнообразных процессов в веществе и культуре
- Контрольные вопросы
- ЧАСТЬ V. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ИЗУЧЕНИИ ДИНАМИКИ КУЛЬТУРЫ
- Глава 8. ПОГРАНИЧНЫЕ ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ. ПОСТМОДЕРН
- Плюральность жизненного мира человека
- Отказ от идеи целостности человеческого мира.
- Неоднородность социокультурного пространства
- Детерриториализация, маргинализация пространства.
- Механизмы самоорганизации в условиях децен-трированности и плюральности.
- Многослойность символических объектов
- Концепция децентрированный (расщепленной) личности
- Индивид как первоначало социокультурных процессов.
- Внешняя (социокультурная) обусловленность многомерности личности.
- Отклонения от нормы и власть.
- Идеологий постмодерна
- Контрольные вопросы
- Глава 10. НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРНЫХ ЕДИНИЦ
- Дистанция власти
- Мужественность - женственность
- Новые акценты в изучении социокультурной динамики
- Контрольные вопросы
- Заключение
- Литература