logo
Зачет Бондарева

25 Вопрос. Социально-реабилитационный центр для детей и подростков "Колосок"

Дата основания:1 июня 1993 год .

Направления деятельности: Реабилитационно-коррекционная, воспитательная работа

Персонал: В Учреждении работает 63 сотрудника, из них: руководство - 10, воспитатели - 14, врачи - 0,5, медсестры - 3, психологи - 2, технический персонал - 25.

Количество детей в учреждении: В Учреждении воспитывается 55 детей, из них: в возрасте от 4 до 7 лет - 47; от 7 до 10 лет - 2; от 10 до 14 лет - 3; от 14 до 18 лет - 3 (девочки - 28, мальчики - 27). Возраст детей: от 4 до 18 лет

Количество детей-сирот: 4Принцип формирования группы: Группы смешанные

Обучение детей: Дети обучаются в обычной школе.

С детьми ведется внеклассная работа: спортивные кружки.

Лечение детей: В Учреждении оказывается только первая медицинская помощь. Медкабинет и мед оборудование не соответствует потребностям Учреждения.

Летний отдых: Летом дети выезжают в летний лагерь.

Общение детей: Дети общаются с детьми и взрослыми, живущими и работающими за пределами Учреждения, переписываются с родственниками и друзьями. Для детей организуют поездки и экскурсии в Ярославль, Углич, Ростов. Дети участвуют в областных, региональных конкурсах, акциях, мероприятиях для детей: районные выставки поделок, спортивные соревнования, детские праздники.

Игрушки и игры: Игры и игрушки соответствуют потребностям по возрасту детей, не соответствуют по количеству. Есть игровая комната, у детей нет личных игрушек.

Привлекаются добровольцы. Есть потребность в добровольцах для: гостевого режима, обустройства территории, наставничества, репетиторства, организации экскурсий и общения с детьми.

Программа ТАСИС (ТАСIS)

Программа технического содействия бывшим республикам СССР (за исключением стран Балтии) учреждена по инициативе Европейского Союза с целью оказания содействия развитию экономическим, социальным реформам и демократическим преобразованиям. Программа действует на безвозмездной основе. Программа не предусматривает финансирование инвестиционныx проектов и концентрируется на оказании консультационно-технического содействия.

Управление программой ТАСИС в России осуществляется совместно Европейским Союзом и Российским правительством.Программа ТАСИС в России состоит из отдельных проектов. Эти проекты отбирают в соответствии с долгосрочным планом. Этот план, называемый Индикативной программой, разрабатывается Европейским Союзом и Правительством России на срок до трех лет. Техническое содействие осуществляется в следующих основных областях: демократическая реформа, экономика, безопасность, международная политика, правосудие и внутренние дела, охрана окружающей среды.ТАСИС принял ряд подпрограмм, об'единяющих схожие по типу проекты. Это генеральные программы, программы в области образования и науки, программа поддержки предприятий. Объединить усилия государственных и общественных организаций, сделать социальную помощь адресной и результативной - такую цель преследует международный проект ТАСИС. В 2001 году Орловская область была включена в проект TACIS "Неправительственные организации социальной сферы". В целях реализации проекта даже было издано специальное постановление Главы администрации и создан специальный Координационный Совет по развитию партнерства органов исполнительной власти и неправительственных организаций в социальной сфере, возглавляемый вице-губернатором. Однако за два года координационный совет так ни разу и не собрался, а постановление о его формировании было тихонечко отменено. Единственным результатом реализации проекта на Орловщине стал выпуск тиражом в несколько десятков экземпляров список орловских общественных организаций. К сожалению, областное общество Красного Креста, готовившее издание, и эту малую работу провело формально; в результате выпущеный с немалым количеством ошибок сборник устарел еще до выхода из типографии - и, ко всему прочему, до самих общественных организаций и не дошел..1.1. Программа ТАСИС "Бистро"Программа Тасис Бистро направлена на дополнение основных программ Тасис путем предоставления оперативного и гибкого механизма поддержки маломасштабных проектов технического содействия. в частности, деятельности, направленной на развитие демократических ценностей и институтов гражданского общества: укрепление правового государства, защиту индивидуальных прав, поддержку независимости СМИ и межнациональной терпимости.Проекты, осуществляемые в рамках Бистро, являются всеобъемлющими и включают в себя различные фазы и мероприятия (сбор данных, анализ, выбор решений, осуществление проекта, распространение результатов), которые в совокупности способствуют улучшению ситуации.Программа Тасис Бистро не спонсирует участие частных лиц в семинарах, конференциях и конгрессах, не предоставляет индивидуальных стипендий для обучения, не финансирует составление технико-экономических обоснований или бизнес-планов.Поддерживает небольшие проекты продолжительностью от 3-5 недель до 9 месяцев. В рамках программы возможно финансирование расходов на консультативные услуги, профессиональную подготовку и образование, проведение конференций и семинаров. Приоритет отдается проектам развития людских ресурсов (обучение рабочих, специалистов, начинающих бизнесменов).Участники: любая организация России может предложить свой проект. Возможно участие партнера из ЕС, но заявка подается российской стороной.Условия: средства не предоставляются для финансирования проектов уже получающих поддержку через другие программы ТАСИС, а также проектам, финансирование которых может осуществляться через другие рабочие программы ТАСИС.

