logo search
Зачет Бондарева

16 Вопрос Потенциал Русской православной церкви в профилактике безнадзорности несовершеннолетних: социальные функции.

Функции РПЦ в России:

1) моральная (ценностная, аксеологическая) – соблюдение моральных принципов

2) духовная

3) гносеологическая – система знаний и представлений

4) политическая

5) экономическая

6) историческая (религия осуществляет эту функцию 2-мя путями: накопление и обобщение исторической информации; путем формирования системы культа, традиций, обрядов)

7) функция социализации (крестьянские общины создавали широкие возможности для социализации личности – богослужения, паломничества. Выполняется важная психологическая потребность идентификации личности с подобным себе)

8) педагогическая (процесс христианского образования идет по 3-м направлениям: когнетивному, моральному, духовному. Педагогическая деятельность осуществляется либо на прямую - при соприкосновении человека с общиной, либо косвенно - через семью)

9) психотерапевтическая: христианская традиция накопила огромный опыт в процессе диагностики душевного и духовного состояния человека.

20

ГУЧ РЦСРН "ДОБРОЕ СЕРДЦЕ"

"РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ "ДОБРОЕ СЕРДЦЕ", ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. Северная Осетия-Алания, республика, г. Владикавказ.

ГУЧ РЦСРН "ДОБРОЕ СЕРДЦЕ" зарегистрировано 23 января 2001 года. Организация-регистратор – Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Промышленному муниципальному округу г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания.

Деятельность ГУЧ РЦСРН "ДОБРОЕ СЕРДЦЕ":

2Здоровьесберегающие технологии в деятельности социально-реабилитационного центра

Основная задача педагогов учебных и воспитательных учреждений - подготовить ребенка, подростка к самостоятельной жизни. Здоровьесберегающие технологии» интегрируют все направления работы по сохранению, формированию и укреплению здоровья ребенка.Здоровьесберегающие технологии рассматриваются и как технологическая основа здоровьесберегающей педагогики - одной из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации воспитательного процесса детей без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье воспитанников и педагогов. Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего воспитательно-реабилитационного процесса. Это может быть воспитательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляется при тесном контакте педагог - медицинский работник - воспитанник); физкультурно-оздоровительный (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Только благодаря комплексному подходу к воспитанию детей могут быть решены задачи формирования и укрепления их здоровья .Коррекционная работа, связанная с укреплением здоровья детей в реабилитационном центре, особенно актуальна и реализуется путем осуществления системы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.Государственное учреждение социального обслуживания населения Орловской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних работая в инновационном режиме в области здоровьесберегающих технологий, разрабатывает и внедряет в практику коррекционно-развивающие программы.Для выработки грамотного подхода к оздоровлению несовершеннолетних в условиях реабилитационного пространства была составлена здоровьесберегающая система учреждения.

Цель работы: сохранение психического здоровья воспитанников, отработка методов коррекции психофизических отклонений, поиск резервов, повышающих физические свойства организма и устойчивости психики и нервной системы детей.В ходе воспитательно-реабилитационного процесса решаются следующие задачи.

Оздоровительные задачи:улучшение состояния физического развития детей;повышение активности и общей работоспособности организма;формирование у детей двигательных умений и навыков;развитие физических качеств;овладение детьми знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья;приобщение детей к традициям большого спорта.

Воспитательные задачи (с воспитательными задачами связано разностороннее развитие детей):формирование у детей интересов к систематическим занятиям физическими упражнениями и потребности в здоровом образе жизни;воспитание организованности, самостоятельности, любви к занятиям спортом и результатам своих занятий;воспитание положительных черт характера и нравственных качеств, волевых проявлений;воспитание положительных чувств и эмоций;воспитание стремления к эстетически оправданному поведению, непримиримости ко всему грубому в действиях, словах и поступках.

Коррекционные задачи реализуется путем:создания условий для удовлетворения потребностей в двигательной активности детей в повседневной жизни;коррекции нарушенных психических функций в двигательной деятельности на основе сохранённых двигательных возможностей;осмысления и словесной регуляции ребенком своих движений прим выполнении физических упражнений, т.е. путем развития в процессе двигательных актов импрессивной и экспрессивной речи;выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и их реализация через систему физического оздоровления.

