logo search
Межкультурная коммуникация

Культурная экспансия как форма межкультурной коммуникации.

Культурная экспансия представляет собой

- расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры

- за первоначальные пределы или государственные границы.

Культурная экспансия – это процесс однонаправленной межкультурной коммуникации.

Культурная экспансия отчетливо проявилась в период колониального раздела Азии и Африки.

Колониализм

- политическое и духовное порабощение метрополиями стран,

- как правило,

- менее развитых в социально-экономическом отношении.

Метрополия – государство, имеющее колонии, является по отношению к ним метрополией

Социально-экономический колониализм имел следствием культурный колониализм

- доминирование одних наций и их культур

- над другими.

Политика колониального управления

- накладывала ограничения на автохтонные культуры (запрещая применение местных языков в высших сферах колониальной власти),

- вела к сужению диапазона функционирования автохтонных культур

- и замедляла их развитие.

В результате после освобождения многие культуры не смогли обеспечить совместное общение из-за недостаточной развитости.

В тех странах,

- где местные культуры оказывали сопротивление культурной экспансии,

- язык метрополии был вытеснен из всех сфер общения

- и заменен автохтонным языком

- либо быстро и сравнительно легко (Вьетнам, Корея),

- либо в течение продолжительного времени (Кампучия).

Разная сопротивляемость культур объясняется

- не только разной длительностью колониального господства (Корея — 36 лет, Вьетнам — 60, Кампучия — 67 лет),

- но и тем, что колониальные захваты совпали с различными стадиями национальной консолидации, становления национальных культур.

Вместе с тем эволюция колониальных режимов допускала возможность образованным представителям других наций и конфессий

- примкнуть к достижениям европейской цивилизации,

- поскольку именно европейская цивилизация считалась носителем прогресса.

Культуртрегерская политика состояла в утверждении

- универсализма европейской культуры,

- европейских норм и ценностей,

- в необходимости их распространения в качестве законов на весь мир, на все «неразвитые» расы и народы (европоцентризм).

«Нецивилизованные» должны были постепенно приобщаться к новому образу жизни и его принципам.

Такая политика имела следующее «гуманное» обоснование:

критерием цивилизованности является

- не цвет кожи или разрез глаз,

- поэтому любые народы могут стать цивилизованными,

- если в процессе своего культурного развития откажутся от своих национальных традиций.

В результате подобной политики формировалась прозападная элита — проводник экономических, политических и культурных интересов Запада.

Вплоть до крушения колониальных режимов

- европейски понимаемая цивилизованность

- служила целям экспансии западных держав в «нецивилизованные» страны

- для обоснования получаемых преимуществ в торговой, политической и культурной сферах.

Во второй половине XX в. человечество стало свидетелем культурной экспансии США.

После Второй мировой войны эта экспансия США коснулась

- стран Западной Европы,

- в 1960-е гг. —Японии,

- в 1970-е — стран Латинской Америки,

- в 1990-е — России.

Распространение культурной экспансии с Запада на Восток (вестернизация) представляет собой интенсивное проникновение

- западноевропейского и американского образа жизни,

- и сопутствующих ему ценностей, обычаев, символов и культурных артефактов (фильмов, компьютерных программ, видеоигр, книг и пр.) в восточноевропейские, латиноамериканские, исламские, африканские и азиатские страны.

Артефакт – предмет, сделанный человеком

Сегодня культурная экспансия осуществляется прежде всего через современные аудиовизуальные средства

- телевидение,

- радио,

- кино.

Продукция США вытесняет отечественную культурную продукцию

- в сфере потребления

- и массовых художественных предпочтений.

Национальное киноискусство и телевидение стран,

- подвергшихся вестернизации,

- не выдерживает конкуренции с заграничными фильмами,

- прежде всего американскими.

Особенно явно следы вестернизации заметны в сфере рекламы.

Во многих странах предпринимаются протекционистские меры,

- направленные на защиту национальной культуры от культурной экспансии,

- в частности вводятся ограничения на показ зарубежной, в первую очередь американской, кинопродукции в кинопрокате и телеэфире и т.д.