Учреждениями в условиях непрерывного реабилитационного процесса оказываются социальные услуги несовершеннолетним в установленном порядке с обеспечением доступности и своевременности квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи на основе индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты, и организуется социальный патронаж. Обучение несовершеннолетних организуется в соответствии с законодательством об образовании Российской Федерации. Для несовершеннолетних, которые по медицинским и психолого-педагогическим показаниям (несоответствие возраста уровню знаний, отставание по отдельным предметам) не могут обучаться в образовательных учреждениях на общих основаниях, совместно с органами управления образованием в установленном порядке организуется надомное обучение. оздоровление системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников по месту учебы, работы, снятие психотравмирующих ситуаций среди их ближайшего окружения; содействие несовершеннолетним в профессиональной ориентации и получении специальности, образования; включение несовершеннолетних в разнообразные виды трудовойдеятельности, проводимой в учреждении и за его пределами, с учетом возрастных и физиологических особенностей; оказание комплексной медико-психолого-педагогической помощи.

В связи с необходимостью организации эффективного межведомственного взаимодействия органов и учреждений в области профилактики безнадзорности несовершеннолетних следует четко определить организационно-правовые механизмы и формы его осуществления. Иными словами, требуется создание такой системы, которая будет успешно работать при условии обеспечения координации и взаимодействия всех субъектов профилактики детско-подростковой безнадзорности.Такое взаимодействие должно включать проведение регулярных совещаний со специалистами с целью оперативного обмена информацией по проблемам безнадзорности и систематического сравнительного анализа работы комиссий по делам несовершеннолетних в районах и городах, данные которого доступны для ознакомления.совершенствование региональной системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних и организация эффективного межведомственного взаимодействия всех субъектов профилактики будет способствовать улучшению тенденций в сфере детско-подростковой безнадзорности на территории Орловской области.Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, находятся в ведении государственных структур, которые составляют лишь первую часть (первый сектор) социума России. Государственные структуры обладают полнотой власти, правом на издание нормативных ведомственных документов, организацию отчетно-проверочной и контрольно-санкционирующей деятельности всех подведомственных им организаций, созданных по вертикали в каждом регионе страны. В рамках этой части социума разрабатывается государственная социальная политика. Действуя в соответствии с бюджетом, государственные и муниципальные специализированные учреждения стараются решать проблемы социальной профилактики детской безнадзорности и беспризорности в конкретных населенных пунктах.Вторую часть (второй сектор) социума составляют структуры большого, среднего, малого и очень малого бизнеса. Именно они способствуют обеспечению населения всеми видами товаров, распространяя свое влияние даже на самые маленькие населенные пункты и в значительной мере снабжая всем необходимым социальные организации. В этом секторе российского социума сосредоточены основные финансовые потоки и деньги, которых так не хватает государству для полного решения задач профилактики детской безнадзорности.Третью часть (третий сектор) социума представляют общественные объединения и организованные сообщества граждан, которые принято называть неправительственными (негосударственными, некоммерческими) организациями. Не входя в государственные структуры, эти объединения характеризуются высоким уровнем общественной инициативы. Их развитие способствует формированию гражданского общества.Можно утверждать, что только объединение всех трех секторов социума на принципах социального партнерства и согласование между ними приоритетов и ценностей позволят сформировать единую социальную политику России, которая будет отражать главные цели государства и общества в сфере социального развития и способствовать социальному миру.

Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" в качестве одной из организационно-правовых форм общественных объединений предусмотрено создание и организация деятельности общественных учреждений. Согласно определению, данному в названном законе, общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Источниками формирования имущества общественных учреждений, как и других общественных объединений, являются добровольные взносы и пожертвования, доходы от предпринимательской деятельности, гражданско-правовых сделок, поступлений от проводимых в соответствии с уставом мероприятий и другие, не запрещенные законом поступления

В социальной сфере, прежде всего в том ее секторе, который ориентирован на формирование негосударственных социальных учреждений, чаще всего они создаются в виде социальных приютов для детей и подростков. Первый такой приют был открыт российским благотворительным фондом "Нет алкоголизму и наркомании" (НАН) в Москве десять лет назад и назывался "Дорога к дому". Этот приют существует и сегодня. С детьми 4-10 лет (всего в приюте 35 детей) работают психолог, социальный работник, социальный педагог и врач. Открыт учебный класс.

В Санкт-Петербурге действуют 7 негосударственных социальных приютов, открытых различными общественными объединениями, в том числе "Детский ковчег", созданный в 1998 г. общественной организацией "Логос Интернейшнл" и рассчитанный на проживание 30 детей от 7 до 18 лег, "Жизнь", созданный в 1997 г. и рассчитанный на 23 несовершеннолетних в возрасте от 5 до 18 лет, и др. Прием детей в эти приюты проводится круглосуточно.

Есть социальные приюты, созданные НГО, в Москве и других регионах. Так, благотворительный фонд социальной защиты молодежи и малоимущих "Ораториум" им. Яна Боско (Москва) открыл приют еще в 1996 г., купив для этих целей на деньги спонсоров две квартиры. В них постоянно проживают 12 детей, еще 20 из семей группы риска получают регулярное полноценное питание. Фонд намерен расширять свою деятельность: приобретено здание бывшего детского сада, где после реконструкции будет развернут приют семейного типа. Международная ассоциация по борьбе с наркоманией и наркобизнесом открыла приют для девочек, употребляющих наркотические и токсические вещества.

Общественным фондом "Женский дом Святой Ефимии" (г. Всеволожск Ленинградской области) создан приют для девочек-подростков на базе сельскохозяйственного кооператива. Персонал приюта разрабатывает и реализует индивидуальные реабилитационные программы, которые включают получение детьми образования, трудовой специальности, медицинской и психологической помощи. В приюте есть и отделение для приема одиноких матерей с младенцами; в приюте они проходят медико-психологическое обследование, получают правовую помощь

Негосударственные социальные приюты открывают православные храмы и монастыри, а также другие религиозные организации. Например, в Москве при храме Вознесения Господня за Серпуховскими Воротами создан приют для мальчиков от 3 до 18 лет на 30 человек; при храме Святителя Митрофания Воронежского - приют "Павлин"; в Марфо-Мариинской обители - приют для девочек. Санкт-петербургский христианский просветительный благотворительный фонд "Служение" в 1997 г. учредил социальный приют "Радуга надежды" для 9 детей. Все они учатся в школе индивидуального обучения. В структуре приюта есть дневной центр, где ежедневно предоставляется питание детям из неблагополучных семей.