Развивающие задачи В настоящее время можно с уверенностью сказать, что система физкультурно-оздоровительной работы, созданная в центре, функционирует успешно. Был выработан механизм внедрения здоровьесберегающих технологий, включающий следующие параметры:Построение реабилитационно - воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий.Интеграция различных реабилитационных программ в едином поле знанийна основе социокультурных игр.Введение в различные мероприятия оздоровительных технологий.Осуществление опытно-экспериментальной работы в области здоровьесберегающих технологий.Изменение управленческих функций за счет введения валеологического анализа занятий по физическому развитию с дошкольниками и мероприятий спортивной направленности.

Медицинские исследования (ведение индивидуальных карт развития).Разработка медико-педагогических рекомендаций для специалистов центра, родителей и воспитанников по профилактике и коррекции патологии здоровья.Социологические и психологические исследования (изучение процесса адаптации, психодиагностика, изучение свойств личности, межличностных отношений). Внедрение здоровьесберегающих технологий включает нескольких аспектов:психологический (произвольность мотивации личности, наличие и выраженность субъективной активной позиции деятельности);медико-оздоровительный (организация педагогической и оздоровительной работы в центре и на основе принципов здорового образа жизни);социально-педагогический (создание предметно-развивающей среды, построение на принципах личностно-ориентированного подхода, научно-педагогической, методической базы, модернизация воспитательно-реабилитационного процесса, внедрение инновационных технологий оздоровления воспитанников, изменение организационной и управленческой структуры).

Психологический аспект Деятельность психолога центра ориентирована на компенсацию, восстановление и сохранение психического здоровья детей, их оптимальную социализацию и адаптацию в социуме. Данная деятельность осуществляется в рамках программ, предусматривающих межличностное взаимодействие как с детьми, так и с воспитателями как основной категорией взрослых, ответственных за судьбу воспитанников. психолог строит свою деятельность по следующим основным направлениям:- изучение наиболее типичных психологических проблем детей и форм их проявления у воспитанников (задержка психического развития, тревожность, сниженная самооценка, фобии, преневротичное состояние, агрессивность, депрессивные состояния, гиперактивность, аутичность и т.д.);- психологическая диагностика (как первичная, так и в текущем режиме) с целью изучения особенностей личности, исследования ценностных ориентации, интересов, склонностей, оценки интеллекта и умственной работоспособности;- развивающая и психокоррекционная работа, направленная на восстановление и формирование структуры личности ребенка, обеспечение возможного соответствия уровня развития возрастным нормативам, преодоление нарушений в развитии и поведении воспитанников;- психопрофилактическая работа, направленная на создание благоприятных психологических условий для адаптации воспитанников (оптимизация социально-психологического климата в коллективе центра, в том числе и в семейных воспитательных группах; предупреждение возможных социопатических проявлений и нервно-психических срывов у воспитанников, а также предупреждение психической перегрузки у персонала);-участие в формировании и сопровождении семейных воспитательных групп.Центральное место в работе психологов занимает индивидуальная работа с детьми диагностического и коррекционного плана.

Медицинский аспектОсновными задачами медицинского персонала центра являются разработка и реализация индивидуальных и коллективных программ оздоровления воспитанников, сбережение и совершенствование, укрепление и развитие здоровья, формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.Решение этих задач осуществляется посредством диагностики, лечения, профилактической работы, а также:формирования банка данных о состоянии здоровья каждого воспитанника, мониторинг здоровья;использования инновационных методик оздоровления, внедрение системы оптимального медицинского обеспечения;создание оптимальных внешнесредовых условий для проживания детей, подкрепленных рациональным, валеологически обусловленным режимом дня, питанием;создание эффективной системы оздоровления и интеграция этой системы в воспитательный процесс;экспертиза воспитательно-реабилитационного процесса: выводы, рекомендации.

Особое внимание уделяется валеологическому направлению, включающему в себя:создание условий для работы, обеспечивающих сохранение здоровья сотрудников;проведение регулярных медосмотров сотрудников, флюорографического обследования;проведение вакцинации по эпидемиологическим показаниям;фитотерапия;повышение компетентности специалистов в вопросах здорового образа жизни.

Лечебно-профилактическая работа:- общий режим дня;- сон;-занятия с дошкольниками и школьниками; - прогулки; - водные процедуры (гигиенический душ, циркуляционный душ);прогулки;

Педагогический аспект Всестороннее развитие личности предполагает овладение воспитанниками основами физической культуры: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры. Разнообразная деятельность обеспечивает каждому ребенку одинаковый доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом, предоставляет им разноуровневый по сложности и субъективный по трудности материал, создает максимально благоприятные условия для раскрытия, и развития не только физических, но и духовных способностей, помогает им в самоопределении.

