logo search
Орлова

Расовый (этнический) детерминизм.

Расовый (этнический) детерминизм. Представления о «коллективном субъекте», воплощающем «врожденные идеи», в эволюционном процессе нашли отражение в теориях расового детерминизма. В отличие от концепции психического единства, применяемой для объяснения общих черт в культурах разных обществ, расовые теории использовались для объяснения культурных различий.

Идея эволюционного неравенства рас была доминирующей в рамках классического эволюционизма. Так,

1 Spenser H. Reasons of disserting from the philosophy of A. Comte // Essays Scientific Political and Speculative. L., 1891. P. 128.

299

Г. Спенсер часто употреблял понятия «высшая» и «низшая» раса. Правда, и он, и ряд других последователей эволюционизма, таких как Э. Тайлор, Л. Морган, Дж. Фрейзер, не считали, что психические различия носят базовый, низменный характер, и не приписывали «примитивным» народам «дологический менталитет». Следует отметить также, что, говоря о расах, классические эволюционисты имели в виду не особую эволюционную единицу, как это было в более поздних и идеологизированных расистских теориях, но отдельное племя или народ, этнос, как сказали бы сегодня. Л. Морган и Э. Тайлор, например, хотя и предполагали расовые интеллектуальные различия, не прибегали к этому как к объяснению положения соответствующих культур на эволюционной шкале. Таким образом, в рамках классического эволюционизма расовые различия признавались и рассматривались следующим образом:

они считались количественными, а не качественными;

они использовались в качестве признака, а не объяснения культурных различий.