пример общественного учреждения иного вида, деятельность которого направлена на профилактику детской безнадзорности путем предоставления адекватной помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, является социально-медицинский пункт, созданный в ноябре 2001 г. несколькими НГО на базе санкт-петербургского государственного социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних "Альмус" при финансировании Всемирного детского фонда.

.1 Поддержка социальных инициатив НГО и привлечение их к решению социальных задач

Фундаментальным условием оптимальной реализации созидательного потенциала НГО по профилактике детской безнадзорности является сотрудничество общественных объединений с органами управления, всесторонняя поддержка ими инициатив гражданского общества. Изучение реального положения дел в организации такого сотрудничества выявило, что наряду с положительными результатами имеется большое число нерешенных проблем.

Самым существенным в позитивной практике сотрудничества НГО и государственных структур следует считать опыт финансового обеспечения инициатив общественных объединений, в том числе программ и проектов профилактики детской безнадзорности. Именно компонент финансовой поддержки закономерно выдвигается как приоритетный во всей системе сотрудничества. Общественные объединения в целом располагают достаточным креативно-деятельностным, институциональным, кадровым и интеллектуальным потенциалом, необходимым для достижения эффективных результатов, но в рамках современного российского законодательства неразрешимой (без наличия доброй воли со стороны властных структур) является проблема финансирования социально ценных инициатив.

Ощутимые практические результаты активности третьего сектора, как правило, можно видеть только там, где органы власти находят возможность его адекватной финансовой поддержки. В ином случае НГО вынуждены ограничивать воплощение своих замыслов размерами самостоятельно заработанных средств, спонсорской помощью, фантами зарубежных благотворительных организаций.

Так, в Москве взаимодействие государственных организаций и общественных объединений, включая и решение проблем безнадзорности несовершеннолетних, осуществляется разными путями, и не в последнюю очередь через поддержку инициатив НГО городскими грантами. Эти гранты выдаются на конкурсной основе, методом привлечения общественных объединений к реализации городских программ с выделением соответствующих финансовых средств, а также путем проведения конкурса социально значимых программ организаций третьего сектора. Победители конкурса получают стартовый капитал от 50 до 200 тыс. руб. и, привлекая другие источники, успешно реализуют свои проекты и программы. Принят закон города Москвы "О взаимодействии органов власти Москвы с негосударственными некоммерческими организациями"; открыт центр "Социальное партнерство", который стремится укрепить связи муниципальных и государственных структур; создан Московский дом общественных организаций -центр связи городских властей с представителями гражданского общества; учрежден фонд "Московская программа общественного развития", который оказывает помощь НГО, привлекая спонсоров и инвесторов [18, с. 188-199].

Именно таким путем органами власти Москвы реализуется в целом продуктивная идея построить эффективную систему привлечения НГО к решению социальных задач.

Вместе с тем нельзя не отметить, что существенным изъяном принятой в Москве модели взаимодействия органов власти и НГО является устранение из системы сотрудничества отраслевых органов управления такими сферами, как социальная защита, образование и здравоохранение. Все нити координации управления системой взаимодействия и контактов с общественными объединениями и их финансовой поддержки сосредоточены в одной структуре - Комитете общественных и межрегиональных связей. Понятно, что функционально ориентированная структура не может обеспечить компетентное решение вопросов содержания совместной деятельности НКО и органов власти, курирующих отрасли городской социальной сферы; кроме того, она не имеет властных полномочий на это. По мнению экспертов, целесообразным является подход, когда каждый из отраслевых управленческих органов самостоятельно в пределах своей компетенции осуществляет взаимодействие с общественными объединениями, поддерживая их инициативы либо привлекая к решению актуальных проблем своего сектора социальной сферы. Координацию этой деятельности, а также решение вопросов взаимодействия на межотраслевой (или внеотраслевой) основе призван осуществлять функциональный орган управления. Именно так выглядит модель сотрудничества органов управления и НГО тех регионов, где она близка к оптимальной.