Цель: приобщение детей к физической культуре и основам здорового образа жизни.

Задачи: Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию, воспитание нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.

Здоровьесберегающая развивающая среда. На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда, воспитание.Специальным образом организованная среда способна оказать позитивное влияние на развитие способности ребенка. Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития воспитанников. Развивающая среда дает возможность детям испытывать свои способности, позволяет им проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля.Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребёнка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.Основные принципы организации физического воспитания физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья;сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами;обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений на повышение выносливости кардиореспираторной системы (занятия строить с учётом группы здоровья);медицинский контроль физического воспитания и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья;включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.В центре ведется работа по профилактике и снижению заболеваемости детей (используются разные виды закаливания, дыхательная гимнастика, воздушные и солнечные ванны, витаминизация, фито- и физиотерапия, массаж, корригирующая гимнастика и т.п.; ведется систематическая работа с часто и длительно болеющими детьми и т.п.).

Цель программы: содействие всестороннему развитию физических и духовных сил занимающихся; помочь естественному развитию организма ребёнка, морфологическому и функциональному совершенствованию коррекции его отдельных органов и систем, профилактика различных заболеваний.

23

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области «Талдомский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Журавлик» нацелено на сохранение ребёнка в семье и семьи для ребенка. На профилактику семейного неблагополучия направлено раннее выявление жестокого обращения с детьми в семьях и оказании профилактической помощи. Основным направлением деятельности центра является оказание социально-экономической, правовой, педагогической, бытовой, медицинской, психологической помощи семье и детям.

В структуре центра три отделения: дневного пребывания несовершеннолетних; участковой социальной службы; психологопедагогической помощи. В отделение дневного пребывания принимаются дети от 3 до 18 лет, проживающие в своих родных семьях, но нуждающиеся в социальной поддержке. В 2010 г. в отделении прошли реабилитацию 156 детей из 128 семей. Реабилитационная работа отделения проводится по программам психолого-педагогической коррекции по снижению уровня агрессивности и овладению навыками конструктивного общения. Коррекция эмоционально-волевой сферы ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста достигается через развитие двигательной активности детей, эмоционального развития и формирования социальных навыков.

В центре проходят интересные досуговые мероприятия, подготовленные специалистами центра и детьми. В их числе – утренник в рамках общероссийского праздника «День семьи, любви и верности», развлекательная программа «Мы танцуем и играем, – никогда не унываем», акция «Согреем детские сердца добротой и любовью», развлекательная программа «Час вежливости», праздник «День матери» и т.д. Детям и членам их семей было предоставлено 72917 услуг.

Основные направления деятельности отделения участковой социальной службы (УСС) – социальный патронат семей; выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении и нуждающихся в социальной защите и поддержке; ведение банка данных семей, находящихся в социально-опасном положении. Специалистами отделения проводится индивидуальная адресная работа, благодаря которой семья получает конкретную помощь и поддержку.

На учёте участковой социальной службы состоит 166 семей, в них 266 детей, а на патронате – 77 семей, в них 125 детей. За 2010 год обслужено 214 семей, 696 человек, из них несовершеннолетних – 285, предоставлено 8563 услуги. Специалисты отделения принимали участие в трёх областных межведомственных рейдах по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении. Кроме того, проводятся совместные выходы в семьи с инспекторами ОДН и специалистами отдела опеки и попечительства. Специалисты отделения выходили в семьи более 3000 раз.

Отделение психолого-педагогической помощи создано для оказания практической помощи семьям и детям в сфере семейного, родительского, межличностного общения, обеспечения защищённости, поддержки и укрепления психологического здоровья, профилактики девиантных форм поведения детей и подростков. Коррекционно-реабилитационная работа отделения проводится по программам: «Азбука здоровья», позитивного развития личности и профилактике вредных привычек «Познаю себя и учусь управлять собой», социального развития детей в условиях дефицита общения с родителями «Я в безопасном мире» и др. В течение 2010 г. специалистами отделения обслужено 87 семей.

В них 189 человек, из них несовершеннолетних – 105. Предоставлено услуг более 7800. Специалистами отделения проводятся следующие мероприятия: « В гостях у сказки», праздник «День знаний», социально-психологическая акция «Есть контакт» и т.д.