logo search
ТОСР 1-23

14 Вопрос. Проблема стандартизации социальных услуг как условие повышения качества социальной работы. Уровни и эталоны социальных стандартов.

Стандарт – это образец, эталон в виде нормативно-правового акта, устанавливающего основные требования к качеству и объему социальных услуг, регламентирующего деятельность социальных служб в масштабах государства.

ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СТАНДАРТОВ:

  1. международные

  2. национальные (или государственные)

  3. региональные (частные или локальные)

  4. стандарты отраслей

  5. стандарты учреждений

ПО ОБЯЗАННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ СТАНДАРТЫ ПОДРАЗДЕЛЯЮТ НА:

  1. рекомендательные, 2. Законодательные (обязательны для исполнения)

В системе социальной работы сейчас идет активная разработка стандартов, но уже есть действующие:

  1. образовательный стандарт (мы работаем по нему принят в 2008году по инициативе ГИУСТ)

  2. стандарт этического поведения (у нас нет, мы пользуемся российским, который был разработан в 1994 году на основе кодекса Международной ассоциации социальных работников).

  3. Стандарт минимальных социальных услуг

  4. Стандарт ресурсов (штатное расписание, максимальное количество клиентов на 1 специалиста)

  5. Стандарт качества оказываемых услуг (не разработан у нас)

  6. Стандарт внешнего вида социального работника (не разработан)

15 вопрос. Особенности супервизорства в социальной работе. Технологии его реализации.

В зарубежных системах совершенствования профессио­нальных качеств социальных работников существенное место занимает супервизорство, в основе которого лежит идея активного использования опыта, накопленного в про­цессе практической работы. В Беларуси пока супервизорст­во не получило широкого развития. Однако оно заслужи­вает серьезного внимания, т.к. наряду с используемыми инновационными организационными и содержательными формами социальной работы и развития кадров может ока­заться очень результативным.

Такого рода процесс «научения» в отечественной литературе традиционно называется наставничеством. На Западе же подобное явление именуется супервизорством. Оно включает в себя ряд важных аспектов и проявлений и рассматривается как особо важная система фор­мирования профессионально грамотного специалиста.

Таким образом супервизорство рассматривается как ме­тод управления и консультирования, направленный на обеспечение эффективности и качества профессиональной работы, имеющий место, прежде всего, там, где специа­листы вступают в профессиональный контакт с различ­ными группами и категориями людей, и используется с целью координации работы с клиентами.

Исходя из этого, следует отметить, что супервизор объе­диняет в себе три основные роли: помощника (консультан­та), оказывающего поддержку; учителя, помогающего свое­му подопечному учиться и развиваться; менеджера, несу­щего ответственность, с одной стороны, за то, что делает супервизируемый для клиента, а с другой — перед орга­низацией, которая платит за супервизию.

Следовательно, разумно говорить о триаде функций су­первизора, определяющих содержательную сторону его дея­тельности:

Во-первых, об образовательной функции, заключающей­ся в развитии навыков, умений и способностей социаль­ного работника. Во-вторых, — о поддерживающей функции как способе противостояния стрессу, боли и потерянности, испыты­ваемых социальным работником в результате глубокой те­рапевтической работы с клиентом. Такого рода эмоции по­являются из-за эмпатирования клиенту или стимулируют­ся при взаимодействии с клиентом, или могут быть реак­цией на него. Неприятие этих эмоций вскоре приводит к стрессу и «выгоранию», к снижению эффективности ра­ботника, который начинает либо слишком идентифици­роваться с клиентом, либо защищаться от дальнейшего влияния с его стороны. В такой ситуации главной задачей супервизора является оказание помощи социальному ра­ботнику в осознании этого процесса и работе над подоб­ными реакциями.

В-третьих, о контрольной функции. Не только недоста­ток подготовки или опыта, но также и неизбежные слож­ности взаимоотношений с клиентом, пробелы, уязвимые места заставляют социальных работников искать кого-то, кто наблюдал бы за их работой. В процессе работы с подо­печными супервизор может частично взять на себя ответст­венность за благо клиента и работу с ним супервизируемого (социального работника): он гарантирует поддержание стан­дартов учреждения, в котором проводится работа.

Благодаря супервизорству социальный работник про­должает обучаться и развиваться, более эффективно ис­пользовать собственные ресурсы, управлять своей работой и менять ее формы. Однако нельзя не обратить внимания на значение такой формы супервизорской поддержки, как самрсупервизия, которая уместна всегда, даже тогда, когда социальный работник и так получает хорошую суперви­зию. Практикующему специалисту крайне важно развить в себе внутреннего супервизора, с которым можно консуль­тироваться прямо во время работы. Важным аспектом са-мосупервизии является способность анализировать свою работу прежде всего через самонаблюдение и самооценку своей деятельности.

Зарубежный опыт подсказывает, что у социального ра­ботника порой могут возникать преграды, не способст­вующие обращению за помощью к супервизору. Это мо­жет быть предыдущий, как положительный, так и отрица­тельный, опыт супервизорства. Плохой опыт может способ­ствовать осмотрительности и осторожности, а хороший — сравнению нынешнего супервизора с предыдущим. Кроме того, социальный работник может иметь ощущение, что он не нуждается ни в чьей помощи, что он сам может контролировать свою работу и анализировать ее. Это защи­та от критики со стороны, где указывают на очевидные ошибки. Плюс к этому порой супервизор работает слиш­ком авторитарно, что приводит к возникновению сопер­ничества по поводу того, кто лучше управляет клиентом. Вследствие этого у социального работника появляется не­обходимость доказать супервизору, что он сам может де­лать свою работу. Также супервизор может касаться вопро­сов, важных для него, а не для социального работника, и тем самым не удовлетворять ожидания последнего.

Зачастую социальные работники испытывают страх по поводу их осуждения и оценки супервизором, но они за­бывают, что, в свою очередь, супервизоры также беспо­коятся о произведенном впечатлении на клиентов.

Таким образом, наиболее сложной характеристикой, которой должен обладать супервизор, является способность одновременно в процессе работы видеть перспективы, иметь в виду проблемы клиента, с которыми пришел со­циальный работник, и самого социального работника, не теряя из фокуса-внимания собственный внутренний про­цесс и взаимодействие с клиентом здесь и сейчас. (Конеч­но, это умение приходит не сразу, требуются долгие годы практики.)

Сегодня нет однозначного ответа на вопрос, должны ли супервизор и социальный работник работать в одном стиле. Но обоим следует иметь много общего в языке и ценностях, чтобы понимать друг друга и вместе сотрудни­чать. Супервизорство позволяет оглянуться назад и оце­нить происходившее, дает шанс молодому профессионалу найти новые возможности, открыть для себя новые зна­ния, которые возникают в наиболее сложных ситуациях; в конце концов, получить поддержку со стороны.