В связи с постановкой вопроса об оптимальности модели совместной работы государственных и общественных структур особый интерес представляет опыт реализации проекта ТАСИС "Неправительственные организации социальной сферы". В рамках этого проекта обоснована, методически оснащена и апробирована новая для России модель отношений государственных органов и НГО - модель социального партнерства. Она пока внедрена только в сфере социальных услуг, но, по мнению участников проекта из пилотных регионов (Республика Коми, Воронежская, Новгородская области, Санкт-Петербург), полностью соответствует критерию оптимальности.

В общем виде модель социального партнерства в области предоставления социальных услуг можно представить как совокупность ее структурно-организационных и содержательно-функциональных элементов, конструируемых в каждом регионе и муниципальном образовании:

а) координационный совет в сфере социальных услуг (КС), в состав которого поровну входят представители органов социальной защиты населения, НГО, оказывающих социальные услуги, и бизнес-структур. Деятельность КС включает несколько этапов:

анализ социальной ситуации в регионе и формулирование приоритетных социальных проблем;

определение приоритетных целевых групп населения, больше всего страдающих от наличия данных проблем;

объявление конкурса совместных проектов органов социальной защиты и НГО, направленных на решение проблем приоритетных групп населения;

проведение тендера по выявлению наиболее удачных проектов; организация подписания контрактов между органами социальной защиты, НГО и структурами бизнеса о совместной реализации проектов; контроль и мониторинг за их осуществлением, подведение итогов;

б)проекты по оказанию социальных услуг особо нуждающимся категориям граждан, на реализацию которых мобилизуется весь доступный организационный, интеллектуальный, кадровый, финансовый, материальный, информационный и иной имеющийся потенциал контракторов - социальных партнеров: органов социальной защиты населения, НГО и представителей бизнес-сообщества. Каждый из них вносит в выполнение проектов те мощности и ресурсы, которыми располагает (разумеется, с учетом иной осуществляемой в данный период деятельности);

в)центр социального партнерства (ЦСП), который выполняет обучающие, методические, консультационные, информационные функции по отношению к персоналу каждого из субъектов социального партнерства - руководителям и специалистам органов управления, лидерам и членам НГО, добровольцам, сотрудникам предпринимательских организаций [72, 74].

Один из примеров реализации пилотного проекта на принципах социального партнерства в ходе проекта ТАСИС "Неправительственные организации социальной сферы" - Детский кризисный центр. Его создание стало общим делом благотворительной организации "Центр международного молодежного сотрудничества" и администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга.

Центру принадлежит важная роль в профилактике безнадзорности, противоправного поведения и наркомании среди детей и подростков. Кризисный центр круглосуточно принимает детей, подвергшихся насилию, столкнувшихся с неразрешимыми проблемами, угрожающими их жизни и здоровью (как нравственному, так и физическому). Здесь им оказывается социальная, психологическая и юридическая помощь. В столярной и швейной мастерских центра дети получают первоначальные навыки профессионального труда.

В соответствии с контрактом администрация освободила НГО от арендной платы за помещение, в котором разместился Детский кризисный центр, от коммунальных платежей. Были профинансированы расходы на питание детей, приобретение мебели и другое оснащение. В свою очередь общественное объединение оплачивало персонал центра, привлекало волонтеров, выделяло собственные средства на текущие нужды. Роль структуры бизнеса сыграл проект ТАСИС: его представители купили для центра недостающее оборудование и мебель.

Так был реализован принцип социального партнерства: каждый из участников контракта внес свой посильный вклад в общее дело. Социальный эффект от результатов проекта на основе партнерских отношений оказался больше, чем ожидали эксперты: укрепилось доверие между государственным и неправительственным секторами, появилось взаимоуважение у их лидеров, органы управления ощутили реальную силу НГО, а общественное объединение - заботу администрации о реальных нуждах жителей [72, с. 57-58].

