logo
Орлова

Проблемы социализации и инкультурации в изучении динамики культуры

Тема освоения культуры занимает особое место в концепции социального взаимодействия и информационных обменов. О значимости, фундаментальности процессов обучения в поддержании контекста совместного существования индивидов свидетельствуют, как это было показано ранее, результаты социобиологических исследований. Именно освоение жизненной среды, трансляция культурного опыта от старших поколений к младшим и от более культурно компетентных членов общества к менее компетентным является тем механизмом, благодаря которому изучение культуры с совершенной очевидностью приобретает временное измерение. Если в пре-

268

дыдущей главе речь шла о том, как порождаются артефакты, и о среде, в которой они становятся предметами обмена в процессах социального взаимодействия, то в данном случае были рассмотрены процессы и механизмы освоения того, что люди при рождении или при вхождении в определенную социокультурную ситуацию застают как «объективную реальность».

Детский опыт такого рода был выделен в связи с его значимостью в структуре жизненного цикла человека. По сути дела в ранний период социализации и инкультурации ребенок на довербальном нерефлексивном уровне осваивает первые навыки отношения с окружением. Они устойчиво сохраняются и с трудом поддаются изменению у взрослых благодаря их адаптационным свойствам, с одной стороны, и не-отрефлексированности — с другой.

Однако было бы неверным считать приобретенный в раннем детстве опыт единственной основой формирования личности, а последующие знания и навыки лишь развитием того, что было освоено в детстве. В ходе жизненного цикла индивиду приходится иметь дело с различными ситуациями социального взаимодействия, с разными культурными кодами, с необходимостью решать разноплановые задачи. Поэтому на каждой стадии личностного становления индивиду приходится осваивать новый опыт, соотносить его с тем, что был приобретен до этого. И отнюдь не всегда прежние знания и навыки органично сочетаются с более поздним научением; оно даже может стать их отрицанием. Соответственно личность в культурном плане претерпевает не только содержательные, но и структурные изменения, причем те, что не находятся в прямой зависимости от смены биологических состояний организма в ходе жизненного цикла. Такие изменения вызываются столкновениями индивида с элементами многомерного, подвижного окружения, которые при первом знакомстве не открываются перед ним как принадлежность к определенному культурному порядку, в их внутренних последовательностях, культурных значениях и смыслах. Соответственно приходится затрачивать усилия на их осмысление, освоение и упорядочение и быть инструментом в этих процессах. Разнородность же осваиваемого пред-

269

полагает формирование различных структур взаимодействия с ним у одного и того же человека. Причем такие структуры могут быть полностью несопоставимыми друг с другом и даже взаимоисключающими. Все это способствует модификациям его культурной компетентности.

Сказанного достаточно, чтобы поставить под сомнение упрощенную концепцию развития личности. Благодаря рассмотрению личностных изменений сквозь призму концепций социализации и инкультурации становится понятным, что по форме своей они сложнее, чем развитие, поскольку не являются непрерывной кумуляцией опыта, дифференциацией внутренних качеств с повышающимся уровнем их организации. Скорее здесь речь может идти о дискретных событиях и о сменных уровнях организации культурного опыта. Приведенная в главе концепция парадигм взаимодействия в напряженных ситуациях, каждой из которых в той или иной степени овладевает любой индивид, является показательным примером сосуществования в его репертуаре взаимоисключающих форм поведения.

Изучение способов освоения людьми своего культурного окружения обеспечивает подходы к решению нескольких классов задач, связанных с изучением динамики культуры. Одной из

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4