logo
Межкультурная коммуникация

III в немецком языке слово культура (Kultur) имеет следующие основные значения:

1 смысл

2 смысл

3 смысл

совокупность

- всех духовных, художественных, творческих достижений общества

- как выражение высокого уровня человеческого развития;

совокупность созданных в определенном обществе в определенную эпоху характерных духовных, художественных, творческих достижений (восточная культура, культура эпохи Возрождения и т.п.);

утонченность, изысканность человеческого поведения и т.п. (культурный человек, культурно выражается)

Сходство всех предлагаемых трактовок состоит в том, что

культура может рассматриваться

- как общая, универсальная для общества (этноса, нации) система

- ценностных ориентаций,

- стереотипов сознания и поведения,

- форм общения и организации совместной деятельности людей,

- которые передаются от поколения к поколению.

Культура

- оказывает влияние на восприятие, мышление, поведение всех членов общества

- и определяет их принадлежность к данному обществу.

В подобной интерпретации культура предстает

- как целостность,

- отличающаяся от других благодаря религиозным, национально-государственным границам или набору этнических признаков.

Подобное понимание культуры является и наиболее функциональным с точки зрения рассматриваемой темы — межкультурной коммуникации.

Межкультурная коммуникация характеризуется тем,

- что при встрече представителей разных культур

- каждый из них действует в соответствии со своими культурными нормами.

Классическое определение «межкультурной коммуникации»

межкультурная коммуникация понимается

- как адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного акта,

- принадлежащих к разным национальным культурам

(Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М., 1990. С. 26)

Проблема межкультурной коммуникации не сводится исключительно к языковой проблеме.

Знание языка носителя иной культуры

- необходимо,

- но еще недостаточно для адекватного взаимопонимания участников коммуникативного акта.

Более того, межкультурная коммуникация предполагает существование

- не только расхождений между двумя разными языками,

- но и различия при использовании одного языка.

Так, представители англо-, франко-и немецкоязычных стран,

- несмотря на общий язык,

- не обязательно будут относиться к одной культуре.

В этой связи можно говорить о коммуникации, например, между

- американцами и англичанами,

- французами и валлонами,

- жителями «старых» и «новых Земель» в ФРГ

Жизнедеятельность и отношения людей определяются cyществующими в той или иной культуре нормами

Эти культурные нормы

- регулируют широкие области человеческого мышления и поведения

- и оказывают большое влияние на характер восприятия, оценки и на межличностные отношения.

Система ориентации, помогающая людям по-своему справляться с различными житейскими ситуациями и проблемами включает

- образование и воспитание,

- историческую память,

- традиции и обычаи,

- правила, диктуемые обществом

- сам язык, на котором общаются люди

Вместе с тем отдельно взятая культура не является гомогенной (однородной) структурой.

Существуют групповые отступления от общепринятых в той или иной культуре стандартов мышления и поведения.

Если

- такие отступления варьируются в допустимых пределах,

- то они уживаются в данной культуре.

В подобном случае говорят о существовании субкультур в рамках одной культуры (например, молодежные субкультуры).

При всех своих различиях субкультуры имеют одну и ту же основу

- картины мира,

- ценностей,

- норм и образцов поведения,

- которые указывают на их принадлежность к определенной культуре.

Эта основа возникает из социально-культурного опыта

Данный социально-культурный опыт определяет, что в данной конкретной ситуации считается

- необходимым,

- нормальным,

- разумным

- и приемлемым.

Отступления,

- выходящие за допустимые рамки,

- чаще всего отвергаются в пределах культуры.

Любой человек видит мир в определенных культурных рамках (нормах).

Но эти культурные рамки (нормы),

- как правило,

- не осознаются индивидом,

- поскольку чаще всего настолько присущи индивиду,

- что составляют часть его личности.

Осознание норм поведения и мышления собственной культуры возможно только в том случае,

- когда происходят контакты с людьми,

- которые в своем поведении руководствуются другими культурными нормами.

Люди расширяют границы своего культурного горизонта,

- посещая другие страны,

- изучая иностранные языки,

- читая зарубежную литературу,

- общаясь с иностранцами.

Однако такое взаимодействие может вызвать

- дискомфорт

- или даже привести к возникновению конфликтов,

- зачастую труднообъяснимых.

Механизмы поведения и оценок,

- работавшие до тех пор,

- пока общение осуществлялось в рамках одной культуры,

- начинают давать сбои,

- общение становится затруднительным.

Поведенческие и оценочные сбои служат причиной

- неуверенности,

- потери внутренней стабильности,

- неверных интерпретаций поведения партнера,

- непонимания друг друга.

Если

- до сих пор человек не замечал особенностей своего поведения, обусловленного его культурным контекстом,

- то теперь эти подсознательные модели восприятия, эмоциональных реакций, мышления, поведения и оценок становятся всё более очевидными

Все эти особенности подлежат

- осмыслению, учету и коррекции

- по отношению к партнеру по коммуникации.

Поведение людей, принадлежащих к другим культурам,

- является предсказуемым,

- и поддается изучению и про гнозированию,

- но при этом требует специальных образовательных программ,

- направленных на подготовку к межкультурной коммуникации.

Изучение иных культур

- обогащает человека,

- трансформирует его отношение к миру и другим людям,

- а также может кардинально изменить его отношение к жизненным ситуациям.