Представляет интерес опыт уникального государственного учреждения - Челябинского центра общественных объединений, специально созданного органами управления для поддержки развития социальных инициатив третьего сектора. В программах и проектах центра уделяется постоянное внимание проблеме профилактики асоциальных явлений в детско-подростковой среде. В рамках обучающих программ для специалистов муниципальных служб социальной помощи семье и детям проведены семинары "Психолого-педагогические особенности работы с детьми группы риска", "Проблемы коррекции негативного семейного опыта и подготовка к самостоятельной и семейной жизни детей, воспитывающихся вне семьи" и др. Состоялись "круглые столы" "Социальная адаптация детей-сирот", "Насилие в семье в отношении женщин". Организован цикл пресс-конференций для журналистов: "Зажги свечу", посвященный Дню умерших от СПИДа (ее провел фонд "Береги себя"); "Уродство и слезы наркотиков", посвященный организации благотворительного фотоконкурса (общественное движение "Мадонна"); "Карате против насилия, за здоровье и силу наших детей" (федерация "Карате киокушинкай") и ряд других. В ходе каждой пресс-конференции поднимались вопросы профилактики детской безнадзорности. Реализованы программы и проекты "Партнерство во имя города", "Социальные услуги - городу", "Гражданское общество - детям Южного Урала", "Скорая помощь", в рамках которых многие НГО, работающие с семьями и детьми групп социального риска, получили финансовую помощь спонсоров, а также организационно-методическую и информационную поддержку центра общественных объединений [88].

Анализ показывает, что кроме экспериментальных регионов либо регионов, продвинутых в направлении выработки адекватной политики и технологий совместного с НГО решения проблем профилактики детской безнадзорности, социально-профилактический потенциал общественных объединений в настоящее время реализуется ими самостоятельно, без взаимодействия со службами социальной помощи семье и детям и органами управления. При этом данные опроса лидеров НГО, работающих в сфере профилактики детской безнадзорности, свидетельствуют об их полной готовности к такому взаимодействию. Однако роль управленческих структур и социально-реабилитационных учреждений нередко ограничивается формальным согласием на осуществление общественными объединениями тех или иных своих инициатив или проведение акций в их стенах.

В ряде случаев структуры управления игнорируют или даже тормозят инициативы НГО, направленные на решение проблем безнадзорности, и с недоверием относятся к подобным начинаниям [62, с. 27].

В отношениях между органами управления и общественными объединениями существуют и другие негативные моменты. Далеко не всегда лидеров НГО привлекают к участию в разработке и реализации региональных и муниципальных программ профилактики детской безнадзорности, помощи детям, оставшимся без попечения родителей, знакомят с проектами этих программ и конкретных акций. Редко органы власти сами инициируют обсуждение общественными организациями проблемы детской безнадзорности (как это было в Свердловской области, где одна из сессий областной Общественной палаты была посвящена теме профилактики беспризорности и безнадзорности среди детей; участие в сессии приняли многие НГо

Сотрудники органов управления и специализированных учреждений чаще всего не знают о потенциальных возможностях НГО в работе по профилактике детской безнадзорности либо не признают их, полагая, что обойдутся в этой работе без посторонней помощи. Именно поэтому крайне редко практикуется заключение договоров, подписание протоколов о совместной деятельности, создание постоянно действующих "круглых столов" НГО и органов социальной защиты населения, встречи их руководителей с лидерами общественных объединений, хотя Минтруда России показало такой пример . В начале 2003 г. подписан договор между Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Союзом социальных педагогов и социальных работников Российской Федерации.

Государственные органы власти в ряде регионов не обеспечивают координацию усилий всех участников общественного процесса по улучшению жизнедеятельности детей в соответствии с Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей. Это является одной из основных проблем развития негосударственных общественных организаций России в настоящее время.