Культурная диффузия как форма межкультурной коммуникации
Культурная диффузия как форма межкультурной коммуникации представляет собой
- взаимное проникновение (заимствование) культурных черт и комплексов из одного общества в другое
- при их соприкосновении (культурном контакте).
Культурная экспансия | Культурная диффузия |
Культурная экспансия носит однонаправленный характер
| Культурная диффузия - носит дву- или многонаправленный процесс, - зависящий от количества взаимодействующих культур, - распространяющих свои ценности на другие культуры.
|
Механизмами культурной диффузии служат
- миграция,
- туризм,
- деятельность миссионеров,
- войны,
- торговля,
- торговые выставки и ярмарки,
- научные конференции,
- обмен студентами и специалистами и т.п.
В результате культурной диффузии народы
- заимствуют друг у друга не все подряд,
- а лишь то, что,
1. во-первых, является близким их собственной культуре,
- т.е. то, что можно понять,
- оценить
- и соответствующим образом использовать;
2. во-вторых,
- принесет народам выгоду,
- поднимет престиж,
- позволит продвинуться вверх по ступенькам социального прогресса;
3. в-третьих, отвечает внутренним потребностям народов,
- т.е. таким потребностям,
- которые не могут удовлетворить культурные артефакты и комплексы,
- имеющиеся в его распоряжении.
Примером престижного заимствования служит мода:
- один народ или социальная группа заимствует
- не то, что им необходимо с утилитарной точки зрения,
- а то, что считается престижным.
Процесс заимствования в таких ситуациях может приобретать ценной характер.
Когда общество решает,
- стоит ли ему заимствовать те или иные ценности, научные достижения, культурные образцы, социальные институты,
- оно взвешивает плюсы и минусы.
Если доходы (обретения),
- получаемые культурой-реципиентом от внедренного новшества,
- превысят затраты,
- то оно пойдет по пути культурных заимствований.
Если новшество
- не облегчает,
- а затрудняет решение проблем,
- то от него следует отказаться.
Иными словами,
- выгоды от принятия культурного новшества
- должны превышать выгоды от его отвержения.
В данном случае речь идет о культурном заимствовании как целенаправленном и сознательно регулируемом процессе культурной диффузии.
Но культурная диффузия может носить стихийный и неуправляемый характер
В подобном случае отсутствует сознательный отбор культурных инноваций.
Тогда предметом заимствования
- могут стать культурные образцы,
- негативные с точки зрения автохтонной культуры.
Культурная диффузия может происходить
- не только между странами и народами,
- но и между группами (социальными, демографическими, профессиональными, конфессиональными и др.) — носителями субкультур.
Поэтому различают два направления культурной диффузии:
1. горизонтальное распространение культурных новшеств
2. вертикальное распространение элементов культуры
Горизонтальная культурная диффузия | Вертикальная культурная диффузия |
Горизонтальное распространение культурных новшеств наблюдается - между равными по статусу группами, - поэтому его также можно назвать межгрупповой культурной диффузией - (например, проникновение элементов городской культуры в сельскую местность)
| Вертикальное распространение элементов культуры происходит - между субъектами с неравным статусом, - его называют стратификационной культурной диффузией - (заимствование аристократией элементов простонародного говора)
|
Результатом культурной диффузии становится культурная интеграция
При культурной интеграции происходит объединение различных частей взаимодействующих культур в некую целостность, обеспечивающую их взаимосвязь.
- Межкультурная коммуникация
- Понятие межкультурной коммуникации
- I в отечественной литературе
- II в английском языке слово культура, (culture) трактуется как:
- III в немецком языке слово культура (Kultur) имеет следующие основные значения:
- Становление межкультурной коммуникации как научной и учебной дисциплины.
- Уровни межкультурной коммуникации
- Межличностный уровень коммуникации.
- Межкультурная коммуникация в малых группах
- Межкультурная коммуникация в больших группах.
- I Этнический уровень межкультурного взаимодействия
- II Национальный уровень межкультурной коммуникации
- Формы межкультурной коммуникации Аккультурация как форма межкультурной коммуникации.
- IV интеграция
- Культурная экспансия как форма межкультурной коммуникации.
- Культурная диффузия как форма межкультурной коммуникации
- Культурный конфликт как форма межкультурной коммуникации
- Лингвокультурологические аспекты межкультурной коммуникации Лингвистические аспекты межкультурной коммуникации.
- Невербальные аспекты межкультурной коммуникации.
- Типы восприятия межкультурных различий
- II Защита собственного культурного превосходства
- III Минимизация культурных различий
- IV Принятие существования межкультурных различий
- V Адаптация к новой культуре
- VI Интеграция и в родную, и в новую культуры
- I Первый этап — «медовый месяц» (н.К. Иконникова)
- II Второй этап— «культурный шок».
- III Третий этап предполагает выработку разных стратегий поведения.